Колымская трасса. Остановки по требованию Глава 7

Глава 7. Остановка по просьбе одноклассников

Долгие годы считалась, что Колымская трасса начинается в Хандыге - это нулевой километр -  и заканчивается в Магадане. Но с постройкой дороги Якутск - Хандыга (федеральная трасса Р504) ее началом стал Якутск. Протяженность трассы 2032 км.
Почти 200 лет спустя после Врангеля мы  примерно в том же месте, только на пароме переправляемся на правый берег Лены. Такси, которое мы заказали в Якутске, едет с нами.
Врангель описал место нашей переправы, но он, конечно, не мог предположить, что на к правому берегу  Лены совсем недавно подошла железная дорога. От Якутска ее отделяет только река, но река та, что море разливанное. С парома видна железнодорожная станция Нижний Бестях.
Переправившись через Лену, мы усаживаемся на свою лошадь породы  Митсубиси, с нами еще два попутчика. До Хандыги чуть больше 400 км. В советское время особой надобности в этой дороге не было: населенных пунктов по пути очень мало, а в Хандыгу из Якутска были ежедневные авиарейсы. Но с наступлением новой общественной формации самолеты летать перестали, судоходство по могучим рекам практически прекратилось, для отдаленных районов страны началась эра выживания и стала востребована автомобильная дорога.
 За стеклом автомобиля вполне пасторальные картины: тучные луга, стада мирно пасущихся коров, табуны лошадей, цепочки  небольших, круглых, как блюдца, озер. Эти озера называются аласы, они возникли из-за просадки грунта в результате подтаивания вечной мерзлоты. Но путь, по которому мы едем, дорогой назвать нельзя.
"От продолжительных дождей дорога, и без того уже негодная, еще более испортилась, а в иных местах сделалась почти непроходимой и потому крайне затрудняла нашу сегодняшнюю езду",- под этими словами Фердинанда Врангеля все пассажиры нашего такси, готовы подписаться сразу же.
Даже дождливая погода пару дней до нашего выезда стояла ,так что совпадение полное. Дорожное полотно все покрылось жидкой, скользкой глиной и приобрело выпуклый профиль. Мы едем со скоростью 25 км/час и.. на 60 км. чуть не перевернулись.
Машина сползла с трассы вниз, к счастью, опытный водитель сумел избежать переворота. Началась эпопея вытаскивания автомобиля, пробовали просить помощи у проезжающих водителей, они пытались, но безуспешно. Тогда наши мужички покумекали, продумали операцию и на собственной тяге с помощью троса вытянули авто.
Рая достала свою заветную корзинку, в которой у нее как у человека таежного всегда есть запас продуктов, извлекла пирожки, термос с чаем, всех накормила, и мы тронулись дальше
По такой дороге мы едем еще 200 км. На обочинах видим своих друзей по несчастью, но им повезло меньше. Они  не смогли выбраться самостоятельно.
Вблизи старинного якутского села Чурапча дорога становится нормальной. Причина в том, что мы пересекли границу районов.
Нам необходимо до 9 вечера попасть на паромную переправу через Алдан, а это еще 200 км. Мы успели, но паром, ждал какой-то запаздывающий транспорт, а мы любуемся закатом над Алданом, когда,  как у поэта: "одна заря сменить  другую спешит, дав ночи полчаса".
Наконец, ранним утром переправляемся на правый берег Алдана, еще 40 км., и мы в Хандыге.
Более 50-ти лет прошло с тех пор, как наша семья уехала из Хандыги, сколько же  алданской воды утекло с тех пор. Большая река внесла свои коррективы, вот и нет уже нашего дома на самом берегу Алдана, нет всей первой линии домов, построенных на берегу. Река подмывала берег, дома стали аварийными, их снесли, и только по каким-то вспомнившимся едва уловимым приметам мне показалось, что я определила место нашего дома.
Ходим по улицам для меня практически незнакомого поселка.
