Соседи

СОСЕДИ.
Мемуары
        В шестом классе средней школы моим соседом по парте был Саша Максимов. В его семье, в те годы – середина шестидесятых – была собрана очень большая библиотека. И тогда я, за месяц, прочитал все 12 томов избранных произведений Жюля Верна. Начиная  с «Пять недель на воздушном шаре» и заканчивая «Матиас Шандор»… Говорить о том, как я читал эти книги – трата времени: всё свободное время от школы и домашних заданий, до ночного чтения с фонариком под одеялом… И хотелось, мечталось, закончить школу и стать моряком. И увидеть земной шар… Но, не сложилось. У меня тогда было слабое зрение… А дальше… А дальше был Сергей Снегов: «Люди как боги»; Иван Ефремов: «Туманность Андромеды»; братья Стругацкие: «Полдень, ХХП век»… Нет, о профессии космонавта я не мечтал. Конец 60-х, космонавтика ещё тогда только в «детский сад» ходила… Хотя, позже, и отслужил два года в ВВС, но о лётной профессии тоже задумок не было… А потом: ДМБ, работа электриком, девушки, жена, дети… И встреча с Виктором Пановым, руководителем Театральной Студии. И направил я свой жизненный путь в искусство… Кукольный театр, Институт Культуры, и работа-работа-работа в сфере искусства и культуры… В общем: 36 лет… Теперь: на пенсии, подработка сторожем… А из творчества: писать повести и рассказы… Хотите посмотреть: где? Только не в библиотеках, и не на полках книжных магазинов. В Интернете. Запоминайте, записывайте: «Александр Шустиков. PROZA.RU»…
============ Но это просто предисловие. Сказать хочу о другом. Точнее: о других. А ещё точнее: о соседях… =====================================================
ИТАК: СОСЕДИ…
Или человек пытается забыть неприятные моменты в своей жизни, или облагородить тех людей, которые были приятными соседями – не могу сказать уверенно. Пусть каждый понимает это по-своему. А я попытаюсь рассказать о тех, кто оставил глубокую память в душе…
Посёлок Оксовский, Плесецкий район, Архангельская область. 1957-1964 гг.
Дом, в котором мама, папа и я жили в те годы, представлял из себя деревянное здание в два этажа, и в два подъезда. Всего в доме размещалось 8 квартир… Мы занимали две комнаты в трёхкомнатной квартире. В третьей комнате жила женщина с маленьким ребёнком. Работала она стрелочницей на железной дороге. Я не помню уже её имя, но отлично помню, что за семь лет жизни в этой квартире не было ни одного скандала между нашими семьями… Хотя, мой отец был Управляющим крупной лесобиржи – основного предприятия в посёлке, а мама – Главным бухгалтером Отдела Рабочего Снабжения этого предприятия… Повторюсь: не припомню ни одного скандала или ссоры… Напротив, две комнаты, также в трёхкомнатной квартире, занимала семья Молчановых: дядя Яша и его жена.  Сашка и Валя – их дети… Взаимовыручка была великолепная!... Когда мои родители уезжали, будучи в отпусках, на Чёрное Море, то я оставался жить в семье Молчановых… Это было привычно и естественно. Как и наоборот… И на втором этаже семьи были прекрасные… Прелестно было в тёплые летние вечера наблюдать, как в палисаднике, за столом, мужчины «резались» в карты, а жёны, расположившись на скамеечках, решали свои проблемы. Ну и о драках между соседями и намёка в умах не было! … И ещё: праздники… Когда пять-шесть семей собирались у кого-нибудь в квартире и праздновали! … И называлось это: гулять «в складчину»…
