Духовное зодчество

     Нижеследующие изречения взяты мною из сборника «Духовное зодчество» (издательство «Братство святого апостола Иоанна Богослова», М., 2011 г.) и сборника «Цветник духовный. Изречения мужей мудрых» (издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013 г.).
     Чем больше вчитываешься в эти слова о вечном, тем больше убеждаешься в том, насколько мы, при всей нашей озабоченности собственной неповторимостью, похожи друг на друга в самом главном, и насколько несущественны какие-то частные различия между нами.
[С.Б.]


     Нет никого на свете, кто бы так был легковерен, как неверующие.
(Священомученик Иреней Лионский)

    
     Библия с ума сведёт, со светского на духовный.
(Иеромонах Адриан Югский)


     Как зло делать, так и добро не делать грех есть.
(Святитель Тихон Задонский)


     Так будем жить, чтобы прошедшее никогда не было лучше будущего или настоящего.
(Святитель Василий Великий)


     Некто спросил однажды мудреца: «Зачем ты постоянно читаешь книги, в которых содержится учение о Божестве и обязанностях человека? Ведь ты уже несколько раз их читал». – Мудрец сказал: «Зачем ты ныне требуешь пищи себе? Ведь ты вчера ел». – «Я делаю это для того, чтобы жить», – отвечал спрашивавший. – «И я читаю для того, чтобы также жить», – сказал мудрец. Видно, что, по понятию мудреца, как для жизни тела ежедневно требуется пища вещественная, так и для души ежедневно нужна пища духовная.
(Пётр, епископ Томский)


     Кто более всего боится Бога, тот не боится уже ничего в мире.
(Протоиерей Павел Соколов)


     Не в силе Бог, а в правде.
(Святой благоверный князь Александр Невский)


     Все добродетели не что иное, как любовь в разных видах.
(Блаженный Августин)


     Бедный тот христианин, который хочет в мире сем обогатиться.
(Святитель Тихон Задонский)


     Начало зол есть рассеянность.
(Преподобный Пимен Великий)


     Великое дело – молиться не отвлекаясь.
(Авва Евагрий)


     Или вы думаете, что Бог будет внимать молитве, которой вы сами не внимаете?
(Святитель Филарет Московский)


     Тщетны молитвы человека, желающего мщения.
(Преподобный Исаия Отшельник)


     Если Бог не даёт тебе того, чего ты желаешь и просишь, то, будь уверен, Он готовит и непременно даст что-нибудь лучшее, полезнейшее для тебя.
(Протоиерей Родион Путятин)


     Исследуй, по какой причине Бог сотворил, ибо это есть ведение. Но не исследуй, каким образом и почему Он недавно сотворил, ибо это неподвластно твоему уму. Ведь из вещей божественных одни постигаются людьми, а другие нет. «Необузданное созерцание может столкнуть с горы в пропасть», – как сказал один из святых.
(Максим Исповедник)


     Доброе неведение лучше худого знания.
(Святитель Василий Великий)


     Знание без доброты есть мудрость диавольская.
(Святитель Филарет Московский)


     Добрый нравственный человек уже тем одним приносит пользу обществу, что живёт в обществе.
(Протоиерей Александр Иванцов-Платонов)


     Злой предполагает всех людей такими же вероломными, как он сам; добрых легко обмануть.
(Биант из Приены)


     Чем кто добродетельнее, тем труднее верит, чтобы другие были нечестивы.
(Цицерон)


     Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым, между тем как эти редко делаются добрыми.
(Святитель Иоанн Златоуст)


     Не делай и не желай другому того, чего себе не желаешь. Больно тебе, когда смеются над тобою: не насмехайся же над другим.
(Филарет, архиепископ Черниговский)


     Кто искренне любит Бога, тот не может не любить ближнего.
(Филарет, архиепископ Черниговский)


     Будем неумолимы к себе и снисходительны даже к тем, которые умеют прощать только себе самим.
(Плиний Младший)


