Вознесение - одна из тайн спасения

        «Теперь ты можешь не воздыхать в страхе...,
можешь не мечтать о крыльях голубиных,
ибо явился Орел, показавший и проложивший тебе путь.
От тебя требуется лишь взращивать духовные крылья,
кои даны тебе крещением во имя Его,
и своею волею желать подняться туда,
куда поднялся Он».         
         Святитель Николай Сербский

                По сложившейся традиции понятие – праздник, как торжество вызывает у человека чувство радости и, конечно же, положительные эмоции. Но, оказывается, бывает и исключение. Так, христианский праздник – Вознесение Господне, который православные христиане мира будут отмечать в этом году – 10 июня, несет собой одновременно грусть и радость. Чувство грусти от расставания – по восхождении, Господь уже не рядом с нами видимый, но все равно посреди нас – незримый,
а радость – от ожидания Его Второго пришествия.

                Вознесение Господне празднуется Православной Церковью в 40-й день по Воскресении Христовом, неизменно –
в четверг 6-й недели по Пасхе. Свое название двунадесятый переходящий праздник получил в воспоминание и прославление знаменательного события Новозаветной истории – Вознесения Иисуса Христа во плоти на небо.

                Предсказание о грядущем Своем Вознесении, Иисус Христос дает ученикам-апостолам еще задолго до Своих страданий и смерти на кресте. И об этом читатель узнает из 6-й главы Евангелия от святого апостола – Иоанна Богослова.
О сопутствующем событии восхождения Спасителя мира повествуется и в заключительных главах Священного Писания:
кратко в Евангелии от Марка и в Евангелии от Луки, а более подробно  в первой главе Деяний святых апостолов.

                Таким образом, очевидность исторического события Вознесения Иисуса Христа, бесспорно, говорит не только
о завершении видимого Его земного пребывания среди людей, но и дает начало Его тайному и незримому присутствию,
и участию Духом Святым в жизни всего человечества, всей Церкви. Согласно толкованию святителя Афанасия Великого – Вознесение Господне «означает обОжение Его человеческой природы», ставшей незримой взору человека.
Именно поэтому, этот факт и отмечен отдельным христианским праздником.   
 
                Иисус Христос по Своем Воскресении, в течение сорока дней зримо пребывает на земле среди Своих учеников. Являясь им, Он дает наставления быть последователями истинной веры и готовиться к предстоящему явлению сошествия
Духа Святого. В последний день Своего видимого пребывания на земле, Христос-Учитель выводит апостолов из Иерусалима
за пределы Вифании, на гору Елеонскую. Он продолжает беседу, разъясняя ученикам, в чем состоит их назначение, и на вершине горы  говорит следующее: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии, и даже до края земли». Затем по Отечески благословил апостолов и отступив,
вознесся плотью на небо.
               
                Апостолы с  благоговением приняли Божественное благословение и с трепетным изумлением и одновременно печалью, не отрывая взоры, смотрели на Его восхождение в небеса, пока облако не скрыло духовного Учителя. Господь знал, как тяжело переживают расставание Его ученики и в утешение им отправил двух мужей в белых одеждах – двух небожителей-Ангелов с известием, что Он – Мессия – Иисус Христос придет снова так же, как и вознесся на небо. Услышав утешительную весть о Втором пришествии Христа-Спасителя, апостолы, преисполненные великой радости благополучно спустились с горы
и вернулись в Иерусалим.

                Славное было видимое Вознесение Мессии на небо, но еще более славное было Его незримое восхождение в вечное Небесное Царство к Отцу Своему. Спустя несколько дней по Божественном Вознесении Учителя, апостолы стали свидетелями сошествия с небес Благодатного Дара – огненных разделяющихся языков, которые «и почили, по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святаго».
 
                Таким образом, Вознесение Господне – это исход земного пути Спасителя до Второго Его Пришествия, но для Его учеников – Вознесение Учителя стало началом их апостольского служения, то есть апостольской проповеди.

                Следствием основных Евангельских событий: Крестных страданий, смерти, Сошествия во ад и Воскресения Христова – является избавление человеческого рода от греха и победа над смертью. На Вознесение – Воскресший человеческой плотью Мессия-Христос восшел на Небо к престолу Бога-Отца в Царство Небесное, тем самым, Вознесение Господне стало обетом – Второго пришествия и всеобщего воскрешения из мертвых.

                В богословии существует учение о домостроительстве спасения. Богословие – это учение о Боге и Его вечном бытии. Светское понятие «домостроительство» означает обустройство и заботу. Таким образом, домостроительство – «есть явление Бога-Троицы  творению» или говоря простым языком, домостроительство спасения человечества – это  Божественное снисхождение в земной мир и забота о его спасении.

