Скерцо-марш

1985 год. Филармония. Второй состав. Шестая Чайковского. Дирижирует Арвид Янсонс. Немолодой уже человек, с седой дирижерской шевелюрой, полноватый.

Мне Чайковский нравился и нравится, но особых потрясений я не испытывал при его прослушивании, трогало конечно, воздействовало. Финал, этой самой, шестой симфонии, будь ты хоть камень, заставляет сопереживать. Но не ошарашивает, не выбивает из обычного ритма, не удивляет.

Для дирижера есть три главные вещи - интерпретация, коллектив и друг - выдающийся композитор. Тогда-то, при наличии этих трех составляющих, и получается выдающийся дирижер.
При живом Мравинском совершенно невозможно быть первым, когда ты находишься рядом, функционируешь в одном городе, в одной организации. Но, тем не менее, потряс меня именно этот прекраснейший дирижер, латвиец.

Я рассказываю именно о Моем восприятии. Шестая симфония Петра Ильича состоит из четырех частей. При наличии ярчайших первой, и, естественно, гениального финала, как-то, вторая и третья часть для меня проходили не особо привлекая внимания. Как разработка в сонатной форме, нечто необходимое для развития, но не главное, а так, ну, форма такая, нужно заполнить чем-то.

А тут!!!

Сижу, себе, слушаю. Первая часть, вторая... Начинается третья, я ее конечно и раньше слышал, но тут начинает во мне зарождаться какое-то смутное беспокойство, и продолжает расти, с некоторыми отдохновениями-отливами, и дирижер держит это напряжение очень крепко. Тема музыкальная, даже, веселая, развитие - сквозное, разработки нет. Динамика и мощь, с меццо пиано, постепенно нарастает, дирижер - все активнее жестикулирует и нагнетает, утяжеляется оркестровка, форте, отступление небольшое, опять форте, еше форте, фортиссимо, фортиссимо, отступление, и, наконец, оркестр, выведенный на наивысшее энергетическое плато, завороженный этим дьяволом, ***ЧИТ, так, что...

Ну, просто,

- ***ЧИТ!!!!

- нет у меня другого эпитета,

- фортиссссимо...темп...бешенство какое-то...

А, этот, Арвид, в самый кульминационный момент,

Намахавшись, разгоняя эту махину,

Стоит абсолютно неподвижно,

Опустив руки вниз,

И полностью контролирует процесс,

Одним, лишь, горящим сумасшедшим взглядом!!!


Четвертая часть на меня не произвела своего обычного впечатления.

Не знаю, может стремление к таким эффектам и дурной тон, но мне очень понравилось.

С тех пор, данное скерцо - мое любимое произведение, точнее, часть.


Рецензии