Тепло родительских рук. Предисловие. Раздел I

Предисловие автора.

Книгу, под названием — «Тепло родительских рук», состоящую из 4-х разделов, я написала, в основном — на материале, взятом из жизни моих знакомых и приятелей. Второй раздел — это мои воспоминания о «Доме ребёнка», в котором я немного работала, а ещё из воспоминаний о нём моих коллег, работающих там.

Как-то в один день я прочитала в компютере такой диалог, между взрослым и мальчиком:

— Когда растёшь без отца — это всё равно, что жить без крыши, — сказал мне мальчик из Детского дома.

— А если без матери? — тихо произнёс я.

— Это дом без фундамента.

— У меня нет ни отца, ни матери, — смиренно произнес я.

— Значит, у тебя совсем нет дома, — сказал Валерка, не поднимая головы.

Этот диалог дал мне подсказку написать о сиротах из «Дома ребёнка», к сожалению имеющих месту быть и сегодня.
 
Читайте на здоровье.

* * *

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


Прошлое — это не то, что прошло, а то,
что было и никогда не повторится.
Народная мудрость.



КАК БЫ Я ХОТЕЛА, ЧТОБЫ МЕНЯ ОБНЯЛА
ХОТЯ БЫ ЕЩЁ РАЗ МОЯ НАСТОЯЩАЯ МАМА
 
Сказка ласки материнской
остаётся на всю жизнь.
Ф. Дзержинский
 

Весна. Март. В некоторых местах стоят лужи, а в некоторых блестит лёд. Иду с продовольственного магазина, несу сумки с продуктами, радуюсь красоте светлого дня, приятному состоянию природы. И вдруг, не знаю, почему нога скользит — я падаю. Не ударилась, просто упала — выронив сумки. Пытаюсь подняться, когда слышу:

— Давайте, я вам помогу, — это говорит девочка лет десяти, и, улыбнувшись, подаёт мне руку: — Я крепкая.

И, через какое-то мгновение, ухватившись за руку девчёнки, я поднялась.

— Спасибо, милая, — произношу мягко.

— Сейчас соберём всё, — мило рассуждает девочка. — Меня зовут Аннета, но некоторые меня кличут Нетой, а тётка Нюра зовёт Нетоней.

— А я Светлана Ивановна, — представляюсь весело.

— Имя от СВЕТЛОСТИ. Красивое. Нежное и натуральное.

Я кинула взгляд на Анету, и тут же отметила — воспитанная и добрая девчонка. Интересно, кто у неё родители, и тихо задала вопрос:

— Сколько тебе лет, и в каком классе учишься?

— Мне 10 лет, я учусь в 4— ом классе. В школу пошла в 6 лет: в эти годики уже писала, читала, слагала задачи. Мама говорит, что я буду физиком, или математиком.

— Похвально. Рада встречи.

— Можно, я вам помогу нести сумки.

— Благодарю. Но…

— Не беспокойтесь — понесу вашу малую. У меня есть время. Я живу вот в том доме, отсюда третьем. Новый, его сдали год назад. А ваш дом где?

— Вот он, почти рядом. Знаешь что, моя дорогая спасительница — пойдем ко мне в гости. Сварим какао, попробуем крендельки, которые я спекла вчера, и … пообщаемся.

Через несколько минут, я, с Аннетой, уже сидели за кухонным столом, пили какао, вели разговоры, которые касались нас обеих. Как оказалось, мама Неты трудится в больнице, она медсестра, и, по мнению Нетони, эта специальность очень важная и необходимая. И тут она стала говорить, что в больницах, медицинских сестёр называют сестричка, или просто, сестра.

Я была согласна с ней, а когда речь зашла о том, где я работаю, Аннета удивилась, узнав, что я тружусь в туризме. Глаза у неё засияли, она вся как-то выпрямилась, засмеялась, сказала, что я тот человек, который дарит людям счастье и радость, и расширяет знания.

— А ты была уже на экскурсиях? — спросила я с интересом.

— Была. В музее. А ещё один раз завуч школы организовала нам экскурсию по центру нашего города. Она обещала, что через год пригласит к нам в школу настоящего экскурсовода, и мы познакомимся не только с историей городка, но и края, так, как нас автобусом повезут в старинный замок и парк, — выдала мне свою радость одним вздохом Анета.

