Познакомимся снова

Вера Александровна Скоробогатова, Санкт-Петербург.
Коренная петербурженка.
Прозаик и поэт, автор 7 изданных книг.
Вышли они в 2013, 15,18,19, 2020 и 23 годах.
Готовятся новые.

Третья — объёмный роман, который писался 4 года.
Первая — тоже большая. Сборник прозы юных лет.
Сейчас пишу новый роман — о пчеловодстве и путешествиях.
( - Жизненные для меня темы).
По основному образованию — историк-музеевед.

Публиковалась во многих изданиях России и Латвии.
(Поясню, почему именно Латвии. Я — коренная петербурженка, поехать мне почти некуда. И вот в 2013 году довелось познакомиться с рижским отделением СПР.
С тех пор я каждый год ездила к коллегам в гости. Они организовывали выступления и публикации).
Я выступала как литератор на радио в Пб и Риге. На Книжных аллеях в Пб.
Так же — в библиотеках и школах Пб, Риги и Северной Карелии (где тоже часто путешествовала).

Несколько лет я руководила творческой студией и была
главным редактором лит.-худ.альманаха — патриотической направленности.
 В основном для подростков и молодежи, но встречались люди разного возраста.
Целью организации было — совместно с литераторами, музыкантами, художниками помочь молодежи в самореализации, развитии творческих способностей.


Отец мой — инженер И баснописец.
Мать — гинеколог И тонкий знаток русского языка.
Брат — ученый-биолог, автор множества вузовских учебников, по которым
 с недавнего времени учится вся страна.
Словом, родная семья креативная.
Семья, в которую я вышла замуж - не менее.

***

Да данный момент - по параллельной профессии - я эколог.
В Международной Академии Наук Экологии — МАНЭБ. В отделе ЧС.
Пишу и редактирую статьи для ВАКовского журнала «Экология и развитие общества». Провожу научные заседания.
Темы различные.

*Влияние кормления с\х животных, птиц, рыб на получаемые продукты и следовательно — на здоровье человека.
*Происшествия на объектах пчеловодства в зимний период.
*Загрязнение Арктики. А так же важность ее освоения для безопасности РФ
* Дистанционный мониторинг физиологических показателей человека в ЧС — для предотвращенияе терактов.
Изобретены специальные приборы, которые можно устанавливать в местах скопления людей: аэропорты, вокзалы и пр. Показатели человека меняются в зависимости от напряженности обстановки. От того, что он собирается совершить и что для него это значит.
*Так же — минеральное питание как фактор здоровья служебных собак. Снижение рисков, связанных со здоровьем собак,  используемых в деятельности федеральных органов, обеспечивающих национальную безопасность государства.
И т.д.

По сути такая работа близка к литературе, однако научный слог совершенно иной.
Я же — по складу ума — художник.
В научной работе черпаю немало вдохновения и, конечно, информации для прозы.
 
Я говорю «параллельная профессия» потому, что продолжаю считать: писатель — это профессия.
Хотя власть-имущие исключили ее из реестра.
(В связи с упразднением статьи Конституции о гос.идеологии. Соответственно,   идеологи теперь не нужны. А писатели, оказывается, к ним относились.
Пусть никто из нас, изначально, об этом не задумывался.
Мы все самовыражались!)

Сочинять я начала еще дошколёнком.
С 1 класса писала без ошибок.
Начиналось всё с рассказов в двух тетрадочках — «О природе» и «О хороших людях». Компьютер еще не появился, я писала в толстых тетрадках.
А в 11 лет я уже знала, что я — писатель.
И создала первый роман — о летнем школьном лагере. Назывался он «Два вождя». Он не опубликован.
Подумываю вскоре обработать его, потому что читатели зачастую ждут от меня подростковых книг. Удивляются, почему их нет.