     Люби грешников, но ненавидь дела их.
(Преподобный Исаак Сирин)


     Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым – дружба с диаволом.
(Преподобный Антоний Великий)


     Не дозволь себе нарушить Божественной заповеди ради дружбы человеческой.
(Преподобный Антоний Великий)


     Не знай ни одного врага во всём мире, хотя бы он не давал тебе ни одного друга.
(Святитель Филарет Московский)


     Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия.
(Преподобный Марк Подвижник)


     Быть злопамятным и молиться – значит то же, что сеять на море и ждать жатвы.
(Преподобный Исаак Сирин)


     Смирение есть непременная добродетель тварей; одному Богу прилично величие.
(Святитель Иннокентий Херсонский)


     Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, чтобы другой какой человек был многим ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам бесчестия никогда не приведут нас в раздражение.
(Святитель Василий Великий)


     Хочешь ли быть великим? Будь меньше всех.
(Преподобный Ефрем Сирин)


     Если будешь смиренно думать о себе, то найдёшь покой везде, где бы ты ни был.
(Преподобный Пимен Великий)


     Война с диаволом прекращает другую войну – против Бога. Враждуем с диаволом, это значит примиряемся с Богом.
(Святитель Иоанн Златоуст)
    

     Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к живущему в праздности и лености.
(Святитель Тихон Задонский)


     Грех есть согласие помысла на запрещённую страсть греховную.
(Авва Евагрий)


     Не злоупотребляй мыслями, чтобы потом как следствие не злоупотреблять и вещами. Ибо не согрешивший прежде мысленно не согрешит никогда и на деле.
(Максим Исповедник)


     Будем подавлять в себе скверные мысли, чтобы от них не дойти до скверных дел.
(Протоиерей Евгений Попов)


     От искушений никому не избежать, но можно избежать падений.
(Святитель Феофан Затворник)


     Почти всякий грех случается ради наслаждения, а истребляется он через страдание и печаль, вольные или невольные, а также благодаря покаянию или беде, навлекаемой на нас по Промыслу Божию.
(Максим Исповедник)


     Не образуется облако без движения ветра; и страсть не рождается без мысли.
(Преподобный Марк Подвижник)


      Трудно избегать помысла тщеславия, ибо, что ни сделаешь к прогнанию его, то становится началом нового движения тщеславия.
(Авва Евагрий)


     О хитрость самолюбия! Мы можем гордиться даже смирением.
(Граф Д.Н. Блудов)


     Начало гордости – конец тщеславия.
(Преподобный Иоанн Лествичек)


     Зависть есть печаль о благополучии ближнего.
(Святитель Василий Великий)


     Человек, осуждающий других, походит на зеркало, которое в себе всех отражает. А себя не видит.
(Святитель Димитрий Ростовский)


     Отчего мы осуждаем ближних своих? Оттого что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими.
(Преподобный Серафим Саровский)


     Осуждай себя, и перестанешь осуждать других.
(Преподобный Иоанн Пророк)


     Всегда при речах осуждающих держите правило: не верить. Один старец, когда к нему пришёл кто-то и начал худо говорить о другом, спросил его: «Откуда ты знаешь о том?» – Тот сказал: «Один добрый человек рассказывал». – «Ну нет, не добрый, – отвечал ему старец. – Если бы был добрый, не стал бы худо говорить о другом».
(Святитель Феофан Затворник)


     Когда пожелаешь наставить кого-нибудь на добро, упокой его сперва телесно и почти его словом любви. Ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить порок свой и перемениться на лучшее, как телесные блага и честь, какую видит от тебя.
(Исаак Сирин)


     Друг, обличающий тайно, – мудрый врач, а врачующий перед глазами многих в действительности есть ругатель.
     Признак сострадательности – прощение всякого долга, а признак злого нрава – препирательство с согрешившим.
     Кто делает вразумление с целью сделать здравым, тот вразумляет с любовью; а кто домогается мщения, в том нет любви.
(Исаак Сирин)


