Два ранних автопортрета Александра Варнека

1. Варнек А.Г. Автопортрет с палитрой и кистями в руке. 1805 – 1806.  Х.м. 55,7х47,1. ГТГ [1].
2. Варнек А.Г. Автопортрет. 1810. Х.м. 45х36.  ГТГ [2, С. 38].

Находясь в пенсионерской поездке в Италии, Александр Варнек выполнил в 1805 – 1806 гг. в Риме свой первый автопортрет, а вернувшись в Россию, он написал за свою последующую жизнь еще шесть (возможно, семь) живописных автопортретов. Турчин В.С. полагал, что создавая свои автопортреты, художник фиксировал «мгновения» своей жизни [2, C. 38]. Однако точных дат выполнения произведений в большинстве случаев нет и поэтому «привязка» времени выполнения автопортретов к «мгновениям» жизни остается несколько условной. «Виноват» в этом, во многом, сам художник, который даты написания своих картин почему-то очень редко  указывал на холстах. 

Первому автопортрету А.Г. Варнека, находившемуся до поступления его в 1929 году из музея Остроухова в ГТГ,  давали лестные оценки его современники, которых поражала в нем тонкость передачи солнечного освещения, столь необычная для русского искусства начала XIX столетия.  И они долго почитали этот портрет «единственной в своем роде вещью» [1].

Сын знаменитого петербургского коллекционера Н.Д. Быкова, К.Н. Быков, предлагая И.С. Остроухову в 1896 году приобрести принадлежащие ему картины, так отзывался об этой работе: «Портрет самого художника в молодости, у окошка, с кистями в руках. Портрет полупогрудный, с одной стороны эффектно освещен солнцем. Совершенно свежая вещь. Цена 250 руб.» [1].

Большое внимание «Автопортрету с палитрой и кистями в руке» уделил исследователь творчества А.Г. Варнека, искусствовед В.С. Турчин. В своей первой публикации 1976 года в журнале «Художник» он отмечает  самоуверенный взгляд и нарочито артистический облик художника на портрете: «Крупная голова с четкой проработкой всех форм, увенчанная копной густых волос, выделяется на фоне открытого окна. За окном – синее итальянское небо. Краски на палитре показаны рельефно, и это именно те краски, которыми написан портрет < … >. «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» открывает  серию изображений художника, которые создавались им на протяжении всей жизни» [3].

В последующей, появившейся за этой статьей монографии 1985 г.  искусствовед  детализирует описание произведения: «Твердый взгляд, направленный прямо перед собой, и подчеркнутая артистичность облика, палитра с кистями в руке и итальянский пейзаж позади – все это характеризует сразу и окончательно весь облик художника. В портрете утверждается творческая природа искусства.
Голова, взятая крупным планом, показана на фоне неба и синих гор традиционного обозначения воспарения духа. В руке художника палитра и кисти – атрибут его профессии. Краски на палитре, а это именно те краски, которыми написан портрет, в противовес всей живописи положены фактурно. В таком противопоставлении разных участков красочного слоя скрывается и общее представление об отношении мира материального и мира духовного.

Есть какая-то определенность и, можно сказать, предопределенность в трактовке каждой детали произведения, в голубизне неба, в структурной кристалличности домов у подножия гор, в красках на палитре. Это же чувствуется и во всем образе художника.  В небольшом по размеру произведении Александр Варнек хотел придать своему облику оттенок величественности, что, возможно, обусловило увеличение масштаба головы по отношению к другим  элементам изображения.

Мягкий свет, скользящий по лицу, обрисовывает его большими общими массами. Шейный платок яркого красного цвета составляет сильную колористическую доминанту, придавая и другим краскам активное звучание». <…>.  « «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» не может быть сравним по своему характеру с первыми петербургскими работами художника: там видны только робкие попытки найти самостоятельный художественный язык, здесь же он предстает обретенным, причем в сильной и определенной редакции. И язык этот свидетельствует – со всей ясностью – о романтизме его автора» [2, С. 25 - 28].

После публикаций В.С. Турчина « Автопортрет с палитрой и кистями в руке» неоднократно упоминался  и воспроизводился в словарях и альбомах.  Так в известном словаре «Русские художники» говорится, что подлинный творческий дебют художника состоялся в Риме, а написанный им здесь «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» назван программным произведением нового художественного направления – романтизма, формировавшегося в Европе в первое десятилетие XIX века [4].

