Воспоминания Вадима Куликова

Воспоминание прошлого…
                В телефонных разговорах со своим другом Вадимом Ивановичем Куликовым как то обмолвился, что давно пишу книгу, уже страниц 250-270 есть, может и ты подкинешь что-то из своей жизни, как говорится из первых рук, ведь она у тебя такая насыщенная…, получил его письмо, где он пишет: «Друг, Володя Тузилин, попросил: - Напиши что-нибудь о себе, как служилось в ваше время, чем дышали, о чём мечтали?! С полной ответственностью отвечаю за каждую букву данного рассказа, а теперь как говорится…, чем богаты! Закончив Оренбургское лётное, служить попал на Балтийский флот, а именно в 846 Отдельный Гвардейский минно-торпедный авиационный Краснознамённый полк им. Преображенского. На училищных госэкзаменах технику пилотирования у меня проверял подполковник Ратанин – лучший инструктор-методист на Балтике, он то и взял меня к себе. Имея на Ил-28 налёт почти 3-го класса и попасть на «ИЛы» - несказанная везуха! Тем более будущий полк отличался отличной подготовкой лётного состава. Ещё бы! Всей этой «кухней» лично занимался и руководил Командующий авиацией ДКБФ Герой Советского Союза Сергей Арсентьевич Гуляев. Полк круглогодично работал с 2-х аэродромов: Скултэ (Рига) и Нурмси (Эстония). Налёт и совершенство у лётного состава росли как на дрожжах. Генерал-полковник С.А. Гуляев и сам не брезговал полетать на Ил-28, его «сотку» (бортовой № 100) знали и тепло встречали все аэродромы Балтики, куда он периодически наведывался. Мне лично везло с первых дней пребывания в полку. Почему? Коллеги-однокашники получили в свои экипажи таких же «зелёных» штурманов – лесников, выпускников известной в Советском Союзе Ленинградской лесотехнической академии. В конце 60-х годов подобное в авиации практиковали. Мне лесника «не хватило», а чтобы не «зачерстветь» на земле, со мной согласился временно полетать Старший штурман полка Владимир Иванович Воронежский, так как командир полка Вениамин Михайлович Светлов временно заболел. Воронежскому сразу приглянулся. Старшему штурману видимо было «за подло» летать в районе АС, как моим коллегам, которые «молотили» воздух по БК или в зонах, и уже скоро мы с ним стали летать на полигон Б-46, разумеется, с боевым применением. Опыт зрел автоматически. Позже служба свела с такими штурманами: как Николай Алексеевич Багно, Василий Иванович Пронькин – настоящими профессионалами и, что примечательно, – Все трое налегали на моё воспитание и как лётчика, и как личности. Через три месяца службы в полку был представлен на проверку техники пилотирования с самим Командующим авиации ДКБФ С.А. Гуляевым. Выполнили два полёта: в зону и по приборам, после чего Сергей Арсентьевич назначил меня командиром разведзвена… Так в 846 а/п впервые появилось звено на Ил-28Р. Я это воспринял как «намёк»: - летай, как положено, переведу в настоящий разведполк на Ту-22Р. А Ту-22р был мечтой всех лётчиков. В 15 одрап на Ту-22Р дорога только с 1-м классом. Всё складывалось как нельзя лучше! С.А. Гуляев почему-то с большим желанием на сверхзвуковые брал с «Илов», нежели с Ту-16-х (Ему было виднее). В Риге лётчики не засиживались, - способных сразу брали на 22-е, другим предлагалось кресло на Ту-16 или Ил-38. КТО В ПОЛКУ ЗНАЕТ, кто самый лучший лётчик? ПРАВИЛЬНО: наш уважаемый любимый технический состав. ТЕХ-НА-РИ!!! Чем меньше привозишь с полётов замечаний по работе авиатехники, не рвёшь покрышек у шасси на посадке, в общении – «не зануда», значит претендуешь 100 пудов на лучшего (минимум-хорошего). А если ещё у командования на хорошем счету в смысле, техники пилотирования - Выше всех похвал! Пока служил в Риге, почему-то сравнивали с неким В.