Колымская трасса. Остановки по требованию Глава 2
Эту остановку мы сделали по просьбе капитан-командора Витуса Беринга (1681—1741). По времени она была почти на 100 лет раньше, чем до Якутска добрался Фердинанд Врангель.
Одна из великих заслуг Петра I в том, что он стал основоположником научного изучения географии России и близлежащих территорий. В конце 1724 года Государь издал указ об организации Первой Камчатской экспедиции и поручил Коллегии Адмиралтейства подобрать наиболее подходящую кандидатуру руководителя. Петру I предложили доверить это дело Берингу, на что было дано государево согласие.
6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.
Поручение государя хранилось в секрете, чтобы о нём не узнали иностранцы – в первую очередь, испанцы и голландцы, которым экспедиция Беринга была очень интересна. Несмотря на всю секретность, уже на следующий день после отъезда капитан-командора голландский посол в Санкт-Петербурге Виллем де Вильде отправил своему правительству секретную депешу, где сообщал о её начале.
Письмо г-на В. де Вильде в Санкт-Петербург г-ну клерку Генеральных Штатов…
"Капитан корабля Беринг вчера выехал отсюда на Камчатку с большим количеством лоцманов, матросов-мастеровых и всеми материалами, необходимыми для строительства двух маленьких судов, его миссия – пройти на север и узнать, есть ли проход между Америкой и Восточной Сибирью, как он думает, или же Америка соприкасается с последней. Это длинное и опасное путешествие, но если оно пройдёт успешно, оно обеспечит великую славу императору и создаст имя капитану Берингу"[
Беринг с командой выдвинулся из Петербурга в январе 1725 года. В течение двух лет речными судами, пешком, на лошадях через Сибирь добирались до Охотска. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск.. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря.
Здесь они перезимовали, после чего отправили снаряжение к устью реки Камчатка на лодках и собачьих упряжках. Летом 1728 года, обосновавшись на восточном побережье Камчатского полуострова, Беринг со своей экспедицией завершил строительство первого бота «Святой Гавриил». К концу лета судно выдвинулось вдоль материка на северо-восток.
Экспедиция вышла в Чукотское море через пролив, получивший впоследствии название Берингов, и повернула домой. Несмотря на то, что североамериканское побережье не было обнаружено, Беринг посчитал задачу выполненной – в ходе экспедиции выяснилось, что Америка и Азия не соединяются. Обогнув Камчатку с юга, он ещё нанёс на карту крупную незамерзающую бухту в Тихом океане Авачинскую губу и Камчатский залив в восточной части полуострова. После этого весной 1730 года Беринг с командой через Охотск, а потом через всю Россию вернулись в Петербург.
Коллегия Адмиралтейства по итогам Камчатской экспедиции Беринга пришла к выводу, что задания Государя Петра I были выполнены не до конца: экспедиция не побывала на американских берегах и не полностью доказала, что соединения Азии с Америкой нет. Тем не менее, Берингу присвоили чин капитана-командора и наградили премией в тысячу рублей.
Через два месяца после возвращения Беринг представил правительству проект Второй Камчатской экспедиции.
В 1733 году Коллегия назначила Беринга руководителем Второй Камчатской экспедиции.
Якоря, чугунные и медные котлы, запрошенные командором Берингом для 2-й Камчатской экспедиции, надлежало отлить на Уральских заводах в Екатеринбурге и Каменке. И строго наказали к концу осени, как проследует из Санкт-Петербурга господин капитан-командор Беринг с командой, отчитаться о том, что сделано. Заказ контролировал лично Виллим Иванович Геннин, тогдашний Главный командир горнозаводского Урала. Все было исполнено точно в срок.
Но для постройки двух пакетботов в Охотске требовалось еще приблизительно 32 тонны железа. Беринг и Генин посчитали, что возить железо с Ангары, где специально для нужд экспедиции строили литейный завод до Лены посуху, а далее сплавлять три тысячи верст, — прямой убыток казне. Надо поставить я Якутске малый завод.
В районе Ленских столбов близ Якутска к тому времени уже были разведаны железные руды. Монахи соседнего Покровского монастыря плавили руду в малых печках.
Уральские мастера выбрали место для строительства завода вблизи Якутска на реке Тамга (Тамма) - притоке Лены. Командиром нового завода был назначен московский дворянин горного дела надзиратель Александр Соловьев. …
Совместными усилиями ссыльных из Иркутска и Якутска крестьян Якутского уезда и матросов 2-й Камчатской экспедиции под непосредственным началом Александра Соловьева завод — первый в мире металлургический завод на вечной мерзлоте — 23 сентября 1735 года был пущен в ход.
С весны 1736 года железо от завода стал принимать шкипер экспедиции Дмитрий Коростелев.
Нужда в металле более не держала экспедицию. С воеводской канцелярией она обговорила путь, каким крестьяне должны были доставлять ей раз в год тысячу пудов полосового, баутного и четырехгранного железа, скованного под тамгинским молотом, и в середине лета отбыла.
Беринг провел в Якутске три года, занимаясь снаряжением экспедиции, доставкой грузов в Охотск и проблемами железоделательного завода. Этот завод уральская администрация хотела передать в ведение экспедиции. Беринг, ссылаясь на то, что он отправляется в Охотск в 1737 году, отказался от этого предложения.
