Непридуманные истории. Елена. Хоспис. 1

Сначала Господь зовет нас шепотом ЛЮБВИ, потом - голосом СОВЕСТИ, затем – СКОРБЯМИ…

Хочу рассказать непридуманные истории, свидетелем которых довелось стать.

Моя новая должность – организатор просветительских бесед в хосписе (бюджетное, медико-социальное учреждение оказания паллиативной помощи).
Опыта такого рода деятельности у меня нет, о хосписе знаю только из литературных источников. Смогу ли вообще зайти в палату – сама о себе представления не имею. Но и главное – КАК? и ЧТО? говорить людям, которых уже ГОСПОДЬ позвал скорбями??? Услышали ли они ЕГО призыв???

Успокаивало одно - идем на работу вместе с сестрой во Христе.

Входим в палату – на нас смотрят восемь измученных болезнью, жизненными обстоятельствами женщин. Они в основном пожилого возраста. Лежат в постелях. Лишь одна сидит на кровати. Она моложе всех в палате - назовем ее Елена.  Много позже она скажет о себе:
- Меня крестили в 16 лет. Росла в обычной советско-атеистической семье. В Храме после таинства Крещения больше и не была... Жила как все, о Боге не думала, да и не знала фактически ничего.

Знакомимся, угощаем сладостями, говоря по православной традиции: ВО СЛАВУ БОЖЬЮ.
И уже не вспомню как дословно, но наш первый разговор начался таким образом, что мы с коллегой начинаем рассказывать о докторе медицинских наук, профессоре хирургии Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком, о его медицинской практике, жизни… Рассказ вызывал искреннее внимание и неподдельный интерес. Прощаясь, обещаем принести им написанную автобиографическую книгу «Как я полюбил свои страдания».

Когда мы вышли из отделения – несказанно радовались, что смогли, с БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ, вести беседу «в рамках» своих профессиональных обязанностей; счастливы от того, что книгу о житие святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, буквально недавно, как тогда казалось «совершенно случайно», прочли сами.
Делимся своими наблюдениями и первыми впечатлениями о людях; позже понимаем насколько сильно устали сегодня.

Следующая наша встреча теперь имела для нас ясную перспективу – берем обещанную книгу и другую литературу, надеемся на ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ. ГОСПОДЬ УПРАВИТ, о чем говорить! Переживаний по этому поводу стало меньше.

В третий раз Елена поразила нас своей скорость чтения, бурей положительных эмоций и впечатлений от прочитанного, множеством вопросов, ответы на которые, мы, СЛАВА БОГУ, знали…
Второй книгой, которую прочла она буквально за ночь, была «Полианна». Детская, наивная и поэтому особенно понятная и трогательная история маленькой девочки, ее мудрость и открытость потрясают сознание… Мы потом все вместе долго разговаривали о возможности КАЖДОГО РАДОВАТЬСЯ и БЛАГОДАРИТЬ ГОСПОДА ЗА ВСЕ, что с нами происходит в жизни. О трудностях, связанных с тем, что в беде, болезни ОКАЗЫВАЕТСЯ ТО ЖЕ МОЖНО И НУЖНО БЛАГОДАРИТЬ ГОСПОДА!
 
Затем была книга Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения».
 И каждая новая наша встреча начиналась теперь с обсуждения и осмысления прочитанного, ответов на возникающие вопросы.

 Тема мытарств души после смерти логично переключила внимание на вопросы ПОКАЯНИЯ И ИСПОВЕДИ. Так, через несколько недель после нашего знакомства, по просьбе подопечных, мы пригласили священника из близлежащего храма. Принесли всем молитвословы.

В жизни Елены случилось САМОЕ ГЛАВНОЕ – ПЕРВАЯ ИСПОВЕДЬ и ПЕРВОЕ ПРИЧАСТИЕ!

На исповеди слезы текли рекой, а РАДОСТЬ ОТ БЛАГОДАТИ после Таинства, казалось, РЕАЛЬНО звучит самой волшебной музыкой в стенах палаты.

О истории жизни каждого подопечного мы никогда ничего не спрашивали ни у медицинского персонала, ни у самих больных. Знали о них только то, что видели. У Елены, например, больные ноги, она передвигалась только на костылях. Есть ли у нее близкие люди, дом, документы (как оказалось, в нашем хосписе лежали и лица БОМЖ), как жила она раньше – мы даже не задавались такими вопросами (по этическим соображениям).

