Посещение рая. Краткое описание духовной практики

                ПОСЕЩЕНИЕ РАЯ

                Краткое описание духовной практики «РАДОГА»


     Вступление

Что такое духовная практика? Это одно из тех самых дел, без которых «вера мертва есть». Как физкультура для человеческого организма, так и духовная практика для его духовного состояния. Пока человек тренируется, он находится в границах соответствующих норм. Как только из спортзала человек переселяется на диван, он очень скоро теряет спортивную форму и соответствующие ей умения и навыки. Нельзя стать боксёром «в душе» – лишь наблюдая за поединками по телевизору. Так и в сфере духовной жизни – можно сколько угодно считать себя верующим человеком, но вне духовной практики иметь к Богу лишь номинальное отношение.

Духовная практика разнообразна. Это и молитва, и духовная учёба, и участие в церковных действах, и многое другое. Любая форма духовной практики полезна и направлена на сближение с Богом. Никакие из форм не могут ни как конкурировать друг с другом.  Эффективность той или иной формы определяется лишь отношением к ней со стороны практикующего. Чем глубже он погружается в своё духовное делание, тем большую отдачу от него получает, тем ближе становится к Богу.

Меж тем, духовная практика «РАДОГА» занимает в общем ряду практик особое положение. В каком-то смысле, она универсальна – в неё перетекают многие из иных практик. «РАДОГА» – это аббревиатура от выражения: «радость о Господе». Суть её состоит в том, чтобы вызывать в сердце соответствующее чувство – радость о Господе. Вызвать и пережить его должным образом – как посещение рая в результате восстановления своего личного единства с Творцом.


(1) О радости

Прежде всего, нужно понимать, что радость имеет несколько видов. Есть радость телесная, возникающая в предвкушении или получении какого-либо физического наслаждения, материального комфорта – еда, выпивка, постель и т.п.
Радость душевная, возникающая в предвкушении или реализации желательного общения – с человеком, с книгой, с природой, и т.д.
Радость духовная (о Господе), возникающая на основе понимания того, что испытываемые человеком телесные и/или душевные радости стали достижимыми для него только благодаря Богу.
Ещё бывают такие телесные и/или душевные радости, которые никакого отношения к Господу иметь не могут. Например, «радости» наркомана в предвкушении дозы или маньяка, видящего очередную жертву. Понятное дело, что такого рода «радости» с радостью о Господе никак не связаны. И сейчас речь не о подобного рода извращениях.

Радость о Боге – это максимально доступная человеку форма переживания любви, которая и есть Сам Бог. Как сказал апостол: «Бог есть любовь». Не «тот, кто любит», а Тот, Кто Сам этой любовью и является. Чувствуя эту любовь – радость о Господе, – в своём сердце, человек имеет в себе Его Самого.

Радость о Боге – это отголосок того дуновения, которым Творец превратил «формованный кусок глины» в человека. Радостью о Боге, вызываемой в нашей душе, мы увеличиваем Его присутствие во всём Мира-Здании.

Радость о Боге – это то состояние, в котором человек пребывал в Раю до своего грехопадения.


(2) В райском саду

Рай – это в большей степени внутреннее состояние человека, нежели внешнее пространство, в котором он находится в какой-то момент времени. Рай – это когда человек с одинаковым наслаждением переживает и цели, и средства своего существования. Оказаться вне Рая, означает утрату целостного восприятия целей и средств. Вне рая человек желает вкусить от цели, но тяготиться средствами, которыми при этом он вынужден пользоваться.

Переживанием радости о Господе, человек как бы выходит за рамки пространства и времени. Он просто любит и то, и другое, и третье – наполняющее эту пространственно-временную плоскость. Вызывая в себе чувство Любви (той, которая является Богом), человек преодолевает приобретённую в результате грехопадения двойственность восприятия бытия и восстанавливает на мгновение благоцелостное восприятие действительности, заложенное в него от творения. Иначе говоря, переживанием радости о Боге человек как бы возвращается чувственно в Рай, одинаково наслаждаясь и целями, и средствами своей жизни.
(Более подробно о Рае внутри человека можно прочитать в статье «Подарить мир Богу» (http://www.proza.ru/2015/08/09/469) в абзацах 1.5 – 1.10) 


(3) Практика

Собственно практика «РАДОГА» состоит из следующего порядка действий.

1. Воспоминание из личной жизни случая переживания явной милости Господней. Такой ситуации, когда милостивое вмешательство Божие не вызывает сомнения.

2. Воспоминание и воспроизведение чувства благодарности Богу, которое расцвело в душе в тот момент.

3. Пересказ пережитого чувства на словах ( и/или на бумаге) в форме стишка – рифмованного или «белого», – афоризма, слогана, маленького эссе. При этом литературный уровень этих записок не имеет никакого значения. Главное – воплотить, материализовать в слове те мысли/чувства, которые возникли в душе в момент памятной встречи с Богом.

4. Когда текст окончательно составлен и произнесён, когда чувство благодарности к Богу воспламенело в душе с новой силой, закрепить это состояние краткой благодарственной молитвой (с чётками).

5. Повторять эту практику по мере готовности души к новой встрече. Но не реже одного раза в неделю.   


     Заключение

Радость о Боге – это дверь в иное состояние. Тот, кто хотя бы однажды воспользуется ею, уже не будет спрашивать, зачем это нужно.


Рецензии