В марте 64-го наша семья переехала в Архангельск – город на берегу Северной Двины, рядом в водами Белого Моря… Помотались по арендованым комнатам, а потом нам выделили 9-метровую комнату в коммунальной квартире, где кроме нас жили ещё пять семей. Улица Садовая, дом 38… Кажется: «воюй-не хочу». Всё же шесть семей на одной кухне. И один туалет… Но нет… Ну, возможно, и бывали небольшие стычки, но я не помню, хотя мне уже было 12 лет… Не помню и соседей, кроме дяди Германа, который всегда приходил перед Новым Годом, чтобы повесить и подключить электрогирлянду на ёлку, да, иногда, подвозил маму на служебной «Победе»…
В феврале 66-го наша семья переехала в отдельную однокомнатную квартиру в 5-тиэтажную «хрущёвку» на углу Набережной и улицы Урицкого…
Дождались отдельной квартиры. Кажется: что теперь до соседей. Каждая семья живёт своей жизнью. Да, в какой-то мере, отдельное жильё разъединяет. Да, согласен. Но это не приходит быстро. В те годы соседи ещё общались и дружили друг с другом… На площадке – четыре квартиры. С семьёй Петровских мы дружили. С остальными двумя семьями отношения тоже были приятные. Особенно, с семьёй через стенку. Там мы бывали часто, так как у них был телевизор. А свой мы купили только в конце 68-го… Но особенно сдружились с семьёй Старцевых. Их квартира располагалась на первом этаже. У нас – на третьем…
Мало того, что я много-много лет, до 90-го года, тесно дружил с Володей, их сыном, то и тогда дядя Женя и тётя Маруся всегда приглашали нашу семью в гости… И только когда наша семья, в 1972-м, переехала в двухкомнатную квартиру, в дом на проспекте Обводный Канал, дом 20, то тесная семейная дружба начала сходить на «нет».
В мае 1971 года я был призван на службу в ряды Советской Армии…
В мае 1973 года демобилизовался. Но приехал уже на Обводный 20, кв.49… И вот тут-то дружба между семьями, фактически, прекратилась. Я не припомню никого из нашего 4-го подъезда, с кем бы дружили семьями. Только во 2-м подъезде проживала семья Ждановых, с которыми мы имели приятельские отношения. Но и то это произошло оттого, что с их сыном – Володей – мы вместе учились в 5 и 6 классах…
И другая квартира, с 1978 по 1989 годы, в которой я прожил, не принесла дружбы между соседями. Разрыв углублялся. Тесных, дружеских отношений уже не было: каждая семья, с каждым годом, всё сильнее замыкалась в своём пространстве…
Деревня Наводово, Шенкурский район, Архангельская область. 1979-1981 гг.
В августе 79-го я, с женой и дочкой, уехал жить и работать в деревню. Я тогда уже работал в сфере культуры и меня пригласили на должность Директора сельского Дома Культуры. Конечно, я оказался очень наивным человеком, решившим в те годы поднять культуру на селе… Это невозможно было сделать тогда. Сейчас: не знаю… Да есть суперактивисты, которые поднимут уровень культуры. Особенно сейчас, когда и деньги на мероприятиях можно заработать, и, даже, найти спонсоров… Но тогда, когда все решения шли от райисполкома и парткома, это было нереально. Да была комсомольская организация, которая всё делала. Но только на словах… За два года, что я провёл на должности Директора, практически от Комсомола я помощи не увидел… Стоп! Я увлёкся: разговор-то о соседях… Конечно, деревня не город. И встречаешь людей всех почти за неделю. Но… Но близких дружеских отношений между семьями: тоже – раз, два и всё… Но была одна семья: Новиковы… Он – киномеханик в ДК, она – домохозяйка… Сдружились великолепно. Те-те-те. Чуть не забыл!... В Наводово очень много было носивших фамилию Новиковы. Так вот: мы сильно дружили с Марией и Женей Новиковыми!... И, даже, когда мы уехали из Наводово, то я несколько раз заезжал к ним в гости. И всегда приём был великолепным!...
