Вспоминалка первая с математическим уклоном

За прожитую жизнь всплывают из памяти те или иные события, которые вдруг как будто бы заново рождаются  в туманностях между полушариями головного мозга и сигнализируют: «Ты забыл? А ведь это было!». И думаешь –  ведь правда, как же я про это нигде не упомянул, ведь было же!

С другой стороны, события эти мимолетные, ничего не значащие сами по себе, вроде тусклые, если глянуть с одной стороны, а вот с другой – вроде смешно, но никуда их не прилепишь, отдельного рассказа не напишешь. И решил я «озвучить» эти самые «вспоминалки» маленькими миниатюрами, отдельными фрагментами, чтобы и самому не забыть и чтобы вас повеселить, ведь по большей части это простые жизненные «хохотушки».

Итак, Вспоминалка первая.

Большой десантный корабль «50 лет шефства ВЛКСМ». Мы пассажиры, гражданские,  следуем на Дахлак.

Никто нас не кантует,  мы одни на льдине и жизнь наша ограничена исключительно рамками – «тысяча» в карты, сон, берло, кино в иллюминаторе про море, ну и еще немного «радостей». А в целом жизнь удалась – мы предоставлены сами себе.

Развлечения придумываем сами и сами же их реализуем.

Вспоминается чисто шкурная развлекуха. Мы совместными усилиями начали подсчет нашего заработка в валюте. Сколько в месяц. Сколько в день, в неделю. Сколько за каждый пролет «Ориона» над нами.
Но самый пик был, когда мы, исписав несколько листов чистой бумаги для расчетов (калькуляторов не было), поставив под угрозу турниры в «тысячу», т.к. на них велся протокол игры и чистая бумага была нужна постоянно, начали считать, кто и сколько, в зависимости от занимаемой должности, заработает валюты за каждый оборот гребного винта.

Делов-то, скажите вы. Нет ничего проще. Берем калькулятор… Стоп, калькуляторов, повторюсь, не было. И вообще никаких девайсов не было, кроме каютного военно-морского телефона, который, кстати, не работал, потому что был без провода. На дворе, вернее, за бортом восемьдесят второй год. Какие девайсы! Только в столбик и только на бумаге. Устным счетом никто из нас не владел. В школе надо было хорошо учиться и  математику хоть и не любить, так уважать хотя бы. Тогда на Дахлак бы не послали!

Итак! Из известных данных – оклад, дата с которой начинает «капать» валюта, процент,  который «капает», но оставался один – единственный не известный параметр – число оборотов в минуту гребного вала нашего замечательного парохода (корабля). Без него никак.

Посланные добровольцы-лазутчики узнать с какой скоростью вертится гребной вал  вернулись ни с чем – в машину нас не пустили, выловленные мотористы давали противоречивые сведения от  «мля» до трех тысяч. Мотористы или не знали, или это была военная тайна, или это были вообще не мотористы.

Если обороты гребного вала «мля», то выходило плохо, а если «три тысячи», то мы вроде много заработать должны, но тогда и в точку назначения раньше придем. Получается, что «мля» выгоднее. И еще нюанс – на судне два двигателя и два гребных, мы следуем на одном или на двух?

Стали исходить из собственного опыта, логически раскидывая мозгами по прилегающей территории.

Пароход двигается медленно, значит эконом-ход. Логично? Логично.

Если эконом-ход, значит двигатель один. Логично? Логично.

Если двигатель один работает, значит гребет один вал. Логично? Логично.

Если курица не птица, то Вьетнам не заграница. Логично? Спорно.

Убираем спорные моменты из исследований и продолжаем думать над задачей.

Ну, так если двигатель один, то какие обороты он сообщает гребному валу. Мы исключаем редуктор и его передаточное число. Сколько там крутит двигатель нас не трогает. Нас в чистом виде интересует именно гребной вал. Вот основной вопрос уравнения с одним единственным неизвестным. И главное, мотористы не знают! Или действительно военная тайна? Или «на глазок» рулят? А может, не знают куда глядеть?

Но мы-то люди тертые! Логически рассуждая, прикинули, что обороты гребного вала находятся в диапазоне от восьмидесяти до ста двадцати. Ну это классика при экономическом ходе военного корабля, как нам казалось. Не знаю, правильно ли предполагали, но мы так решили.  При этом опять неизвестный параметр втирается – а какой у него винт? «Легкий» или «тяжелый»? Зная какой винт, можно максимально точно найти искомое число ближе или к восьмидесяти или к ста двадцати. 

Про винт нам бы и командир БЧ-5 не сказал бы ничего. Или сказал, но неправду, так как думается мне, что и сам не знал. Уж лучше у командира БЧ-5 сразу про обороты спросить, но нас, гражданских, корабельное начальство не жаловало, поэтому оставались мотористы, которые жаловали пока курить у нас было, но свято хранили военную тайну.

Короче, ничего мы не выяснили, уж очень разной была полученная информация, а внедряться в машинную команду «под прикрытием» никому не хотелось, тем более, что там в основном азиаты были,  но мы научные изыскания не прекратили.

Эмпирическим методом вычисления, основанном как известно на практике, а именно - путем прикидывания известного органа к носу и измерением на «морской выпуклый» было сделано теоретическое допущение, что обороты гребного вала – это усредненное значением между восемьюдесятью и ста двадцатью, короче – сотня. Думаю, что так оно и было. Корабль не глиссер, но и не торговый, хотя и проектировался и для военных, и для гражданских. Усреднено, так. Сотня! Да сотня.

Начали считать, используя вновь приобретенные значения. Причем, за основу взяли обороты в сотню, но рассчитали в диапазоне от восьмидесяти до ста двадцати и  для каждого показателя сделали свой расчет. Получилась такая аккуратненькая табличка.

Затем сделали расчет по должностному окладу каждого из участвующих в научных исследованиях. Получалось кисло. Мало, ничтожно. После запятой уйма нулей. Зато он крутится круглосуточно! Может чего и накрутит. Забегая вперед скажу, что вал крутился (вернее – валы, двигатели менялись в работе, равномерно расходуя моторесурс) тридцать шесть суток, до Сокотры. Там нас высадили и отправили далее на другом пароходе, на гражданском «Акустике».

Подсчитали, прослезились. У моториста оклад 105 рублей. Плюс дальневосточная надбавка 60 процентов, но за молодостью лет, полностью была далеко не у всех. Процентов тридцать. Но это в рублях. Валюта рассчитывалась только от оклада, 22 процента. Итого – 23, 1 инвалютных рубля. Не долларов, а рублей. А теперь прикиньте, если интересно конечно, сколько будет «стоить» в валюте  один оборот гребного вала судна при 100 оборотах в минуту, зная месячный оклад и валютную ставку моряка. Попробуйте не пользоваться калькулятором. Получается?

Ладно, не заморачивайтесь. Это все было так давно, да и не к чему теперь. Я вам потом анекдот про «Пинк Флойд» расскажу.

Москва, июнь 2021г.


Рецензии
Тогда доллар стоил дешевле рубля, всего лишь около 70 копеек.
Всего наилучшего!

Николай Прощенко   29.08.2021 12:44     Заявить о нарушении
Доллары! В те годы? Боже упаси! Только в национальной валюте или чеками через "Альбатрос"!

Сергей Соболев Сергеев   12.09.2021 20:25   Заявить о нарушении