                Так, в таинствах Крещения и Святого Причащения христианин совершенствуется и приближается к изначальной человеческой природе – к обОжению, до состояния подобия своего Создателя и становится соучастником таинства Божественного домостроительства.

                В состояние Благодати, утраченное после грехопадения, человека возвращает таинство искреннего покаяния, именуемое «Вторым крещением», что и является таинством домостроительства нашего спасения. В Своей Ипостаси,
Господь соединил две природы – божественную и человеческую, тем самым даруя нам спасительное участие в обОжении.

                По мнению исследователей истории праздника, до конца IV века, разделения в праздновании Вознесения Господня
и Пятидесятницы не было. Период церковного года, наступающий по Воскресении Христовом, считался периодом Пятидесятницы, но не отдельным праздником. События праздников отмечались на 50-й день по Святой Пасхе.

                Разделение празднования Вознесения и Пятидесятницы (Троицы) произошло после II Вселенского Собора
в Константинополе (381 год). Главным определением собора было – осуждение ереси Македония (лживое учение о Святом Духе) и повсеместное принятие нового Символа веры, который действителен в Православной Церкви и поныне. Таким образом,
для дня Пятидесятницы был установлен отдельный праздник, и тем самым была особо отмечена значимость Святого Духа,
как одной из Божественных ипостасей Святой Троицы.

                По письменному свидетельству святителя Григория Нисского и в проповедях великого святителя Иоанна Златоуста  празднование Вознесения Господня отмечалось на 40-й день после Пасхи уже во второй половине IV века. Паломники Палестины собирались на горе МаслИчной, на месте Вознесения Христа. В день праздника совершалась служба с чтением Деяний апостольских и Евангелия, повествующих о столь значительном историческом событии. Утверждение повсеместного празднования Вознесения Господня, отдельно на сороковой день по Святой Пасхе, окончательно вошло в практику на востоке
и западе уже к пятому столетию.

                В христианской истории и традициях особо значимым является сорокадневный период, о котором неоднократно говорится в Священном Писании. Достаточно вспомнить: всемирный потоп и скитания еврейского народа, водимого
пророком Моисеем по пустыне. На сороковой день по закону Моисея, первенца приносили в храм и посвящали Богу;
по Своем Крещении, в пустынном уединении, бремя сорока дней строгого поста и молитв нес безгрешный Христос.

                Вознесение Господне празднуется на 40-й день по Святой Пасхе, как символ заката Солнца – земной миссии воскресшего Христа-Сына до Второго Его пришествия. Таким образом, опираясь на истину, Православная Церковь полагает, что и души умерших христиан, в этот срок, обретают место вечного упокоения, и восстанут из мертвых, по Втором пришествии Мессии и всеобщем грядущем воскресении.
             
                Иконография праздника Вознесения: в основу Евангельского сюжета, вошел кульминационный момент восхождения Господа во плоти на Небо. Образ Бога-Сына на фоне сияющего круга или облака – центральный в композиции. Жестом правой десницы Господь благословляет присутствующих апостолов, а левой держит символ Евангелия – свиток. По обе стороны Спасителя, изображены Ангелы – крылатые мужи в белых одеждах.
               
                Следует отметить своеобразие композиции. Так, в Священном Писании ничего не говорится о присутствии
в момент Вознесения Матери Спасителя, но Образ Пресвятой Богородицы будет также центральным, как свидетельство того, что Христос, вознесшийся во плоти, рожден от Девы. Некоторые мастера иконописи изображали среди учеников-свидетелей события Вознесения,  наряду с апостолом Петром и апостола Павла, хотя в тот исторический момент это не соответствовало действительности. Тем самым, художники передавали «символический образ Новозаветной Апостольской Церкви»,
столпом которой и есть апостол Павел.

                На иконах XVI века стоит отметить появление новой детали – на камне горы Елеонской,
изображен отпечаток стопы восходящего в небеса Учителя-Христа.
            
                Несколько слов к сведению почитателей народных наблюдений и свидетельств. По древней славянской народной традиции считалось, что весна вступала в полную силу со дня празднования Вознесения, когда все вокруг было уже зелено
и в цвету. В ночь праздника, соловьи особо старались, услаждая слух своим пением. В скором времени, право на царство переходило от весны к теплому лету.


                Светлана Павлова

                31.05.2021

                Иллюстрация из интернета.
                Автору фото, спасибо.


Рецензии
🟢 Зацепило. О вознесении - у меня в рассказе «Восхищение».
http://proza.ru/2023/05/27/719

Райя Снегирева   02.01.2024 20:40     Заявить о нарушении
Если зацепило - это хорошо!

Светлана Прядка   02.01.2024 22:19   Заявить о нарушении