Эсна. Притяжение бездны
В греко-римских источниках Эсна – «Латополис», то есть «Город нильских окуней». У египтян эти самые окуни, грозные и громадные рыбы, носили эпитет «Аха» («Боец»). В аллегориях архаичной и самобытной космогонии Эсны богиня Нейт в ходе акта сотворения мира нырнула в бездну океана Нуна до самой его абиссали в образе именно нильского окуня, поправ хаос. С тех пор в Эсне эти рыбы считались священными как возможные аватары богини. Лагиды подняли религиозное и культурное значение Эсны на такую высоту, что даже в византийскую эпоху этот город не пришёл в упадок, но стал оплотом для новой, христианской веры. Там было возведено две церкви и пятнадцать монастырей. У коптов позднеегипетское название города – «Тэсни» на одном из диалектов обратилось в «Снэ».
До сих пор «время рождения» Эсны хотя бы как просто города невозможно установить из-за того, что новая архитектура раз за разом поглощала руины прошлого. В 4-х километрах к северо-западу от него были обнаружены гробницы XII-й династии. В храме Эсны найдены археологические следы активности в нём фараонов Тутмоса III и Аменхотепа II. Данные о каменном блоке с именем фараона Сенусерта I до сих пор не были подтверждены должным образом. Но больше всего в храмах Эсны осталось картушей от фараонов из македонской династии (Птолемеев), а также от римских императоров, носивших титул фараона номинально, в согласии с непреложной традицией (Клавдия, Нерона, Веспасиана, Тита, Домициана, Нервы, Траяна, Адриана, Антония Пия, Марка Аврелия, Коммода, Септимия Северуса, Каракаллы, Гета, Александра Северуса, Филиппа Араба, Деция Траяна).
Точкой в языческой истории Эсны стал картуш императора Деция, но, как видим, высокий статус самого города не падал долго, очень долго. Главный храм культового архитектурного комплекса Эсны носил название «Хут Бау» («Двор душ»), а также «Хут-Йот» («Двор Отца»), «Хут-Мав» («Двор Матери»), «Хут-Хнаму» («Двор бога Хнума»), и «Хут-Нит» («Двор богини Нейт»). Тексты упоминают и разные другие постройки, традиционно входившие в любые крупные религиозные комплексы – например, маммизи (ритуальный «дом рождений», «пер-мес»), киоск (храм-беседка, станция для священной ладьи: «джаджат», «зах» или «хайт»). Там было и особое помещение для ритуального очищения и процедуры бальзамирования – «уабет». От многих из этих строений в наше время остались лишь редкие и разрозненные блоки, а от главного храма – гипостильный зал.
Уже нельзя представить себе, как выглядел ансамбль Эсны в эпоху XII-й династии или хотя бы при Тутмосе III. К окончательной версии главного храма города первым приложил руку Птолемей V-й, а его преемники исподволь украсили его. А утончённое величие гипостильного зала – это и вовсе наследие римской эпохи. Он был возведён, вероятно, по указу императора Клавдия (41 – 54 гг. н.э.), а может быть и ещё при Тиберии (14 – 37 гг. н.э.). Со времён Клавдия и до воцарения Деция Траяна великолепие зала всё росло, в поисках совершенства мастера, создававшие его замысловатую отделку, не знали предела. В своей монументальной мощи гипостиль Эсны всё же уступает залам великих святынь Эдфу, Дендера, Ком-Омбо и Карнака. Но, как и в случае с Филэ вся изысканная прелесть модерна была воплощена в его затейливой отделке.
На 18 колоннах и шести полуколоннах нет и двух одинаковых капителей, образованных хитросплетением пальметок, лоз, лилий и зонтиков папируса. По стволам этих колонн, возносящих на головокружительную высоту под усеянный звёздами и эмблемами Зодиака потолок свои точёно-ажурные навершия, тянутся тексты, выполненные, за редким исключением, на языке времён пирамид. Из живой речи он давно исчез, но был культовым, священным, как латынь в католической церкви римского обряда. В резном кодексе на колоннаде есть, среди прочего, гимн в честь самих колонн и ода их утончённо-замысловатым капителям. Таким образом, храм был земным подобием инобытия, в котором скрыт единый, изначальный и многоликий архитектор мира, а его андрогинная суть была главным источником догм и толкований, образующих кредо адептов культа Эсны.
