Неведомые словари

Была моя мама весёлым, щедрым и очень гостеприимным человеком. Сколько помню, в нашем доме всегда толпились родственники, знакомые и, порой, не знакомые мне люди. Как цветы тянутся к солнышку, так все сходились к Екатерине Алексеевне: кто за советом, кто за помощью, но чаще просто отдохнуть душой, отвлечься от забот.
Старшая сестра моя уже давно была замужем. Вышла и я. Обе мы, следуя за мужьями, разлетелись по северам. Как же мы скучали по нашей ненаглядной старушке! Ждём, не дождёмся отпуска и, как на крыльях, несёмся в свой милый сердцу отчий дом! Даже на моря не ездили. Никакой курорт не мог заменить нам счастья встречи с нашей любимой мамочкой!
Как-то приехали мы в одно время: сестра со своей второй половиной и дочерью-старшеклассницей, и я с мужем и малолетним сыном. А квартирка-то мамина небольшенькая, двухкомнатная «брежневка». Что тесниться? Пошептавшись, решили мы с мужем остановиться у его матери. Благо, живёт она неподалёку. Квартира у неё просторная, трёхкомнатная. И отношения у меня со свекровью всегда были тёплыми. Так и сказала маме:
– Переночуем у Фаины Григорьевны, а завтра придём.
Боже! Мамочка рукой за сердце, чуть не в слёзы:
– Как? Детоньки, я ж целый год вас ждала! Нет и нет! В моём дому всем места хватит!
И впрямь хватило. Это был самый счастливый отпуск! Бесконечные разговоры, шутки, смех, любимые с детства старинные песни и блаженное ощущение материнского тепла, заботы, любви…
Да, хорошим человеком была наша мама! И все так считали. И вдруг она заболела. Это было так неожиданно, ведь она никогда не жаловалась на здоровье, была живчиком: всё пешком да бегушком. А тут слегла, и врачи только руки развели. Несколько месяцев мы с сестрой самоотверженно боролись с неизбежностью. Но, видя, что мамочка угасает, пригласили священника…
Последними её словами, которые она подарила мне, были слова благодарности:
– Я твоей доброты никогда не забуду. С небес буду тебе помогать.
И её не стало.
Сначала она приходила ко мне во снах то в образе медведя, то ещё какого-нибудь чудовища, и гналась за мной. Всякий раз я боялась её и, просыпаясь, чуть не плакала: «Мамочка, ты же обещала помогать мне, а теперь так пугаешь!»
Пошла в церковь, и батюшка сказал молиться за упокой души рабы Божией Екатерины, сорокоусты, панихиды заказывать.
– Видать, какой-то тяжкий грех за ней числится, и она ожидает от тебя помощи, – задумчиво покачал он головой.
И я молилась.
Спустя какое-то время увидела маму в тусклой землянке. Она сосредоточенно работала, не покладая рук и не поднимая головы, сидя за швейной машинкой в чёрном рабочем халатике и платочке. Строчила и строчила рукавицы: такие большие, с одним пальцем, сверху белые, снизу чёрные, какие выдают дворникам.
 Ещё усерднее я стала молиться дома, в храме и, особенно, в Родительские субботы. И подавала милостыни.
Последнее сновидение было утешительным. Увидела я мамочку в часовенке. Была она в тёмной, далеко не новой одежде, но опрятная, чистенькая. Ставила свечки к образам, обходя их по кругу. Увидев меня, подошла. Лицо светлое, строгое, спокойное:
– Доченька, надо в храм ходить, каяться, а не то будет…
И она произнесла какое-то непонятное слово. Я литератор, люблю словари, в том числе и церковно-славянский, в который частенько с удовольствием заглядываю. На лексикон не жалуюсь, считаю, что он у меня вполне приличный. Однако слово, произнесённое мамой во сне, я никогда не слышала! Только по выражению маминого лица поняла, что оно означает какое-то очень серьёзное наказание.
Видно, в вечной жизни есть иные словари, неведомые нам, живым.

Август 2019 г.


Рецензии