Взрослые тогда уверяли, что для будущего писатель — занятие не надежное.
Способность красиво писать — ещё не всё.
Во всяком случае, для начала нужно получить опыт в других профессиях, чтобы произведения НЕ выходили скучными.
Надо как можно чаще и дольше путешествовать, в идеале — совсем уехать на время с Родины,
чтобы менялись углы зрения на мир, на себя, на жизнь.

Любая смена ландшафтов развивает и обогащает внутренний мир.
Здесь нельзя не согласиться.

Так и началась моя сумбурная биография. Вместо того, чтобы готовиться в Литературный институт,
куда была прямая дорога — т. к. я отлично владела всеми нужными предметами...науками...
я в 14 (!!!) лет поступила учиться на модельера. И ломала мозг о точные науки.
(Так бывает. Близкие из лучших побуждений  передают нам свои установки).

В 19-20-летнем (!!!) возрасте, втайне продолжая писать и думая, по большому счету, только о литературе,
я работала  модельером-конструктором одежды — и женской, и мужской.
Эта работа на время увлекла. Казалась сродни полёту в космос!
И, конечно, она тоже вела к писательской деятельности.
Перед глазами проходили в огромном количестве НЕ похожие друг на друга люди, -
с их судьбами, взглядами, случайными мыслями, рассуждениями, правилами, установками, счастьем и бедами, восторгами и обидами, разногласиями и мечтами...
Заблуждениями, ошибками, дилеммами, решениями, попытками...
И все они носили мою одежду — ту, что я нафантазировала для них
и для создания которой построила лекала!   

При этом, прячась под рабочим столом, я изучала творения классиков-литераторов.

Вскоре врачи запретили мне работать на швейных предприятиях из-за аллергии на пыль. А впечатления остались.
 ОТСТУПЛЕНИЕ
К слову, хочу заметить: владение швейными профессиями дает любой девушке, женщине колоссальные преимущества! В любых обстоятельствах и в любой форме, при любой внешности ты можешь выглядеть королевой. Если в магазинах всё слишком коротко или длинно, широко или узко, если ткани неприятные — синтетические, и расцветки не твои... или, не дай Бог, слишком дорого... Ты легко справишься с ситуацией. Ты будешь уверенной и почти всемогущей.

И еще, к слову. Если бы у меня спросили совета о школьном образовании, то  в первую очередь я бы говорила о вреде безвылазного, бестолкового прозябания за партой после 12 лет.

В мои школьные времена бытовала «страшилка»: за плохое поведение подростков исключают из школы и ссылают в ПТУ.
Мы этого боялись.
Но на деле — абсолютно для всех школьников, из любого времени — именно это стало бы благом и преимуществом!
Гораздо полезнее и веселее (!) вместе со средним образованием получить какую-нибудь базовую профессию. Научиться работать руками, создавать что-нибудь осязаемое.
Развитие мелкой моторики, как известно, развивает и мозг,  креативное мышление. Даже общеобразовательная программа усваивается легче!

Истинная страшилка — это пустой отъём сил и времени, но ее  никто не замечает. В лучшем случае (!) юные граждане «отсиживают» в школе, вызубрив заданный объем, поступают в выбранный вуз, постепенно забывают лишнее (а это процентов 80). Остаются лишь «корочки», сколиоз, испорченное зрение.
 
Между тем, после училища, если человек  хочет учиться еще, он идет дальше — куда угодно.
Возможно, печник-каменщик превратится потом в ученого-биолога, повар — в артиста или водителя, портной — в экономиста. Но жизнь их  будет богаче, взгляды — шире, возможности — больше.
Это истории из жизни.
Потому очень жаль очумевших от монотонности и «детского положения» старшеклассников. Они давно не дети, но большинство владеет только компьютером. Их время идет однобоко, впустую. А пустота, как известно, побуждает человека только дурить.