В 1981-м моя семья вернулась в Архангельск… Жизнь потекла обычным тусклым потоком…
В 1989-м я развёлся с женой и с новой женщиной уехал на Белое Море. В деревню Летняя Золотица… Опять ДК… И, конечно же, соседи по населённому пункту. Кто?... Запомнились очень хорошие отношения с семьёй Кропачевых. Ольга и Саша… И начали было создаваться дружеские отношения с семьёй Ларисы и Валерия Кузьменко, но после «энного»  времени дружба не получилась: Валерий оказался высокомерным и нахальным человеком. А я, всю жизнь, избегал,  избегаю, и буду обходить стороной  людей с такими чертами характера…
Жена была родом из села Долматово. Вельский район Архангельской области… В 1990 году у неё умер отец и мать осталась одна при деревенской избе, огороде и с коровой. Я не имел большого желания переезжать в Долматово, так как в Летней Золотице уже жил в собственно-выстроенном доме, но оставить одинокую старую женщину – тоже было не совсем хорошо. И в 1995-м году, оставив дом Кропачевым, мы уехали в Долматово…
В Долматово я прожил 19 лет… Тёща умерла в 2000-м году. Дом перешёл в наследство жене. А что соседи?... Нет: там дружба семьями дала осечку. С кем не пытались подружиться – не вышло. Да, люди были приятные, не злобные, но каждая семья жила обособленно, по своим правилам. И старалась не пускать в свой мир посторонних… Но пусть и не такие уж дружеские, но приятельские связи были…
Нина и Володя Тарадановы… Надежда и Андрей Пучинины… Нина и Николай Первушины… Семья Виктора Фефилова… Екатерина и Володя Селезнёвы… (С Вовкой перезваниваемся иногда. Последний раз – 9 мая 2021 года)…
А в январе 2015 года я уехал на заработки в Санкт-Петербург… И оказалось: насовсем…
Но и там не обошлось без соседей. Очень приятной соседкой, и одновременно хозяйкой квартиры оказалась Светлана Николаевна. Снимал комнату в её квартире на Петроградской стороне.(Каменноостровский проспект 22). Но, пришлось уехать на другую квартиру. Думалось, что там будет лучше, но ошибся… В квартире было три комнаты. Две занимали Таня с мужем. И Алла с мужем… Прожил я там ровно шесть месяцев… В середине июня 2016-го года мы не смогли заплатить вовремя за комнату и нас (с Наташей) просто попросили съехать… Не захотела хозяйка ждать 8 дней… Ну, насильно мил не будешь… А соседи, скорее всего, помогли нашему выселению. Ну: не нравились мы им. Да, и как я сейчас думаю, Таня просто занимались ещё и «стукачеством»…
Полтора месяца пришлось примерять на себе роли «бомжей»… А 13 августа 2016 года нам удалось снять комнату  на улице Маркина 10. Хозяйка жила в другом конце города. Её звали Анжела… Вот всегда бы хотелось иметь таких хозяек… Остальные три комнаты занимала семья Таня и Олег… Хорошие, добрые люди… Жизнь наладилась. И, казалось, надолго. Но… Ох уж это слово из двух букв: «НО»… У Наташи заболела мать и нам пришлось уехать из Питера…
Сейчас живу в Калининграде. Живём с Наташей на съёмных комнатах. Терпимо… Из соседей… Евгений (Ленинский, 95) оказался наглым и нервным человеком… Раиса Николаевна (Зои Космодемьянской, 36) очень хорошая и добрая женщина… С этого же дома, баба Шура – очень, очень добрая и заботливая женщина… Завтра опять пойдём к ней в гости… А вот про последних соседей (Железнодорожная, 49) ничего не хочу говорить...  Ни плохого, ни хорошего… Вот и всё…
Что будет дальше: поживём-увидим. Но теперь мечтаю: или снять «гостинку», или однокомнатную квартиру. Не хочу соседей. Ни хороших, ни плохих…
И вот думаю, что люди очень изменились за 50 лет. Да и как не измениться, если вся политика, экономика, культура, социальная сфера приветствует индивидуализм в людях… К чему это приведёт: не пытаюсь даже и угадать. Но знаю другое: до «Великого Кольца» очень-очень-очень далеко…. Но, надеюсь, ЭВР (Эра Встретившихся Рук) наступит на нашей планете по имени Земля.
г. Калининград.   Май 2021 г.


Рецензии