В прекрасном альбоме «Русские художники от А до Я», в котором опубликовано 212 цветных репродукций картин русских художников  XVIII – XIX веков, на странице А.Г. Варнека воспроизведен именно его «Автопортрет с палитрой и кистями в руке». При этом отмечено, что «За необычную для русского искусства той эпохи передачу солнечного освещения Автопортрет художника особенно ценился современниками и почитался ими единственной в своем роде вещью. В нем все вызывало восхищение: рисунок, верность тонов, прозрачность теней. Изобразив себя в нарочито артистическом облике, Варнек, сам того не предполагая, оказался у истоков эпохи романтизма в русском искусстве. Не случайно,  появившийся в 1824 году в отечественной художественной критике термин «романтический» был впервые использован именно в отношении его работ. <…>.

В портрете нет ничего лишнего. Каждая деталь продумана и имеет особый смысл. Синие горы и небо говорят о воспарении духа, идеальный пейзаж – об Италии; кисти и палитра объясняют профессию изображенного. Окно, ставшее вскоре излюбленным мотивом романтиков, обозначает соединение окружающего мира с миром непостижимым» [5].

Информация об обсуждаемом автопортрете  имеется в трех каталогах Государственной Третьяковской галереи  1952, 1984 и 2005 гг., при этом  ценность последнего из названных выше каталогов ГТГ состоит в том, что в нем приводится, по существу, история бытования произведения: указаны его владельцы, места и названия выставок, на которых портрет побывал.  Говоря о выставках, можно отметить, что  автопортрет  выставлялся на них 12 раз, в том числе на Таврической выставке 1905 года и четырех зарубежных.

Завершая в этой миниатюре рассказ об итальянском периоде творчества А.Г. Варнека, не могу не отметить одного противоречия в публикациях искусствоведов. С одной стороны в них говорится, что пенсионерская поездка художника в Рим явилась пустой тратой времени, а с другой стороны, благодаря именно этой поездке, Александра Варнека стали называть впоследствии одним из основателей нового направления в живописи – романтизма. И выходит, что польза,  все-таки, была!

5 октября 1809 года Александр Варнек вернулся из Италии в Петербург, и, оказавшись на родине, он «обращает все свое внимание на то, чтобы упрочить свое положение в Академии художеств, так как иного способа существования он для себя не мыслил». <…>.

«Чтобы стать действительным членом Академии, он пишет «Портрет графа Ивана Осиповича Потоцкого».  Известный путешественник и ученый-географ И.О. Потоцкий, приглашенный в Россию царским двором, неоднократно посещал Петербург, и, в частности, жил в российской столице в конце 1809 – начале 1809 гг., а затем уехал во Францию и Испанию. Тогда же художник и пишет его парадный портрет, который представляет модель сидящей под пальмой со свитком иероглифического письма в руках, вдали  - египетские пирамиды». <…>.

«Произведение это <…> вполне удовлетворило членов Академии. И на торжественном собрании 1 сентября 1810 года по предложению председателя Совета /графа А.С. Строганова/ был баллотирован в академики возвратившийся из Италии пенсионер Варнек по портрету, писанному им с графа И.О. Потоцкого». <…>. В этом же, 1810  году, А.Г. Варнек выполнил очередной «Автопортрет» (ГТГ), продолжая ту своеобразную «биографию в портретах», которую он начал своим римским автопортретом». [2. С. 38] (см. приложенный к миниатюре правый портрет).   

О местонахождении данного портрета с 1810 до 1880-х гг. ничего не известно, но известно, что однажды он оказался в собрании знаменитого российского коллекционера, банковского чиновника Цветкова Ивана Евменьевича (1845 -1917), собирательская деятельность которого началась в 1880-х  гг. [6].  При этом в 1909 году Цветков подарил свой  созданный им музей с домом на Пречистенской набережной городу Москве, который   стал называться Цветковской картинной галереей. 