***
Далее. Наступил период нигилизма и первых путешествий.
Подруга детства позвала в гости в Хельсинки, откуда открылись новые пути. Я “вживую" столкнулась с иностранными языками и параллельными мирами, как называла другие страны.   
Ведь каждая — это отдельный, самобытный мир.
Всё шло в копилку писательских впечатлений.
Я начала переводить финские и арабские стихи, писать на скандинавские темы.   

Поступила учиться в Санкт-Петербургский университет Культуры и Искусств на факультет “Музееведение и экскурсоведение». Столкнулась с многообразными, глубокими историческими науками.

Да, по основному образованию я – музеевед-музеефикатор. Человек, превращающий заброшенные, разрушенные обьекты культурного и природного наследия в музеи, национальные парки!
Работать по этой профессии не довелось. Но я искренне горжусь ею и благодарна преподавателям. Эти удивительные люди по-настоящему открыли мне мир и помогли обрести себя.
Как литератор, я часто вдохновляюсь музейным миром, полным своеобразного очарования, волнующих открытий и вечных тайн, мистики и нескончаемых фантазий! 

Тем не менее, по музейной профессии мне довелось поработать,
но с другим уклоном.
Например,
экскурсоводом музея Артиллерии, Инженерных войск и войск Связи (Санкт-Петербург),
научным сотрудником музея Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург).

 Наконец, гидом-экскурсоводом (в т.ч. с заходами в музеи)
по Скандинавии, Европе и Северо-Западу России.
Что стоит написания еще многих книг...

В гиды я пошла именно для того, чтобы посмотреть мир своими глазами.
Т.к. своим ходом НЕ представлялось возможным.
 
Некоторое время дорога, можно сказать, в прямом смысле была моим домом. Нестерпимо манили горизонты!

Я объехала не только Скандинавию и Европу, но и часть Африки, Фр.Полинезию.

По России — кроме всего Северо-запада — были Урал, Краснодарский край, остров Сахалин и Камчатка.   Всего вкратце не перечислить.

И это далеко-далеко не всё, о чём можно было бы рассказать.

ОТСТУПЛЕНИЕ - СТИХИ ПРОЗАИКА

МУЗЕЙНЫЙ ГОСТЬ

Пересечение веков...
И ты стоишь на перекрестке,
Ловя дрожащею рукой
Минувших судеб отголоски.

Они, как бабочки, мелькнут
Непостижимой рябью крыльев,
И переполнят тишину
Их нерассказанные были.

Как будто шепотки манЯт:
"Проникни, гость завороженный,
В мечты исчезнувшего дня,
Коснувшись каменной колонны!

Все те же стены и углы,
Но вещи –  за стеклом витрины.
Ты чуешь колыханье мглы
Веков, что тихо дышит в спину,

Что разделяет нас, чужих,
Но чем-то трепетно-похожих?
Ничтожно-маленькая жизнь,
И вера в то, что невозможно

Пересечение веков...
Мы все –  лишь пыль в томах ученых...
Не уходи, почтенный гость,
Случайный гость завороженный!"

А кто-то непременно скажет
Устало, резко, свысока:
"Твоя судьба мелькнет, как наши,
Миражной звездочкой в руках".

– "Неправда. Оставляют след
И короли, и ротозеи!
Все было б бренно на земле...
Когда бы не было музеев..."

***


Литературе я всегда оставалась верна, смотрела на жизнь сквозь её призму: события прошлого и настоящего машинально складывала в занятные истории.
Для писателя опыт означает сюжеты.
Не дай Бог всё переживать самому, но на чужих дорогах мы многое видим в непосредственной близости, сопереживаем кому-то.
Без наблюдений и собственных ошибок  писатель НЕ прочувствует чужие жизни, а значит, произведения выйдут плоскими либо однообразными.
 
Мы все приходим постигать мир и учиться чему-то своему —  подчас другим не понятному. Мы имеем право ошибаться и менять мнение.
Здесь нет ничего страшного.

