Филэ. Жемчужина Нила

В 7 км. к югу от современного Асуана, в центре русла и у первого порога Нила в эпоху фараонов лежал, точно лист гигантской водяной лилии, сакральный остров, долгие века бывший центром культа богини Исиды не только для южан, но и для нубийцев. Он исчез под водой, когда в Асуане были одна за другой выстроены высотные плотины, но до этого люди взяли на себя титанический труд по спасению его великолепных памятников – теперь их можно увидеть на соседнем острове Агилкия. В римский период жрецы острова Исиды произносили его название как «Па-иу-рек», что можно было бы перевести как «Остров времени» или «Остров минувшего», но они лукавили: в то время уже все забыли об истинном значении имени острова, данного ему на суданском диалекте не позднее XXX-й династии.

До коронации Нектанеба I остров, быть может, был у всех на слуху как «Такомпсо», а его второй топоним, «Пайрек», был созвучен избранной жрецами фразе на египетском. У античных египтян и коптов имя острова уже звучало как «Пилак», и его греки мигом исказили на свой лад в «Филэ», что в их языке означало «Узы дружбы» а то и «Подруга». Те ещё были «толмачи». У второго из соседних с Филэ островов – Бигэ, был статус «абатона», святой земли, где стояла гробница Осириса. С XXVI-й династии он был известен как «Иу-Уаб», что можно твёрдо перевести как «Остров чистоты». Филэ и Бигэ являли собою тандем святынь, но их не воспринимали как единое целое и не могли называть одним именем.

На острове Филэ, в длину ориентированном с юга на север и достигавшем 6,78 га, в своё время было насчитано более дюжины памятников, в основном, красивейших храмов в неоегипетском стиле, датированных от конца Позднего периода до эпохи Византии. Две трети храмов возникли в эпоху Лагидов, а большая часть оставшейся трети – в правление римских императоров Августа и Нерона. В конце III – начале II века до н.э. на остров вторгся царь мероитов Аркамани (Эргамен) II, всё краткое время оккупации посвятивший не вандализму, а возведению храмов. Главная же святыня острова – великий храм Исиды, был основан в самом его сердце при фараоне Птолемее II. История храмоздания на острове восходит к XXV-й династии, но нубийские фараоны во главу угла в любом уголке завоёванной ими страны ставили культ Амона.

А установление на острове культа Исиды связано с XXVI-й, саисской династией. Но по большей части первые храмы Филэ до нашей эпохи не дошли, зато камни из них были обнаружены в стенах более поздних ансамблей, своим величием достойных мировой державы. В них были и блоки из зданий времён Сенусерта III и Рамессидов, которые ввозили на остров наряду с асуанским гранитом и песчаником. Такая традиция – строить новое в том числе и за счёт старого, разрушая и поглощая его, была в Египте не в диковинку. В великий храм Исиды эллинской эпохи, к примеру, вошло не менее 300 блоков из той святыни, что в своё время возвёл фараон Амазис. И, быть может, она, с точки зрения новых владык Египта, была мала для богини, имя которой славил весь античный мир. Но возвышение Филэ как центра её культа началось, видимо, именно в эпоху Саисского возрождения.

А за рвением в делах храмового строительства Птолемеев ясно видится расчёт дельца, а не богомольца: их славная изобилием южная область –Додекашойнас лежала аккурат между Асуаном и Вади Аллаки, занимая 72 мили поймы. И это было главным поводом для того, чтобы основать в том краю своего рода «мекку». В эллинистическую эпоху на остров Филэ съезжались паломники из других областей Египта и из Мероэ, из Греции и стран Малой Азии, с Крита. С римского периода это движение резко иссякло, в нём остались, главным образом, египетские и нубийские участники. К тому времени на острове богини уже не осталось следов от многих храмов и монументов IV-го века до н.э. Те из них, что уцелели и до наших дней, даже в руинах могут вызвать восторг гением архитектора и его мастеров, тем более что священные строения греческой и римской эпох часто в той или иной мере копируют их стиль.

У южного края острова, близ гавани был малый храм в виде ажурной беседки – он возведён по указу Нектанеба I, одного из последних туземных фараонов. Такого рода строения (периптерии, киоски) были нужны как станции во время шествий со священной ладьёй. В руинах киоска Нектанеба из 14 колонн уцелело 6 на западной стороне, и все они своей формой славят богиню Хат-Хор, как ипостась Исиды и Око Ра: лицо богини вырезано на каждой из сторон четырёхгранной абаки, выходящей из центра цветочной капители. В самом этом мотиве не было ничего нового, но резьба на колоннах не только тонка и изысканна, но и непривычно сложна и вычурна. У колонн в залах и галереях греческой и римской эпох вид ещё более диковинный, и часто из них каждая по задумке увенчана особой капителью, без древнего единообразия.

Но этот модерн не отверг вечного египетского мотива в виде букетов из голубого или белого лотоса, папируса, пальмовых вай. Он развил его. В галереях маммизи, храма, где славили царя как божественное дитя, можно вновь увидеть лица весёлой богини Хат-Хор, треугольные, с коровьими ушками, утопающие в многоярусной вязи из резных лепестков, листьев или метёлок, свитой в колокола и чаши капителей. В западном стиле на всём острове будет выстроен лишь храм божественного Августа. У киоска римского императора Траяна колонны тоже цветочно-хатхорические, как у храма Нектанеба I и маммизи Птолемея III, но на его абаках не успели вырезать лики богини. До падения древней религии о титанических теремах и статуях с трепетом заботились, то и дело обновляя на них слой ярких красок.

В течение долгих лет, до знаменитой операции спасения, после строительства первой высотной плотины в Асуане храмы Филэ на 9 месяцев в году уходили под воду, точно зачарованный город, но следы красок на камнях местами видны до сих пор. Не лишне будет заметить, что в киоске Нектанеба I есть следы не только ремонта, но и долгой эпопеи реставрации при Птолемеях IV – XII-м. Он был снят со своего места, о котором все забыли, и не очень удачно собран на дромосе, ведущем к храму Исиды. У него нет своего фундамента, но, не считая ничтожных добавок вроде обелисков, его вид не изменился, и более того, ясно, что его ценили именно как эталон египетской эстетики. Из его образа и выросла вся дивная эклектика Филэ. А копия гимна Исиде с его стен была найдена не только в маммизи, но и в храме суданского царства Мероэ по настоянию царя Арнекамани (235 – 218 г. до н.э.).

Источники:

Кокельманн Х. Статья "Филэ" в "Энциклопедии египтологии" Университета Калифорнии, Лос-Анджелес (UCLA)/UCLA/под ред. Вендрих В. Kockelmann, Holger, 2012, Philae. In Willeke Wendrich (ed.), UCLA Encyclopedia of Egyptology, Los Angeles.

Маттео Ломбарди. «Киоск царя Нектанеба на острове Филэ»/Matteo Lombardi. “Il ‘chiosco’ del re Nectanebo I a File”. P. Gallo (ed.), Egittologia a Palazzo Nuovo. Studi e ricerche dell’Universit; di Torino, Edizioni Epok;, Novi Ligure 2013, p. 47-153.


Рецензии