Вскоре Елену перевели в другой хоспис города. Перевели «скоропостижно», т.е. для нас совершенно неожиданно. Нам было искренне жаль. Первый наш успешный опыт в работе закончился так быстро, но, а поскольку таких активных собеседников в отделении оказалось совсем немного, к нашему большому сожалению, мы поняли, что искренние мы скучаем по общению с Леной. Осознали, что успели по-человечески привязаться к ней... Теперь нам в работе очень не хватало такого конструктивно-познавательного диалога. Нашелся и формальный предлог проведать Елену на новом месте – обещали книгу привезти для нее, и теперь хотелось исполнить обещание. Мы встретились как родные. То, что я услышала от нее в эту встречу, потрясло меня до глубины души. Это было искреннее повествование без фарса и желания нравиться, говорить правильно, верно, типа «как учили». Голос звучал тихо, но в нем чувствовалась сила:

- Как я беспредельно БЛАГОДАРНА ГОСПОДУ за нашу встречу с вами! Жила раньше и думала: вот на море съездила – будет, что в старости вспомнить, вот была в Москве в ЦУМе, приеду всем соседям расскажу и т.д. А теперь в таком ужасе – оказывается, всю жизнь нужно было о РАДОВАТЬСЯ О ГОСПОДЕ, О ПОКАЯНИИ И МОЛИТВЕ думать – скольких бы бед и ошибок избежала бы тогда…
Я ведь сильная и уверенная в себе с самой юности была,- продолжала она,- даже не помню случая, когда бы заплакала, (кроме, конечно,   трагических, например,  потеря близких). Так же, что бы я боялась кого-то или чего-то по жизни - не было такого!  А вот книгу «Азы Православия» читала - не поверите, рыдала от страха за мной сделанное в жизни!  Сколькими своими грехами Господа огорчила – жутко стало…
Мой дом находится совсем не далеко от этого отделения. С детства я жила в этом районе, чуть выше по улице. Окончила школу, вышла замуж, родила дочь, работала, одним словом, как все. Дочь подросла, пошла в школу, родилась вторая, родители умерли – мы повзрослели…
Вдруг в моей жизни случилась беда: моя старшая дочь в 20 лет трагически погибает… Что было со мной – говорить не буду …, скажу лишь, что с горя стала выпивать, казалось, что так легче… Теперь главное, что я поняла для себя – как хорошо, что у меня нет части ноги и дома (от неожиданности я чуть в обморок не упала, честно сказать). Елена же говорила это жестко и с таким искренним порывом, что места неверию не оставалось - она делилась сейчас своим глубоким духовным и эмоциональным потрясением, доверяя мне самое сокровенное, ВДРУГ открытое ей самой в себе…
Ведь если бы нога у меня была - безапелляционно продолжала она, - я бы НИКОГДА НЕ УЗНАЛА О ГОСПОДЕ! Пила бы дальше и умерла бы в канаве, замерзая после выпитого… Что сказала бы тогда ГОСПОДУ? Как прожила свою жизнь? Бедная моя дочь – погибла молодой – а я даже не молилась о ней… Я ведь и о судьбе второй дочери почти ничего не знаю – вот до чего дожила… Только теперь ПОНЯЛА, читая книги, которые вы приносили, разговаривая с батюшкой, думая по ночам обо всем КАК ГОСПОДЬ СПАС МЕНЯ ОТ ВЕРНОЙ ГИБЕЛИ. Я ведь скитаясь по хосписам мечтала до этого только об одном: умереть бы скоропостижно, что бы самой не мучиться и другим хлопот не доставлять! Тогда казалось, что это самая легкая смерть. А теперь я согласна здесь гнить, только бы очистить душу от греха и скверны! Прошу прощения и С НАДЕЖДОЙ прошу исполнить мое сокровенное желание – НЕ ПОПУСТИ, ГОСПОДИ, умереть без ПОКАЯНИЯ И ПРИЧАСТИЯ.