Г. Кондратенко, якобы внешне и поведением я напоминал его, который успешно ушёл на Ту-22Р в 15 ОДРАП в Калининград. Только уже потом я узнал - какой это человек – легенда в авиации, ставший для меня иконой. Даже затаилась мечта: встретить бы!!! Но сначала надо самому попасть на 22-е…! Полетать как положено и в общем (чем чёрт не шутит). Получив 1-й класс на Ил-28 – прямая дорога на долгожданные 22-е, через беседу с тем же С.А. Гуляевым. Заветная мечта сбылась! Переучивание, экзамены и тому подобное, это как у всех, скучно. Вывозная программа — это новь! От одного вида на Ту-22 – дух захватывает, адреналин прёт по всему организму, на полёты как на праздник! С глубоким чувством гордости и благодарности вспоминаю своих любимых инструкторов: В.А. Скиба, А.Н. Паталаха, В.А. Савельев, И.Н. Ильин и других. Всю вывозную программу посчастливилось выполнить с замкомандира полка п/полковником Егором Абрамовичем Башлай – редкостным лётчиком старой закалки, а мужчиной высшей пробы! По уже накатанной схеме, обучаемый должен был вылетать самостоятельно на 9-й полёт, после ознакомительного и восьми контрольных, если, конечно, на это даст «добро» инструктор. Никогда не забуду свой первый полёт на этом «ревущем звере», на исполнительном старте: Включение мощных форсажей сопровождалось энергичными наклонениями-кивками пикообразного носа фюзеляжа вниз, как разъярённый зверь, пока удерживался стояночными тормозами, а после нажатия на тормоза – эффективный (подобный взрыву) бросок вперёд …. В общем сказка! Великолепная энерговооружённость Ту-22р позволяла очутиться экипажу через пару минут после взлёта уже в стратосфере. Забудьте, ребята, про какие-то бомбёры, Вы сели на «истребитель». Дерзайте! После третьего полёта Егор Абрамович спросил: «С какого самолёта в наш полк пришёл? Ответил: «С Ил-28…». Второй вопрос: «Самостоятельно пойдёшь?» Ответил: - Пойду! Башлай: - «Удивительно, хоть сейчас самостоятельно выпускай! Ребята с «Илов» лучше в воздухе нежели с других типов. Последующие полёты до самостоятельного используем с упором на особые случаи, их на нашем самолёте может быть предостаточно.». И кратко прошёлся по лётному составу полка (у кого – что было) упомянув при этом фамилию того же Кондратенко В.С., ушедшего уже в испытатели. Далее служба в 15 одрап с чувством гордости и достоинства! Под знамёнами С.А. Гуляева – куда угодно! Я благодарен командиру полка Ильину Игорю Николаевичу не раз защищавшего честь лётного полка от нападок другого командующего авиации Балтийского флота Павловского. Случайный человек в авиации – это страшно, его любимое «деяние» - самолёты по линеечке на стоянках, зачехлены, лётный состав ошивается в классах… Маразм! В общении с подчинёнными: крик, истерика, оскорбления и глумление… Если раньше при С.А. Гуляеве отличившиеся в воздухе лётчики награждались боевыми орденами, Павловский же жаловал дешёвые запонки (ему виднее…). А как потом выяснилось – сам воровал вагонами, разжалован, носил же «урка» генеральский чин! Наверх тащил – подобных Кучеровскому… Ефимыч тоже мнил, что он такой один! Особая благодарность моему любимому экипажу: штурману Косте Кузьмину, оператору – О.Б. Мякота, хотя за эти годы летал почти со всеми ребятами полка. А наша «ласточка» борт №43 круглосуточно в строю, благодаря «элитному» техническому экипажу, возглавлял А.