Эпитеты демиурга – «Паути-тепи» («Древнейший из первых богов»). «Хепер Ма-хат» («Предначальный») во многом раскрывают суть такой метафоры, как «пантеон Эсны». Бог египтян в эснийском обряде имеет две ипостаси, он подобен монете, на аверсе которой Нейт, она же Небет Та-сенет (владычица Эсны), начало материнское, а на реверсе – Хнум-Ра, Неб Та-Сенет (владыка Эсны), начало отцовское, закономерно связанное с небесным божественным знамением в виде Солнца. У каждой из двух этих инверсий своя особая аллегория истории сотворения мира и его обитателей: Хнум выводит свои творения из гончарного круга, буквально «лепит» их, а Нейт созидает мыслью и словом (семь заклинаний), она вводит кого-то в бытие, записывая его имя.
В храме эти два образа не могут быть рядом, хотя их источник один и един. Так не видны одновременно две стороны монеты или медали. В Эсне Хнуму отвели южный предел храма, поскольку другой и главнейший центр его культа был на острове Абу (Элефантина), а Нейт северный, ибо её родина была в дельте Нила, в городе Саисе. На стенах и колоннах изображений Хнум-Ра было насчитано в два раза больше, чем богини, и соответствует догмату о том, что демиург на две части муж, а на одну – женщина. Такой крен в сторону «патриархальной идеологии» на деле не уронил значимости материнского начала. В первый день третьего месяца зимнего сезона (25 февраля) в Эсне отправляли особый ритуал в честь двух великих и взаимосвязанных праздников – «Установления гончарного круга» («Хеб-семен-нехеб») и «Вознесения небес» («Хеб дуа-пет»»).
В этот день в храм приносили гончарный круг – дар от горожанок Эсны, а жрицы ставили его перед статуей Хнум-Ра и весь день пели ему литанию. Хор молил о том, чтобы «гончарный круг» Творца никогда не останавливался, о вечном и непрерывном изобилии, а сугубо – о чадородии. Ни один мужчина, даже жрец, на этот ритуал не допускался. В согласии с теологическим замыслом, ещё более виртуозным, чем эснийские капители, у Хнума есть супруга – это Небету, в образе которой можно узнать любую из великих египетских богинь, так как они тождественны друг другу. Так же, как дочь Ра Хат-Хор в гневе обращается в львиноголовую Сехмет, гневная Небету принимает образ львиноголовой Менхит. Умиротворить богиню должен танец, который исполнит фараон, бог на земле.
За выполнением этого ритуала в Эсне был изображён не кто иной, как римский император Траян. Там же император Коммод с богами охотится на рыб и птиц (древняя аллегория, означавшая победу над силами хаоса), а император Септимий Северус получает крест «анх», эмблему жизни, от самого Хнум-Ра. Такого рода сцены, само собой, символические, но и пребывая очень далеко от египетских святынь, римские императоры в состоянии были весьма щедро одарять их ради гарантии мира в Египте. В 212 г. н.э. император Каракалла убил своего брата – Гета и велел стереть его имя в Эсне, над изображениями императорской семьи. И он заранее озаботился тем, чтобы обильными дарами храму купить себе то бесценное влияние, что оказывали жрецы на египетский народ.
В то время жрецам до римских усобиц было ещё меньше дела, чем до собственной родины, и сын избранника Хнум-Ра Северуса мог быть абсолютно спокоен за твёрдость легитимности своей власти в Египте. В то время, как порочные сыны человеческие торговали своей совестью или покупали чьи-то души, чада божьи тоже виделись храмовым богословам очень амбивалентными. Сын Хнума и Небету – Хека, правда, типичный бог-младенец, в других местах носивший имя Хора или Хонсу. А вот дети не имевшей по условию догмы пары Нейт – химерические создания, дикие нравом, скорые как на ласку, так и на расправу. Из них первого, с крокодильей головой, можно считать ипостасью бога живительных (а иногда разрушительных) нильских паводков Себека, да и звали его Шема-нефер-Себек. А другой, Туту, истреблял демонов, хотя обликом мог иной раз мало от тех отличаться, но в виде крылатого сфинкса он, пожалуй, очень мил.
Источник:
Халлоф Й. Статья «Эсна» в в "Энциклопедии египтологии" Университета Калифорнии, Лос-Анджелес (UCLA)/UCLA под ред. Вендрих В./Hallof, Jochen, 2011, Esna. In Willeke Wendrich (ed.), UCLA. Encyclopedia of Egyptology, Los Angeles
Свидетельство о публикации №221060801138
С улыбкой
Юрий Панов 2 09.06.2021 15:37 Заявить о нарушении
Екатерина Боталова 09.06.2021 17:15 Заявить о нарушении