История Тамани часть 22

Форт Арабат. Художник: Карло Боссоли. В период 1840-1842 гг. Арабатскую крепость посетил швейцарский художник К. Боссоли (1815-1884), оставивший нам бесценное и единственное в своём роде изображение крепости, впервые изданное в его альбоме литографий видов Крыма в 1856 г.

Русские войска вышли к полевому укреплению и открыли сильный артиллерийский огонь. После первых же выстрелов неприятель бежал. Наши войска заняли окопы. Долгорукий направил часть легких сил вдоль берега, чтобы отрезать бегущих врагов от крепости. Часть турецких и татарских войск бежала в горы или бросилась в море, чтобы добраться до стоявших здесь кораблей. Русские поставили на берегу батареи и отогнали неприятельские суда. Все татары и турки, которые бросились в море, утонули. Тем временем русские поставили пушки на высотах у крепости. Турецкий гарнизон, деморализованный гибелью полевых войск и уходом судов, капитулировал. Среди сдавшихся был и Ибрагим-паша. Нашими трофеями в Кафе стали 65 пушек. Потери Долгорукова – 1 убитый и 55 раненых. Потери турок и татар – 3,5 тыс. чел. убитыми и утонувшими, в плен сдалось 700 чел. Остальные бежали. Князь В.М. Долгоруков разбил лагерь у Кафы и вскоре соединился с отрядом ген. Брауна. Таким образом, в июне 1771 г. русская армия сломила довольно слабое сопротивление противника и заняла главные города Крымского полуострова. Крым был полностью покорён. Никаких очагов сопротивления не осталось. Надо было только упрочить своё положение на полуострове. Азовская флотилия получила возможность выйти в Чёрное море. Для защиты Керченского пролива в Керчи была поставлена Павловская батарея с тяжёлыми пушками. Долгоруков направил небольшие отряды для занятия Ялты, Балаклавы, Бахчисарая и Судака, которые были заняты без боя. Во всех пунктах поставили гарнизоны. Удержание полуострова было возложено на князя Щербатова.

5 сентября Долгоруков с частью армии и освобожденными пленниками покинул Крым прежним путем и вернулся на зимние квартиры на Украину. Крымские татары самостоятельно избрали новым ханом сторонника союзных отношений с Россией Сахиб-Герея. Новый хан начал мирные переговоры с Россией, как и хотела Екатерина Великая. 1 (12) ноября 1772 в Карасубазаре Сахиб подписал с Долгоруковым договор о дружбе, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России. К России переходили Кинбурн, Керчь и Еникале. Падение Крыма стало мощным ударом для Константинополя, одной из причин поражения в войне. На Кубани русскими войсками были взяты Ачуев и Темрюк. Позже направленный из Крыма, на кораблях Азовской флотилии, мушкетёрский батальон был высажен десантом и без боя занял городок Таман, так как турецкий гарнизон, увидев эскадру, бежал на восток - к Бугазскому лиману (18 км). Вскоре турки собрали большое ополчение ногайцев, горцев и напали на Таман. Батальон, укрывшись в цитадели, отбил нападение, а затем вытеснил врагов и из предместья. Но вскоре среди жителей вспыхнула эпидемия чумы, и батальон вывели в Крым. В 1771 г. Екатерина II заключила с турками мирный договор, по 3-му пункту которого Крым и все черкесские и татарские народы на Таманской стороне перешли во владение крымского хана. Турки с Тамани не ушли и находились в крепости, возмущая своих единоверцев.

Они вновь использовали сложившуюся ситуацию и ранней весной 1773 г. провозгласили крымским ханом своего ставленника Девлет-Гирея. Опираясь на 10-тысячный турецкий корпус и сочувствующих горцев (около 15 тыс. чел.), Девлет-Гирей 23 августа 1773 г. высадился в Тамани, которая в скором времени стала главным местопребыванием всех тайных агентов Порты. Находившиеся с Девлет-Гиреем калга и нураддин попытались пробиться в Крым через пролив, однако огонь крепостных пушек из Еникале и Керчи, находившихся в руках русских, не позволил высадить десант. Тогда было решено обогнуть Азовское море и по суше вторгнуться в Крымское ханство. Однако, в районе ханского городка (южный берег Ейского лимана), 20-ти тысячную пёструю татарскую орду достойно встретили казачьи полки Платова, Ларионова и чуть позже Уварова. Девлет-Гирею  и его окружению пришлось вернуться в Тамань. К нему на помощь турки решили послать из Суджукской (Цемесской) бухты 18 судов. 21 августа 1773 г. Азовская флотилия вице-адмирала Синявина дала бой турецкой эскадре, на которой находилось 6 тыс. солдат с оружием и запасами пороха. В результате этой первой победы русского флота на Чёрном море турки так и не смогли выйти из бухты Суджук-Кале. Сознавая непрочность своего положения, Девлет-Гирей рассылал ногайцам и черкесам послания с призывами о поддержке. Турки вновь, пытаясь спасти своего ставленника, отправили ему помощь по морю.

