Кая сын - Подобный Скале
Известно то, что у всемирно известного балкарского поэта Кайсына Кулиева большой цикл стихотворений и даже и названия книг «Раненый камень» связаны с камнем.
Случайно ли это, нет. Не случайно.
Было бы совсем просто, если бы мы сведем это явление в поэзии Кайсына Кулиева только к тому, что родина Кайсына Кулиева – Это Балкария, страна гор воспетое поэтом в своих бессмертных стихах….
На днях я познакомился с прекрасной женщиной представительницей Республики Алтай, которая, прочитав у меня на странице стихи Кайсына Кулиева, написала, у нас тоже есть Кайсын, я родилась и выросла в древнем алтайском поселении Кайсын.
Тишкишева Зоя Ижеевна, алтаянка, сейчас живет в Новосибирске. Тишкишевы все из пос. Кайсын, здесь и фамильное кладбище. Правда, многие уже выехали из пос. Кайсын.
Как объясняет Зоя Тишкишева на алтайском ( тюркском) языке: Кай или Кайа – это скала. Сын- Сындар – это хребет. Вокруг поселка Кайсын горы высокие около 2000 метров, а за ними вечная мерзлота.
А еще, Кай – это горловое пение. Горловое пение исполняют, только избранные люди и считается, что те, кто поет «горловым пением» это священные люди.
А еще, исполнители горлового пения собирались возле одной горы и постепенно термин Кай – так называют, исполнителей горлового пения закрепилось за этим местом. Нашему поселку Кайсын насчитывается более 300 лет.
Возвращаясь к истории Балкарии, вспоминаешь историческую песню
« Бекмырзала, Кайсынла», где описывается героизм и доблесть балкарских наездников в походе в Сванетию.
С балкарского Къая, также переводится «Скала, утес», а термин «Сын» означает стать человека. Къая Сын – Стать Скалы.
Как рассказывал в свое время житель Чегемского ущелья Балкарии Зулкъай Этезов, что он был причастен к имянаречению Кайсына Кулиева.
Так, 1 ноября 1917 года родился на свет в роду Кулиевых ребенок, сын, которого назвали Кайа Сын – подобный скале.
И время, и жизнь и история показала, что действительно есть люди, избранные стать героями, полководцами, поэтами и философами. У каждого такого человека есть своя избранность.
Как здесь, не вспомнить отца основателя Османской династии Эртогрула, который был родом из племени огузов – Кайи.
Къайя Сын - подобный скале.
Кайсын Кулиев, его потомки в начале 21 века создали мемориальный комплекс «Сто шагов к Кайсыну», 350 метров каменной стены из родного Чегемского камня с высеченными 100 стихами по дороге, ведущей к дому, где родился великий поэт Кайсын Кулиев, воспевающий в своей поэзии – Камень.
Хадис Тетуев, председатель фонда "Сто шагов к Кайсыну", 06.06.2018г.
О Кайсыне Кулиеве
Кайсын Кулиев в 1948 г. в изгнании писал: «Мы привыкли жить среди камней, среди скал. А здесь ни одного камня. До самого горизонта – степь. Не на что было нам опереться»…
В этих кратких строчках вся боль и трагедия сосланного народа. Сам Кайсын, как раненый камень – неизменный символ его поэзии – мог сказать: «Я все выдержал». В этом «все» – суровая биография времени, народа и человека, через сердце которого прошли жгучие волны трагических событий истории. Прошли, но не испепелили, а закалили, пробудили ответное мужество и достоинство.
…Человек, что прошел через горы беды, Он как раненый камень, горевший в огне. Я простор озираю с родной высоты, И счастливая песнь возникает во мне. Перевалы печали и боли пройдя, Через горя снега, через посвист и вой, Я с Хуламских высот славлю пляску дождя, Славу счастью пою, славу жизни земной!.. ... Когда пахали, бурки сбросив. Они в погожий день весны, То были добротой колосьев Их помыслы осенены. Когда в час свадебного лада Они плясали у стола, В них добрый пламень винограда Вздымал незримые крыла. Но если боя дымный полог Вновь над ущельем повисал, Темнели очи их, как порох, Долг чести искру высекал…
… С камня на камень — то зелен, то ал ;— Ты по ущелью, бушуя, бежал. Песни, пропахшие горечью гор, Я не могу позабыть до сих пор. Ах, мой Чегем! ... Пахали горцы склоны отчих гор. Здесь были и пророки и герои, И, как народ наш горский ни был мал. Холодный камень и металл порою. В руках его умельцев оживал…
Кайсын Кулиев о Кязиме Мечиеве Талант и мудрость Чтобы лучше понять поэта, надо побывать на его родине, говорил Гёте. К этому надо добавить: чтобы лучше понять страну, необходимо читать ее поэтов. ... Аллаха молил ты в пути: «Пусть будет дорога короче, Хоть в камень меня преврати, Но в край возврати меня отчий!» Изгнанник, ты камнем не стал, Вернувшись в родные долины, Чью глину от века считал Дороже, чем злато чужбины. ... А горец то пел, то пахал Сохой каменистые склоны. Здесь слышали песню и зов, Молитву и посвист металла, Но лучше Кязимовых слов Земля ничего не слыхала. Учитель мой, слово твое – Земли нашей древней частица, Клонящийся колос ее, Подсолнух, что к солнцу стремится…
... Не жаль ни сил, ни жизни было мне, Когда я обнял жар твоих камней, Когда из раны кровь моя лилась, Была смертельно крепкой наша связь! Земля моя, люблю твой звездный рост, Ты колыбель моя и мой погост. И кровь мою и пот впитала ты, И нет на свете большей чистоты!
Кайсын Кулиев всю жизнь поклонялся мужеству, чести и достоинству, терпимости и великодушию, торжеству добра над злом, любви к родной земле.
«Говорю родной земле»
Балкария! Ты словно бы орлица ... Ты, пахавший камень, На горы поднимался до светла,
Стада твои ты пас под облаками.
… Куда, мой друг, ни бросишь взгляд, И в океане и на суше, У равнодушных, говорят, Из камня вытесаны души. Неправда! Я кремень беру, На свет родиться искра рада. О вы, не склонные к добру, Вам у камней учиться надо!
Свидетельство о публикации №221060800331