1. 2. 5 Широкий и Узкий Путь духовного развития

                Из книги «Роза Мира» Даниила Андреева:

 (стр. 37) «В смысле личного духовного совершенствования большинство людей движется по медленному и широкому пути. Этот путь проходит через браки и деторождения, сквозь причастность различным формам деятельности, сквозь полноту и пестроту впечатлений жизни, сквозь её радости и наслаждения.

Но есть и Узкий Путь: он надлежит тем, кто носит в своей  душе особый дар, требующий жесткого самоограничения: дар святости. Несправедливы религиозные учения, утверждающие Узкий Путь как единственно правильный или наивысший. И столь же неправы общественные или религиозные системы, отрицающие его вовсе и воздвигающие препятствия перед теми, кто чувствует себя призванным именно к такому пути. Вряд ли в эру Розы Мира монастыри будут многочисленными; но они будут, что бы всякий, кого духовная жажда гонит на Узкий путь, мог бы работать над раскрытием в себе таких способностей души, которые нуждаются в многолетнем труде среди тишины и уединения.

Если на Узкий Путь человек встанет из страха перед возмездием или из-за мечты о личном, себялюбивом, замкнутом общении с Божеством, его победы не имеют цены. Никакого Божества, дарующего в награду своим верным рабам блаженное созерцание его величия нет. Созерцание высших сфер есть выход личности из себя и приобщение Единому, объемлющему все монады и зиждущему весь мир. Поэтому последователя Розы Мира может принудить стать на Узкий Путь не духовный эгоизм, не жажда личного спасения при холодном безразличии к другим, но понимание, что на Узком Пути раскрываются такие дары, которыми праведник будет помогать миру из уединения более действенно, чем сотни живущих в миру, и которые в посмертии становятся такой силой, что перед ней преклоняются даже могучие демонические иерархии.

Нет никакой надобности в страшных клятвах, сопровождающих постриг. Нет основания для осуждения и поношения того, кто по истечении ряда лет ушёл с пути. Вступающий будет давать сперва только временный обед: на три года, на пять, на семь. Лишь после успешного завершения таких этапов он, если хочет, получит право принесения обета на более длительный срок; и всё же сознание безвозвратности, подозрение непоправимой ошибки не будут томить и давить его, порождая отчаяние и бурные вспышки неизжитого: он будет знать, что по истечению срока волен вернуться в мир, волен избрать любой образ жизни, любой труд, волен иметь семью, детей, не заслужив этим ни от кого ни порицания, ни пренебрежения».


Рецензии
Из этих слов понятно, что Даниил Андреев не увидел сути духовного совершенствования.

Вячеслав Козлов   11.06.2021 08:57     Заявить о нарушении
В чём же по-вашему суть духовного совершенства?

Лариса Болотова   11.06.2021 10:59   Заявить о нарушении
Cуть духовного совершенствования в изменении своей души.
Путь - это метод изменения, своего рода технология изменения тела и души. Он же подразумевает и конечную точку. Путь даётся Учителем, который имеет свой Закон, свой метод, то есть знает как совершенствоваться и имеет свой мир, куда и ведёт своих последователей.

То, что Андреев называет широким путём, - вообще путём не является. Это жизнь обывателя. То, что он называет узким путём - это лишь одна из форм пути, предложенного Христом. Кстати, если Вы интересовались этим вопросом, возможно сможете ответить, предлагал ли Христос своим последователям отшельничество. Мне кажется, что нет.

Смысл совершенствования по любому пути - отказ от своих пороков, от своих пристрастий, от привязанностей и даже от мыслей и убеждений. Когда душа становится чиста, когда она приходит в соответствие с Законом того просветлённого, кто тебя ведёт, тогда ты можешь жить в том мире, в который он тебя ведёт.

Вячеслав Козлов   11.06.2021 12:23   Заявить о нарушении
"Люди, которые думают о путях с определённостью, особенно люди интеллектуальных путей, очень часто смотрят на обывателя свысока и, в общем, презрительно относятся к обывательским добродетелям. Но этим они разве что доказывают свою собственную непригодность для какого бы то ни было пути, потому что ни один путь не может начаться с уровня ниже уровня обывателя".

"Людям, стоящим на «пути», то есть следующим по субъективному пути, особенно тем, кто вступил на него недавно, нередко представляется, что другие люди, то есть люди объективного пути, вперёд не движутся. Это большая ошибка. Простой обыватель иногда ведёт такую внутреннюю работу, в которой он превосходит монаха и даже йогина". Это высказывания Г.И. Гурджиева

Лариса Болотова   11.06.2021 22:07   Заявить о нарушении
Надо ли понимать Ваши слова так, что суть Вам не интересна?

Вячеслав Козлов   12.06.2021 09:09   Заявить о нарушении
Я высказалась в защиту обывателя.

Лариса Болотова   12.06.2021 21:09   Заявить о нарушении