Конечно, по неопытности перемыкая собственную энергию, двигаясь чужими дорогами, мы невольно ломаем свои души.
(Это к вопросу о названии романа — «На пути в Иерусалим»).
Начинаются несоответствия между «хочу» и «могу», «мечтаю» и «делаю».
Нужно успеть это понять и прекратить подавлять себя. Раскрыться. — Через труд, преодоление страха.

Успеть настолько, чтобы хватило времени осуществить задуманное.

Например, в пересчете на написание и издание книг жизнь человека оочень коротка. (Если, конечно, относиться к делу добросовестно).

Мой путь тоже мог быть более простым и спокойным.
А главное — более плодотворным. КАЗАЛОСЬ БЫ.

...Если бы способствовали обстоятельства, времена, государство...
И собственный разум!
Если бы НЕ манили неизвестные дали, где мы находим НЕ только счастье, но и массу неприятностей.
Ведь нам порой приходилось бороться за выживание (в разных смыслах слова) - вместо того, чтобы писать книги и совершенствоваться.

Я росла в неудачное время. Даже учиться было сродни подвигу.
Масса моих ровесников считала это ненужным. Тогда.
И огромная часть часть моих ровесников уже пропала, погибла.
Я нигде их НЕ встречаю.

Однако былые трудности, беды впрямь превращаются в кладези сюжетов!


***

- Как обычно появляется замысел романа?

- Между делом, спонтанно. Осенила идея, потекло повествование. Главное — успеть записать, пока не забыла подробности.
Если мысли, наблюдения не умещаются в рассказе, составляешь   план романа. И начинается долгая работа. Вдохновения может уже не быть, а сюжет нужно логично выстроить, «свести концы с концами».

Многие читатели удивляются, как писателям удается рождать идеи, создавать книги. Кому-то это кажется почти чудом.

Но всё просто: для каждого дела нужны любовь и некий дар, нужно быть на своем месте — будь то починка двигателей, выпечка пирогов, мытье окон, обучение профессиям.

Написать хорошую книгу — то же, что вылечить человека, тонко почувствовав и поняв его организм.
То же, что содержать большой дом в идеальном порядке.
Построить лекала прекрасных нарядов.
Запроектировать и возвести здание.
Так же, как создать человеку новый образ  —  чтобы дурнушка превратилась в красавицу.
Нужны конструктивное мышление, творческое увлечение и упорство, а главное — любовь к своему занятию. Без любви даже самое прекрасное дело превращается в муку.

Меня тоже восхищает, когда, например, кто-то выращивает плодоносящие сады.
Когда кровь на анализ из вены медсестра берет виртуозно, не оставляя на руке синяков.
Или хирург проводит сложную операцию, умудрившись не изуродовать тело шрамами.
Когда родители, воспитатели чутки к детям-подросткам: ни в чем не ломают их, вовремя улавливают каждый назревающий кризис, успевают доступно объяснить жизненные тонкости.
 Когда ветеринар спасает объевшуюся пенОпласта кошку.

 Когда повар создает экологически чистые и потрясающе вкусные блюда.

Когда механик собирает из кучи хлама новый автомобиль или ремонтирует старый советский корабль, чтобы тот вышел в море.

Всё это — искусство. Которого может достичь каждый человек, если отыщет собственный путь.


***

О самом волнующем событии из писательской жизни.

— Это издание моей первой книги прозы   «Северные баллады» в 2013 году.
После чего пошли частые публикации, разнообразные выступления, поездки, знакомства с потрясающими коллегами,  письма от незнакомых читателей
 и даже случайные встречи с ними.
Это было гигантское счастье и крылья за спиной.
 Жизнь перевернулась.
Хотя на самом деле наоборот — я попала на собственный путь, вырвавшись из лабиринта.
С детства это было заветной мечтой. Но я оттягивала её исполнение и даже ощущала вину — за то, что не смогла уйти от писательства и не оправдала возложенных на меня надежд в других профессиях. —
Глупейшая ошибка.
Но тем больше и крылатей было потом моё счастье.