     Приучай язык говорить то, что у тебя на сердце.
(Преподобный Пимен Великий)


     Надобно прежде научиться управлять собою, а потом уже другими.
(Святитель Тихон Задонский)


     Многие над людьми господствуют и царствуют, но сами – рабы греха и пленники страстей своих
(Святитель Тихон Задонский)


     Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен.
(Святитель Филарет Московский)


     Лучше, чтобы подчинённые любили тебя, нежели боялись, потому что от боязни рождается ложь и лицемерие, а от любви – истина и усердие.
(Святитель Димитрий Ростовский)


     Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, – то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание – к каким нравам: богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским приучат его – с такими оно и будет жить
(Святитель Димитрий Ростовский)


     Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нём крайняя степень нечестия.
(Святитель Феофан Затворник)


     Не уклоняй взора на пример многих, идущих широким путём: в аду будет место и многим.
(Филарет, архиепископ Черниговский)


     Кого мир ненавидит, того Бог любит.
(Святитель Тихон Задонский)


     Дела любви таковы: сердечное благодеяние ближнему, великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами.
     Не оскверняй плоть свою срамными деяниями и не пачкай душу лукавыми помыслами – и мир Божий снизойдёт на тебя и принесёт любовь.
(Максим Исповедник)


     Стать другом настоящего века значит то же, что стать врагом Божиим.
(Филарет, архиепископ Черниговский)


     Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира.
(Преподобный Исаак Сирин)


     Удалиться от мира не то значит, что бежать от семейства или от общества, – а оставить нравы, обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные духу Христову, принятому и зреющему в нас.
(Святитель Феофан Затворник)
 

     Будь дружен со всеми людьми, а мыслию своею пребывай один.
(Преподобный Исаак Сирин)


     Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не можешь хорошо жить.
(Преподобный Лонгин Египетский)


     Не думай, будто, удаляясь в пустыню, ты [остаёшься – Ред.] один. Если нет при тебе Бога, то непременно с тобою диавол.
(Протоиерей Павел Соколов)


     Не иметь пристрастия к земной жизни и презирать всё житейское не значит ещё презирать жизнь: значит, напротив, знать истинное определение и, следственно, истинную высокую цену её.
(Граф Д.Н. Блудов)


     Сердце человеческое не может быть праздным; душа наша не может быть без дел. Если не занят ум святыми мыслями, он занимается мыслями пустыми или вредными. Если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными, оно дышит чувствованиями нечистыми, мутными, плотскими. Если не стремится воля к небу, к выполнению святой воли Божией, она идёт путём греха, к аду.
(Филарет, архиепископ Черниговский)


     Не бывай никогда совсем в праздности: или читай, или пиши, или молись, или размышляй.
(Фома Кемпийский)


     Не тот убог, кто не имеет ничего, но кто много желает; равно и богат не тот, кто много имеет, но кто ничего не требует.
(Святитель Иоанн Златоуст)


     Не богатство иметь, но не иметь нужды в богатстве – вот самое великое богатство.
(Преподобный Исидор Пелусиот)


     Не презирай нищеты, когда встречаешь её у других, не страшись её, если она тебя посетить хочет, не стыдись её, если она уже поселилась с тобою.
(Святитель Филарет Московский)


     Не воин Христов тот, кто жалуется на жребий свой.
(Преподобный Пимен Великий)


     Кто бегает от терпения, тот бегает от спасения.
(Георгий Затворник Задонский)


     Если случится у нас радость, будем предполагать, что недалеко от нас печаль, а если пришла к нам скорбь, будем ожидать к себе приближения радости.
(Преподобный Ефрем Сирин)


     Проси Бога не столько о том, чтобы Он избавил тебя от настоящий бедствий, но более о том, чтобы Он дал тебе силы перенести их.
(Святитель Иннокентий Московский)