Факт нахождения автопортрета 1810 г. в Цветковской галерее подтверждает каталог историка искусства Бакушинского Анатолия Васильевича (1883-1939) «Живопись и рисунки в Цветковской галерее»[7], выставленный в настоящее время в открытом доступе в интернете. В нем на иллюстрации 12  воспроизведен и сам автопортрет, а на стр.18 дан сопроводительный текст к нему:

«<…>. Романтическому обаянию подпал и суховатый обычно Варнек в своем изящном по живописи автопортрете. Золотисто-розовый колорит портрета мягко примиряет резкий, смелый контраст беспредметного фона и яркого пятна, данного широким белым воротничком и пышным бантом галстука. Романтика светотени, находящаяся в какой-то связи с влиянием Рембрандта и его школы, подчеркнута характерным обликом автора и его психологическим выражением. Сквозь благодушную, лениво – мягкую и спокойную внешность уже угадываются томящие эпоху беспокойство, неустойчивость духа, тот «байронизм», который на русской почве дал поколение русских людей ¬– «москвичей в гарольдовом  плаще».

О том, что второй автопортрет А.Г. Варнека  поступил из Цветковской галереи  в 1927 году в Третьяковскую галерею, свидетельствует каталог ГТГ 1952 года издания. В нем ему был присвоен номер 24701, но в дальнейшем с данным автопортретом в ГТГ произошла какая-то метаморфоза, о которой «по-видимому, осведомлены специалисты, но не автор настоящей публикации. Действительно, из последующих каталогов ГТГ 1984 и 2005 гг. автопортрет с инвентарным номером 24701 исчез, однако изображение его «перекочевало» на «другой  автопортрет» из собрания  ГТГ с другим инвентарным номером 9283, другими размерами (48,7х38,6)  и существенно другой датировкой (конец 1820-х – начало 1830-х).

Предполагая, что читатели быстро не поймут сути данной метаморфозы, попробую объяснить проблему более популярно, следуя простой инструкции.  Прежде всего, наберите в Яндексе ключевые слова    Воскресный день Варнек    и,  кликнув мышью, выйдите на страничку художника Варнека на сайте «Воскресный день».  Самый первый в левой колонке картинок автопортрет художника и будет тем самым, который находится в собрании  ГТГ (в запасниках). Он же приложен к настоящей миниатюре. Запишите размеры портрета и датировку (конец 1820 – начало 1830-х).

После этого осуществите второй поиск, набрав в Яндексе слова  Бакушинский  Живопись и рисунок.  Открыв и «полистав» каталог Цветковской галереи, найдите репродукцию с того же самого автопортрет в черно белом исполнении, датированного 1810-тым годом (размеры его см. выше) и убедитесь, что автор миниатюры прав.  Но оставлю этот вопрос о несоответствии размеров и датировок второго автопортрета Варнека в разных источниках информации  искусствоведам, и укажу здесь еще одну ссылку [8]. 

В указанном сборнике, содержащем информацию о ежегодных годовых отчетах ИАХ, имеется информация о всех работах А.Г. Варнека, выполненных им за 12 месяцев 1810 года, после того, как он вернулся  из Италии в Петербург.  Привожу ниже список данных работ, к которому добавлен приложенный к миниатюре Римский автопортрет:

«1) Портрет графа Ивана Осиповича Потоцкого, 2) – 3) два портрета академика Варнека, им самим писанные, 4) Портрет господина И.Е. Яковлева, 5) Портрет поручика А.И. Киля, 6) Портрет капитана А.Х. Шмидта, 7) еще портрет одного ученика».

Все эти работы   были представлены на выставке, открывшейся после завершения «бывшего сентября 1-го дня 1810 года» торжественного собрания ИАХ. Как видно, вернувшись из командировки, Александр Варнек поработал довольно успешно – написал шесть новых портретов и стал академиком за портрет графа И.О. Потоцкого. Кроме того, на указанной выставке впервые были представлены  оба автопортрета художника романтической направленности. Думаю, что второй раз они «встретились» в настоящей миниатюре на сайте проза.ру.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ. Т. 3. Издательство «Скарнус». М. 2005. С.31.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. М. Искусство, 1985.
3. Турчин В.С. Полузабытый мастер. Журнал «Художник». 1976. №8. С. 46-49.
4. Русские художники: Энциклопедический словарь. СПб. Азбука, 2000. С. 105.
5. Русские художники от А до Я. Альбом (Алленова Е.М. и др.)  М. Слово/Slovo. 2003. С. 34.      
 6.  Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного : энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. С. 527.
7. Бакушинский А.В. Живопись и рисунки в Цветковсой галерее. М. 1925. С. 18. 
8. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.      
07.06.2021.


Рецензии