 Рая и Эдик прожили в Хандыге достаточно долго: став дипломированными геологами. они вернулись в поселок молодыми специалистами, но даже они не могли сразу определить дорогие нам места. Мы пытаемся определиться на местности, пляшем от моего дома, он был совсем рядом со школой,  дальше стоял клуб, а за ним школьный забор. Эдик рисует на песке  план этой части поселка, мы с Раей вносим свои поправки. Кажется, мы нашли это  место, но никаких следов здания нет. И надо же, мимо нас проходит уже немолодой человек с маленьким мальчиком. Ребята узнают в нем нашего одноклассника Колю. Коля после 7-го класса ушел из школы ,и я его не вспомнила. Внук потребовал от деда идти к реке, смотреть на кораблики. Мы сразу к однокласснику с вопросом, где была школа? "На том месте выстроили типографию",- разъясняет он. Но мы довольны, все-таки на местности сориентировались правильно.
Асфальтированные улицы, пятиэтажные дома, здание музыкальной школы, напоминающее летающую тарелку, новая районная больница, геологический техникум, стадион и рядом красивая церковь - даже представить такую Хандыгу было невозможно. Но... нет того нерва, которым жил поселок, ходим, как среди декораций. Зачем техникум, если некому учить и не понятно, для какой деятельности учить студентов - созидательной работы почти нет. Да, банк, сервис, магазины - всего этого в достатке. Но умерла геология, умер Речфлот,  даже совхоза, который снабжал картофелем почти весь северо-восток, не стало. Остров, на котором находился совхоз, так пострадал от разрушительного наводнения, что на нем не стали ничего восстанавливать. А ставшие частыми наводнения возникают от того, что за руслом реки некому уже следить, некому его чистить.
А мы вспоминаем свои самые яркие  впечатления детства, оказываются они полностью совпадают. Главное - это ледоход на Алдане. Словами такое грандиозное зрелище описать трудно, разве что "Поэма экстаза" Скрябина в музыке способна передать эти картины. Конечно, как только раздавался клич "Алдан тронулся!" , мы, срывая  уроки, бежали на берег. И. как в музыке, сначала слышалось негромкое шуршание потрескивающего льда, потом шум нарастал, лед ломался и начиналось грандиозный движение ледохода.
А еще вспоминали северное сияние. Для Хандыги это чрезвычайно редкое явление, а нам повезло - темным зимним вечером небо озарилось багровым сиянием. Да, у нас было красное сияние. Но нам только потом объяснили, что это за диковину мы увидели на небе.
Еще одно место, которое мы не могли не посетить - это кладбище. Много родных, знакомых, друзей покоятся на нем. Отец Раи - геолог Василий Михайлович Базилевский, родители Ады, наши учителя - всех не перечислишь.
Мы втроем живем в гостинице, и нам так уютно, нам так о многом нужно переговорить, вспомнить, и, несмотря на уже долгие прожитые годы, наши жизненные устои, мировоззрение близки и понятны. И за это спасибо тебе, Хандыга.
Эдик взял на себя все хлопоты по нашему с Раей  дальнейшему путешествию. Он с нами не едет, ему надо возвращаться в Якутск.
А тем временем погода, как нам сообщает радио, на Колыме испортилась, идут дожди, вздулись реки и могут закрыть движение по трассе. Мы понимаем, что. если даже движение не закроют, все равно вероятность попасть вовремя в Магадан у нас невелика. Решаем сдать свои авиабилеты из Магадана, ну, а дальнейший маршрут подскажет погода.
Эдик находит для нас такси, которое довезет до Усть-Неры, там нас будет встречать и опекать его приятель Петр Михайлович.
Итак, 26 июля ранним утром мы стартуем от нулевого километра Колымской трассы. Нулевой он в старом исчислении, здесь она когда-то начиналась. А как это было расскажут участники тех событий.


Рецензии