Н. Дудин, начальник ТЭЧ отряда Алексей Иванович – первыми встречали после посадки с традиционным вопросом: - Командир, как аппарат? Отвечаю: - Спасибо! Как часы! Уже на земле: - Ребята, посмотрите пожалуйста, что-то там постучало, покачало, вибрировало, стукануло… Не уйдут домой пока не установят причину (настоящие хирурги), а утром, - выявлены такие-то недостатки, проведены работы… Летай на здоровье! Как и всякий сверхзвуковой самолёт со стреловидным крылом Ту-22Р имел две серьёзные проблемы, связанные с полётами на больших скоростях, в значительной степени влияющие на безопасность полётов. Это различные формы флаттера (колебаний крыла и отклоняемых поверхностей) и реверс элеронов. Эти явления, к сожалению, пришлось испытать и мне. Все предыдущие отказы в воздухе за годы службы на Ту-22Р были просто «ягодки». Последние две проблемы - просто впечатляющие! Возникают – неожиданно, последствия – Всё зависит от грамотных действий лётчика. У В.Г. Кондратенко (будучи испытателем) Ту-22 развалился в воздухе (ФОТАБ при сбросе взорвалась в бомболюке), благо была высота 10 000 метров. Катапультировались. Живы! У меня планер разрушился в воздухе на флаттере от перегрузок, первоначальное впечатление – будто стабилизатор оторвался, началась раскачка по тангажу в течении каких-то 19 секунд… далее лирика. Пришёл на аэродром, сел у «Т» без замечаний. После заруливания на стоянку технари не узнали собственный самолёт: фюзеляж был разрушен до неузнаваемости, отсутствовала половина киля, разорванные крылья… Подобного никто не видел: - С кем, с чем командир, так лихо столкнулся в небе? Причину разрушения установил на следующий день по анализу средств объективного контроля, а по формуляру убедился: - Как повезло, что фюзеляж «Вынес» эти запредельные перегрузки, (это был самый новый самолёт в полку по году выпуска). Несказанно рад, так как последствия могли быть непредсказуемыми. Неоднократно убеждался за годы службы на Ту-22Р, что победа любит подготовленных, а после этого полёта - особенно! Самолёт больше никогда не летал, кое-что из начинки взяли на запчасти, а остатки (гора металла) просто сожгли, взяли и по-хамски уничтожили (лучше бы разрезали и сдали в металлолом). Умники! Кстати, самолёт дотла сгорел за 4 минуты 46 секунд. Эти подробности я узнал потом от бывших коллег. Теперь кратенько о своей службе. Которая резко изменилась, как аэродинамика того самолёта, которого «покачало» в моём ночном полёте. Наивно думал: - всё обойдётся, разберутся, проанализируют показатели средств объективного контроля (т.е. записи «чёрного ящика») – чего проще, там всё написано... Сколько лет прошло, а тут позорный приговор Кучеровского, разумеется, по указанию Павловского (уверен на 100%) стоит в ушах: - «Из-за хулиганских побуждений в полёте раскачал самолёт, тем самым загубил секретную, дорогостоящую авиатехнику, нанеся государству неизгладимый ущерб… Отстранить от занимаемой должности и представить к суду… и т.д. и т.п. И ведь состоялось судилище! Показательное! Собрали с полков авиации по 15-30 человек, приехали представители Казанского авиационного завода, выпускавшего Ту-22Р, командование авиации БФ, 15 одрап и началось… Как в народе говорят и в хвост, и в гриву! Упор: только такие преступные (хулиганские) действия могли убить экипаж! А почему остались живы?! Дуракам везёт! Несколько часов подряд: одно и тоже. Думал потерплю позор, лишь бы с лётной работы не выгнали…. Но есть же Бог на свете: после 4-х часового «разбора» Павловский