     Сперва ищем необходимого, потом думаем о полезном и приятном, наконец и лишнее нам представляется необходимым.
(Святитель Филарет Московский)


     Кто-то справедливо заметил: «Скажи, с кем ты знаком, – и я скажу, кто ты таков». Но, кажется, ещё справедливее выразиться так: «Скажи, чем ты занимаешься и в чём находишь своё удовольствие, и я скажу тебе – высокой ли цены всё внутреннее содержание твоё».
(Протоиерей Михаил Херасков)


     Тот, кто вечно думает, как бы повеселиться, рискует скучать очень долго.
(Оноре де Бальзак)


     Не тот славен, кого мир славит, но тот, кого Бог прославит.
(Святитель Тихон Задонский)


     Пусть совесть всегда будет весами при твоей торговле!
(Протоиерей Иван Толмачёв)
   

     Не богатые, но служащие богатству осуждаются.
(Святитель Иоанн Златоуст)


     Корысть не столько наполняет дом богатством, сколько душу заботами.
(Филарет, архиепископ Черниговский)


     Никто так не вредит обществу, как лихоимцы. От них оно более стонет, воздыхает и изнемогает, нежели от иноплеменных врагов.
(Святитель Тихон Задонский)


     Из всего, даже потребного нам, должно иметь необходимое, а не излишнее.
(Святитель Иоанн Златоуст)


     Кто льстит себя надеждою достигать совершенства в духе без сурового обхождения с телом, тот походит на того, кто бы хотел носить воду решетом, или ловить ветер руками, или писать слова на воде.
(Святитель Феофан Затворник)


     Красота души такого свойства, что и в старости имеет много любителей, потому что никогда не увядает и всегда цветёт.
(Святитель Иоанн Златоуст)


     Телесные болезни очищают душевные.
(Схимонах Макарий)


     Редко бывает, что в здоровом теле здоровая душа живёт, а по большей части и почти всегда в немощном.
(Святитель Тихон Задонский)


     В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвою.
(Преподобный Нил Синайский)


     Мы не для того живём, чтобы есть, но для того едим, чтобы можно было жить и исполнять свои обязанности.
(Протоиерей Павел Соколов)


     Не презирай вина, но презирай пьянство.
(Святитель Иоанн Златоуст)


     Не позволяй твоему языку опережать твоей мысли.
(Хилон из Лакедемона)


     Щади язык: он часто произносит то, что лучше было бы утаить.
(Преподобный Нил Синайский)


     Чтобы показать, что мы охотнее должны принимать наставления, нежели поспешно отвечать, природа дала нам два уха и только один язык.
(Плутарх)


     Нередко раскаиваемся мы в том, что много говорили, и никогда в том, что много молчали.
(Ксенократ из Халкедона)


     Если будешь соблюдать молчание, то найдёшь покой везде, где бы ты ни жил.
(Преподобный Пимен Великий)


     Безмолвие есть начало очищения души.
(Свт. Василий Великий)


     Чтобы научиться хорошо и непогрешительно говорить, прежде надо выучиться молчать.
(Схимонах Зосима)


     Лучше потерпеть скорбь за правду, нежели говорить ложь.
(Святитель Филарет Московский)


     Истина, когда за неё умирают, бывает особенно животворна.
(Святитель Филарет Московский)


     Узнай самого себя – это всего труднее: самолюбие всегда преувеличивает наше достоинство в наших собственных глазах.
(Хилон из Лакедемона)


     Старайся познать себя самого, и тогда будешь много знать.
(Святитель Тихон Задонский)


     Кто видит грехи свои, тот узрит мир.
(Преподобный Исаия Отшельник)


     Многие хотят знать, что делается в чужих странах; а что в своей душе находится, не ищут.
(Святитель Тихон Задонский)


     Что пользы вне себя много знать, но себя самого не знать?
(Святитель Тихон Задонский)