***
Какие проблемы современного российского общества для Вас интересны, как для писателя?

До 2016 года я (музеевед-историк), не представляла, что стану экологом. Но вот уже 5 лет я — эксперт Международной Академии Наук Экологии, Безопасности человека и природы (МАНЭБ) в секции "Чрезвычайные ситуации". Пишу и редактирую статьи для ВАКовского журнала "Экология и развитие общества". И, конечно, черпаю здесь вдохновение для реалистичной художественной прозы.
Я много путешествовала и каких только экологических безобразий ни видела!
Изучая экологические карты мира, отметила грустную ситуацию — особенно в Петербурге, Краснодарском крае, Архангельске.
Пока человек здоров, или кажется, что здоров, ему море по колено.  Но никто не знает, куда и когда ударит загрязненная окружающая среда. Она уже настолько пострадала, что мы живем в реально опасных условиях. То, что Земля — наш дом, не пустой звук.
Загрязнения вызывают болезни, которые мешают людям жить и сокращают жизнь. А часто дети сразу рождаются нездоровыми.
Здесь не только проблемы воды, радиации, мусора. Но и химические удобрения, обработка, пищевые добавки, отходы топлива - в т.ч. самолетного.
Никто не защищен от опасных влияний.
В опасности не какие-то мифические потомки, а мы сами. Сегодня.
Казалось бы, а что обычные люди могут сделать? — Они не правители, не владельцы предприятий. И времени, сил нет для общественной работы.
Вместе с тем, нет смысла «складывать лапки» — мол, жить всегда вредно и все равно мы все умрём. Ведь в наших интересах жить долго и счастливо. А природа, она благодарная — быстро отзывается на попытки ее очистить.
Помимо отдельного сбора мусора — внедрять, а еще лучше — изобретать, совершенствовать очистители воздуха, очистные сооружения, приборы для проверки, топливо нового поколения. Безопасную пищу.
Безопасные средства борьбы с вредителями.
Понятно, что невозможно запретить привычные человечеству вещи. Так натворишь еще больше бед.
Нужно искать безопасные альтернативы. Здесь будущее за наукой! Тем, кому предстоит выбирать профессию, стоит об этом подумать. За изобретениями — будущее.
Лучшие идеи рождаются все-таки в детстве, в подростковом возрасте, а потом развиваются либо забываются.
Прогресс не стоит на месте, и каждый может участвовать в нем.

Вот и мы с соавторами вносим посильный вклад. Уже есть ВАКовские статьи о пчелах, о натуральном меде в питании человека, о  профилактике ЧС на пасеках в зимний период ("Экология и развитие общества" № 1(32)2020). О минеральном питании служебных собак ("Экология и развитие общества" №2(29)2019).
В 2021 году написали о свинине и говядине. О проблеме нежелательных добавок в пище человека, особенно аллергика.
Дальше планируем взять тему очищения воздуха: остро стоит проблема загрязнения атмосферы отходами токсичного авиатоплива. Из-за чего в первую очередь страдают аллергики (которых становится всё больше и больше), беременные женщины и больные дети.

Настораживает рост числа спекуляций на экологии во всём мире.
Разнообразная промышленность, сети транспортных коммуникаций,  грузоперевозки и традиционная беспечность увеличивают вероятность техногенных катастроф. Возрастает и необходимость экстренного реагирования на аварии и их предотвращения.
Это сложно, потому появляются двойные стандарты. Общественность вводится в заблуждение. Экологи переходят на “теневую» сторону. 
Неверно расставляются акценты. Если при этом власть молчит или недостаточно внимательна, то создавшимся напряженным положением могут воспользоваться любые экстремистские псевдоэкологические организации.
Словом, для писателя непочатый край работы.
 


Рецензии