сказал: - Слово предоставляется представителю КБ имени Туполева из Москвы. Встал седой, заслуженный лётчик испытатель и сказал следующее: «Подобного на Ту-22 в СССР не было даже у лётчиков-испытателей! Как с этим справился командир – только ему известно. Со всей ответственностью и твёрдой уверенностью заявляю: - Был бы жив дед Туполев, он за этот полёт представил бы его, как минимум,  к ордену Боевого Красного Знамени и тыщёнок 50-60 дал бы в награду, и этот лётчик был бы у нас в КБ, в Жуковском. Потом он подошёл ко мне (сидящему как положено на судилище перед залом присутствующих)и сказал: – Вот смотрю! На тебя 4 часа говно льют, а ты, дурак, слушаешь! Да плюнь ты на них, на всех!!! Похлопал меня по плечу, приобнял и вышел вон из зала, который погрузился в мёртвую тишину. Павловский при этом замер и стоял истуканом, не зная что сказать и как себя повести....
        С занимаемой должности, разумеется, был снят, временно посадили на Ту-16, потом попросился рядовым на Ту-22Р, ещё немного полетал! Последний полёт, - перегонял «22-й» с Балтики на Чёрное море в Саки, в 30 одрап. Почувствовав, что «кислород полностью перекрывают» во всём в чём можно - изъявил желание на увольнение с Вооружённых Сил… Была мысль «клюнуть» на заключение представителя КБ им Туполева (а почему бы и нет?). В стране не было подобного, а ты достойно справился…может и удалось бы воочию увидеть своего кумира В.Г. Кондратенко, тем более он уже тогда являлся руководителем всех испытателей КБ! Но — это лирика! Не так, как говорится, воспитан, больше и чаще думаем о скромности. Друг-однокашник, заслуженный лётчик-испытатель Саша Махалин с этого КБ в своё время сказал назидательно весомо: - «Ну и дурак, что не проявил инициативы, уж, а попытаться то было можно… Тем более с такого самолёта Ту-22Р! Я сам освоил 28 типов самолётов, а на 22-ом полетать не удалось, а мечтал… Все испытатели в КБ уважали этот лайнер и говорили, что круче этого самолёта в стране (мире) не было! Потом: - предложили преподавательскую работу в лётном училище. Согласился. Закончил академию им. Гагарина в Москве, 10 лет учил молодёжь прелестям морской авиации… Ещё год назад в госпитале им. Бурденко знакомился с заслуженным лётчиком-испытателем генералом Бородулиным Виктором Михайловичем. – На чём летал? (Вопрос) Отвечаю: 12 лет на Ту-22Р в морской разведке. Ответ: 12 лет – тут панты не прокатят! Молодец! Я тоже на нём мечтал, но не удалось…, даже на Ту-144 летал, затем на «МиГи», «Сухари» … Как мог: хотелось рассказать о лучших страницах жизни, связанных с Ту-22Р, с нашей лётной профессией… Как получилось – судить Вам. С уважением В.И. Куликов (декабрь 2020 г.)

Р.S. Старина! У тебя тоже сложилась «лётная судьба» - нормально! Полетал на отличных самолётах, ушёл с достойной должности (может не всё удалось - чего был достоин и чего хотелось), приедешь в гости (или при встрече) – поговорим. Мы ещё с тобой на охоту смотаемся, как раньше…».

    Я ничего не корректировал, что Вадим написал, то я и изложил в зтом рассказе.

    Моему другу, Куликову Вадиму Ивановичу, замечательному одарённому человеку, лётчику божьей милости, самому преданному авиации, из всех, кого я в жизни встречал, посвящаю:      
      
          ***
Трудно Вадиму жить без полётов!
И во сне облака под крылом,
А в ушах гул турбин самолётов.
Да огромное небо кругом!

Он в нём летит, так как летал когда то
И молнией пронзая высоту
Он улетает далеко куда то
С тобой Наталия, в прекрасную мечту...


Рецензии