— Ты вспоминаешь всё время свою маму, а отца у тебя нет? — скромно задала вопрос своей гостье.

— Сейчас нет. Мама говорит, что он ушел от нас давненько. Я его помню немного, мне тогда было четыре года. Жаль, что у меня не полная семья. Об этом маме я не говорю, иначе она будет грустить.
 
— Ты не огорчишь маму, что ушла ко мне и тут же и засиделась, — скромно спрашиваю Аннету.

— Нет. Мама на работе. Я уроки сделала. Расскажу всё ей честно, как встретила вас. Вы её случайно не знаете? Её зовут Зоя Николаевна.

— Нет. Думаю, мы с ней после нашей с тобой встречи познакомимся. Сейчас я тебе покажу фотографии из моего семейства. Дочь у меня учиться в другом городе. Муж — на работе, а я — веду разноцветную беседу с тобой. Думаю — мы говорим на серьёзные темы?

— Именно на них. У меня тоже есть альбом. Там много фото из маминых родных, близких и друзей. Я люблю мамин род, он мил и добрый.

И тут Анетка стала что-то рассказывать о своих близких людях, перечисляла их родство, имена, значения их в её жизни. Я слушала, и … ловила в её разговоре какие-то упущения в её биографии, какие-то вроде недосказанные фразы, не чёткие произношения происходившего в её земном бытии, задала себе вопрос: почему она не вспоминает своего очень, раннего детского, того, что всегда козырем и счастьем прорывается в памяти детей.

Постепенно, слова за словами я подумала — Анетка не родная дочь Зои. Почему так — не знаю, но где-то в моём видении я уже вроде бы знала, чувствовала, принимала с болью и маленькой печалью биографию Нетинки, моей новой знакомой, в глазах которой живёт какая-то недосказанность, непонятная проблема, маленькая печаль втиснувшуюся в её жизнь.

— А у тебя с маленькой есть фото? — ласково спрашиваю гостью.

— Нет. Мне было четыре годика, когда меня моя мама Зоя сфотографировала.

И тут Аннета, вздохнула, почему-то провела взглядом вокруг себя, сказала, тихо подбирая слова:

— Мама Зоя мне не родная мамочка. Она меня взяла с детского Дома. Давно это было. Когда она привела меня в свою квартиру, мне отмечали ПРАЗДНИК — ЧЕТЫРЕ ГОДА. Я помню это всё, ибо в первый раз я имела свой Праздник. Мама Зоя меня очень любит. Если бы вы знали, как она меня обнимает, целует, радуется моим успехам в школе, говорит, что я у неё сама родная душа на свете.

— Я очень рада вашему соединению душ, которые нашли друг друга для счастья и радости, — говорю я, поглаживая Нету по плечикам, головке, рукам.

— Действительно — мы любим, друг друга, — соглашается Аннета, но … я иногда думаю — как бы мне хотелось, чтобы хотя бы ещё один разок меня обняла моя настоящая мама. Я её запомнила. Однажды, меня повели в кабинет Директора Детдома. Посадили на стул, а — на другом — сидела женщина: молодая, светлая, необыкновенно красивая. Она сначала смотрела на меня, потом встала, взяла на руки и… стала обнимать, приговаривая что-то тихо, рыдая и признаваясь, что она моя мамочка, и как она меня любит. Её объятия были такими нежными и близкими — вроде мы с ней стали одним целым. Я тоже плакала, но не от боли, от какого-то состояния, мне показалось, что МАМА и Я — ЕДИНЫ. Такого я никогда после этого случая не испытывала.

Анетка качнула головой, вроде бы прощалась с чем-то ей очень дорогим, и, глянув на меня слегка задумчиво, дополнила:

— Мама Зоя очень хорошая. У меня к ней особенная любовь.

Я хотела что-то ещё спросить Нету, но передумала — зачем теребить жизненную рану девочки, которая, как я поняла, ничего не ведает о своей родной матери. Кто знает — по каким причинам женщина отказалась от ребёнка, но, эта причина, скорее всего — была такой большой и трудной, что рассказать о ней невозможно.

Самое главное — АНЕТА запомнила родную маменьку с доброй стороны, она, её МАТЬ оставила ей свою искреннюю любовь в объятиях, которые она будет хранить в памяти всю свою жизнь.


Рецензии