Но 28 июня 1774 г. вблизи старого русла р. Кубань (Бугазский лиман) эскадра А.Н. Сенявина потопила 6 крупных османских судов, чем предотвратила переброску большого количества войск. Лишь по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г., который был подписан через 14 дней в Болгарии, к России отошли все южные степи до р. Кубань. В договор был включен пункт о полном очищении крепости и ликвидации на Таманском п-ове турецких гарнизонов. Русская граница на Сев. Кавказе была продвинута до рек Еи и Калауса. Теперь перед правительством стояла неотложная задача - освоить, закрепить вновь приобретённые земли и оградить их со стороны ногайцев и других туземцев Кавказа. По правому берегу Кубани стали возводиться крепости, редуты, фельдшанцы. В этих земляных укреплениях размещались солдаты Кубанского корпуса, которые и несли пограничную службу. В разные годы корпусом командовали генералы Бринк, Щербинин, Рейзер и Гудович. Во время учреждения линии ситуация складывалась весьма опасной. Черкесские абреки, пускаясь в набеги, легко преодолевали её. Двигаясь далее по степи, они достигали пределов войска Донского, где грабили хутора и зимовники. Поэтому позже, помимо пограничных укреплений приходилось устанавливать крепости и фельдшанцы ещё и на берегах степных речек, а также по азовским лиманам для охраны рыбных заводов. Но турки не спешили уходить с Тамани. Весной 1776 г. Турция усилила подготовку к новой войне с Россией. В Крым прибыли французские военные инженеры для укрепления крепостей.

А с Тамани разведка донесла, о сборе большого ополчения из татар, ногайцев и горцев для нападения на Азов. Бригадир Кубанского корпуса И.Ф. Бринк получил указание оказать всяческую помощь Шагин-Гирею в вытеснении турок с Кубани и Тамани и принудить все ногайские орды признать его своим ханом. Эта операция была проведена и в начале 1777 г. Кубань и Тамань были очищены. Беда, нависшая над Азовом и всем краем, была рассеяна. 15 марта 1777 г. военачальник Бринк решил отвести с Тамани войска в виду отсутствия фуража. Одновременно он попросил командира Крымского корпуса ген. Прозоровского А.А. отправить из Крыма два батальона пехоты для строительства на Тамани укрепления. Планировалось после завершения работ, оставить пехотинцев стоять гарнизоном. Но бригадиру И. Бринку последовало иное предписание - оставить возле Тамани пока только Курский пехотный полк под командой Григория Макарова для наблюдения за Батыр-Гиреем. Этот таманский наместник вёл двойную игру. 8 апреля полковник Макаров донёс обер-коменданту крепостей Керчь и Еникале, что вблизи Тамани, на расстоянии пушечного выстрела, расположился своим полком в построенном лагере. Он представлял из себя вытянутый прямоугольник размером 175 х 50 саженей. Северный фас укрепления примыкал к обрыву залива, на южном фасе имелось три бастиона, где стояли и единственные ворота. Кроме бастиона на западном фасе имелось ещё две однопушечные и приморская батареи. Личный состав полка, включая 42-х летнего командира, размещался в вырытых на территории укрепления землянках.

В апреле 1777 г. Крым был с моря блокирован российским флотом, а через сухопутный перешеек на полуостров вновь вступила армия. Князь Г.А. Потёмкин лично прибыл в Новороссию руководить военными действиями. В столкновениях с крымскими отрядами было перебито 12 тыс. татар. 2 декабря 1777 г. Курский пехотный полк Г. Макарова, в устье реки Кубань, разбил почти тысячный отряд казаков-некрасовцев и абадзехов, высадившийся в Тамани. Полковник Макаров был исполнительным и грамотным офицером, умевшим подробно доложить обстановку начальнику любого ранга. Впервые прибывшему, в первых числах января 1778 г. в Тамань из Полтавы, тогда ещё генерал-поручику А.В. Суворову, понравился его доклад. Городок состоял из небольшой каменной цитадели, называемой городом и большого предместья, обнесённого древним, уже оплывшим валом. Имея протяженность в 1275 саженей, вал охватывал городок полукругом, как бы прижимая его к обрывистым берегам залива. В валу имелось пять ворот с захабами - короткими валами полумесяцем, которые прикрывали ворота от стенобитных орудий в древности, а позже от пушечных выстрелов. В центре предместья (укреп. лагеря) находилось большое озеро, из которого вытекал ручей и по короткой, но глубокой балке впадал в залив. Предместье тянулось вдоль залива на 570 саженей и в нём кроме домов обывателей имелось ещё 5 мечетей и 1 армянская церковь. А на обрыве, у устья балки, стоял сам городок размером 75 х 80 саженей (1 сажень составляла 2,13 м), рядом с которым имелась небольшая старинная пристань.

Продолжение следует в части  23                http://proza.ru/2019/06/23/1065


Рецензии