     Нет большего врага человеку, как он сам себе.
(Преподобный Марк Подвижник)


     Во всяком человеке самомнение мешает самопознанию.
(Авва Евагрий)


     Пока жив, не верь себе, доколе не минуешь всех властей тёмных.
(Преподобный Исаия Отшельник)


     Можно и в рабстве не быть рабом, и в свободе быть рабом.
(Святитель Иоанн Златоуст)
    

     Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим на пользу. Какая тебе выгода предвосхитить ведение? Если будущее принесёт тебе нечто доброе, то оно придёт, хотя ты и не предузнал. А если оно скорбно, какое для тебя приобретение наперёд томиться скорбию?
(Святитель Василий Великий)


     Во всём прочем может быть нам отказано, а в спасении нашем никогда, никогда!..
(Святитель Иннокентий Херсонский)


     Погубляет человека не величество, не множество грехов, но нераскаянное и ожесточённое сердце.
(Святитель Тихон Задонский)


     Помни, что Христос умер за грешных, а не за праведных.
(Преподобный Исаак Сирин)


     Не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося.
(Святитель Тихон Задонский)


     Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния.
(Преподобный Исаия Отшельник)


     Старайся не впадать в искушение (в грех); а если пал, покажи мужество (встань скорее, исправься).
(Преподобный Нил Синайский)


     Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного.
(Преподобный Исаак Сирин)



     Не откладывай до завтра: этому завтра никогда нет конца.
(Святитель Иоанн Златоуст)


     Покаяние есть договор с Богом об исправлении жизни.
(Иеромонах Адриан Югский)


     Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.
(Святитель Василий Великий)


     Если нет возможности удалиться от предметов соблазнительных, приготовь себя к ним ясным сознанием всей опасности их, – это ослабит силу опасной встречи, если не совсем уничтожит её.
(Филарет, архиепископ Черниговский)


     Это милосердие Божие, что человек не знает, когда умрёт. Сокрыт день последний, да будем внимательны ко всякому дню.
(Блаженный Августин)


     Будь всегда таким, каким желаешь быть при кончине.
(Святитель Игнатий (Брянчанинов)


     Мы потому боимся смерти, что живём в нерадении и не имеем чистой совести.
(Святитель Иоанн Златоуст)


     Смерть можно назвать рождением человека для будущей жизни. В настоящей жизни тело наше есть то же для нашей души, что утроба матери для дитяти, что яйцо для птенца. Дитя выходит из утробы матери; птенец разбивает скорлупу, является для новой жизни: так и чрез исхождение в минуты смерти из тела мы рождаемся для новой вечной жизни, для новых обителей, для сожития с новыми существами, для новых понятий, для новых желаний, для новых действий.
(Иаков, архиепископ Нижегородский)


     Те, которые когда-либо удостаивались присутствовать при кончине людей праведных, не могли не заметить, что они как бы засыпают или отходят с миром куда-то от нас.
(Святитель Иннокентий Херсонский)


     Вся жизнь мудрого состоит в размышлении о смерти.
(Платон)


     Думай, что умрёшь сегодня или завтра, тогда вся суета исчезнет из сердца твоего.
(Святитель Игнатий (Брянчанинов)


     Не живя для неба на земле, нельзя попасть в небо за пределом гроба.
(Филарет, архиепископ Черниговский)


     Кто не скорбит и не воздыхает как странник на земле, тот не будет гражданином неба.
(Блаженный Августин)


     Любя, что не должно, не будешь любить, что должно.
(Авва Евагрий)


     Поистине непотребство бестолково, и ничего не придумаешь, чем бы людей развратных можно было побудить взяться за ум.
(Авва Евагрий)


     Соблазнитель даст отчёт пред Богом не за себя только, но и за соблазнённых.
(Протоиерей Иван Толмачёв)


     Нечистота тела есть осуществлённый на деле грех.
(Максим Исповедник)


Рецензии