.Александр Соловьев умер от чахотки в 1736 году, два года ждали нового командира завода. А в декабре из Екатеринбурга на Тамгинский завод наконец приехал горный офицер Метенев и с 1 января 1738 года заступил на должность заводского управителя. Афанасий Метенев, коломенский дворянин, 35 лет от роду, в горной службе — с 1723 года, надзиратель припасов -- был отправлен в край вечной мерзлоты с должности управителя Сусанского завода, что на Среднем Урале, коему сам подыскивал место и строил. Но главным делом его жизни стал Тамгинский завод, который остался в истории отечественной металлургии скорее всего потому, что руководил им именно он, Афанасий Прохорович Метенев.
Все знают блестящих морских офицеров с кортиками, в XVIII веке — еще и в напудренных париках, а кто знает горных? От горных офицеров не требуют героических поступков, поднимающих на подвиг подчиненных. Горным офицерам должно было строить заводы и отчитываться по расходам. У горных офицеров скверный характер и самостоятельность во мнении, они сухи в обращении и сразу же на первом году службы забывают суетную манерность, чинопочитание и многословие светской жизни. Горные офицеры десятилетиями не видели родных. К тридцати годам горный офицер имел за плечами построенный завод, поднятый рудник или проведенный до Петербурга караван с металлом. К тридцати годам горный офицер бывал жестоко оштрафован за пьянство или рукоприкладство, сожительство с женой ссыльного или за прием на работу беглых.
От якутского завода требовались ежегодно тысяча пудов металла для экспедиции, полтысячи — в Якутск и Охотск, еще полтысячи пудов — на вольную продажу. Масштабы по тем временам весьма немалые. Метенев вникал в дела три месяца. По своему опыту он знал: заводу, чтобы устоять, требуются три вещи — школа, приписные деревни и «Божьим изволением» посланные руды — будь то железо, медь, серебро или золото. Получив отказ из Екатеринбурга о школе, а из Якутска и Илимска о приписных крестьянах, Метенев понял, что будущее завода — только в богатстве недр. И за всякий камешек, приносимый на Тамгу русскими крестьянами, якутами и эвенками, Метенев стал награждать по красной цене, как за самую добрую руду, лишь бы зашевелился народ, лишь бы увлекла его рудознательская лихорадка.
В 1740-м Беринг в очередной раз — последний раз в жизни — уходил в море и снова отказался принять завод в свое ведомство. Потому-то, может быть, и знают немногие, что от этого человека на этой земле и в этой жизни остались не только великие географические открытия, но и завод, впервые в истории мировой металлургии построенный на вечной мерзлоте и дававший продукцию в столь суровых природных условиях.
«Сего лета отправляемся в вояж в море для исполнения порученной мне Экспедиции, где сколько времени пробудем — неизвестно. Мне самому над тем заводом смотрение иметь и вспоможение чинить никак невозможно, да и из всей команды моей достойного офицера определить некого. Ибо все у своих должностей обретаются и будут со мною в вояже». Это строки из последнего письма Беринга в Екатеринбург.
Беринга ждали два года, но он умер на маленьком острове в Тихом океане в 1741 году. Остров Беринга - место упокоения капитан-командора.
Итогом Второй Камчатской экспедиции в 1733-1743 гг. стали не только новые географические открытия на северо-востоке Сибири и берегах Северной Америки, но и основательное изучение всей Северо-Восточной Сибири. Деятельность экспедиции в целом, опыт перевозки грузов и перспективы развития всего северо-востока Сибири поставили вопрос об организации круглогодичного регулярного сообщения от центра Восточной Сибири г. Иркутска до Охотска и Камчатки. К 1731 г. на пути Иркутск-Якутск-Охотск станции существовали в границах Иркутского и Илимского уездов, в более обжитых районах верховьев р. Лены. Как показывает "Описание Иркутского наместничества 1792 года", вторым участком, где были учреждены станции, стал Якутско-Охотский тракт. В 1731 г., по предложению В. Беринга, для снабжения вновь открывающегося Охотского морского порта была проведена работа по обустройству Охотского тракта. В пределах Якутского уезда от г. Якутска до р. Алдан были учреждены 13 станций, а к востоку от Алдана до Охотска ввиду отсутствия населения - только две. .( https://www.odynokiy.livejournal.com/163910.html/)
В 1743 году завод обнесло вокруг вешнею водой. Он оказался словно на острове, обреченный умирать. Летом в Якутск прибыл капитан-командор Чириков и объявил, что Сенат прекращает финансирование: «Экспедиции — конец».
С этих пор завод, которым командовал Метенев, уже нельзя называть Заводом Командора.
В тексте использованы сведения с сайтов.:
https://www.nkj.ru/archive/articles/21544/ (Наука и жизнь, Камчатские экспедиции Витуса Беринга)
https://www.history-kamensk.ru/ Краеведсеский музей города Каменск-Уральский. Автор:
Н. Корепанов Завод командора.
Афанасия Метенева мы еще вспомним в своем путешествии по Колымской трассе.
Свидетельство о публикации №221060700705
Виктория Романюк 19.11.2021 17:46 Заявить о нарушении
Рита Леках 20.11.2021 08:37 Заявить о нарушении