У меня перехватило дыхание от теплого потока беспредельного доверия и бескомпромиссности ее рассказа.  Глаза Лены светились душевной РАДОСТЬЮ от новых, открытых знаний о себе, а по щеке текла покаянная слеза. Я видела в ней деятельное и непреодолимое желание ДУХОВНО РАСТИ И ПОБЕЖДАТЬ СЕБЯ, КАЯТЬСЯ И ИСПРАВЛЯТЬСЯ… Она буквально духовно ПРОЗРЕЛА, что называется на моих глазах.

Теперь мы знакомы и общаемся с Еленой уже почти три года. Помогли ей восстановить группу инвалидности, Она снова получает пенсию. Лена ИДЕТ КО ГОСПОДУ со всей дарованной ей свыше настойчивостью и упорством, теперь помогая уже нам своей молитвой, своим вниманием.

ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВЛЯЕТ ее: вторую дочь она нашла, СЛАВА БОГУ! Это она сообщила мне в праздник иконы БОГОРОДИЦЫ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ»! Так ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ нас всех УТЕШИЛА, ведь в поисках целый год принимали участие и мы, и другие сотрудники Фонда! На тумбочке у кровати Елены заняла свое место фотография, сделанная в долгожданную встречу с дочерью…

- Теперь живу ее радостями и переживаниями, - говорит Елена, - МОЛЮСЬ, УПОВАЯ НА ГОСПОДА! Каждый мой новый день жизни начинается и непременно заканчивается с молитвы ко Господу: обращаюсь к Нему, как к Отцу, часто своими словами, главное что бы они шли от сердца. Утром я прошу здоровья для всех близких и доброделающих людей. Конечно, начинаю с дочурки – ближе и дороже человека у меня нет! Вечером стараюсь рассказать о своих ошибках, совершенных за день – прощения прошу. После молитвы такая благодать в душе, мир и покой. ГОСПОДИ, СПАСИБО ЗА МИЛОСТИ ТВОИ к нам грешным и немощным!

Конечно, ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И БОРЬБА не проходит без нападок, НО ГОСПОДЬ МИЛОСТИВ И СВОИХ НЕ ОСТАВЛЯЕТ!

- Мне было ГОСПОДОМ ОТКРЫТО, такое, сейчас расскажу, - говорит в недавнюю нашу встречу Елена (я снова замираю от ощущения неподдельной искренности и безмерного доверия). Последнее время мне стало тяжело уживаться в палате с соседками – раздражает все, терпеть сил не хватает… Вот в очередной раз не сдержалась и сорвалась на крик, осуждение. Вышла на улицу, раздражение и гнев переполняли душу… Сижу на лавочке и думаю, позвоню сейчас друзьям. Поеду в гости, выпью немного (на самом же деле Елена, сколько мы ее знаем, не пила даже на праздники, хотя возможность такая у нее была много раз). Отдохну, хоть отвлекусь, пообщаемся, пожалуюсь, вспомним что-нибудь о нашей молодости… И уже телефон из кармана достала. Вдруг ясно слышу голос с левой стороны (скрипучий такой неприятный) – «Вот и правильно! Езжай!»

От неожиданности я обернулась – никого рядом не было. А с правой стороны слышу приятный голос : «Не нужно ехать, ложись спать. Завтра все хорошо будет!»

Замерла и сижу. Ну, думаю: вот «крыша и поехала» – голоса слышала явно и на душе очень тревожно стало.
Даже не заметила, как до палаты добралась, легла в постель и уснула.
 Утром проснулась рано. Тишина вокруг. В окно солнышко уже своими первыми лучами заглянуло – хорошо и на душе спокойно. Бабульки-соседки мирно спят. Вдруг вспомнила вчерашнее «приключение», но уже не испугалась, а порадовалась, что ГОСПОДЬ СПОДОБИЛ АНГЕЛА ХРАНИТЕЛЯ УСЛЫШАТЬ, и уговорам беса не поддаться!

Вскоре к ним в палату положили женщину, которая была совершенно беспомощна в самообслуживании. И Лена сама стала самоотверженно помогать ей: кормила из ложки, поила, подавала лекарства…

- Я поняла, - говорит мне Лена, - если человеку на душе тоскливо и уныние не уходит, растет раздражение и сдержать, себя нет сил, тогда иди к тем, кто нуждается в помощи! Помогая, обретешь мир в душе, а с ним и Бога!
2015-2017 гг.
 


Рецензии
Когда плохо, стараюсь не гневить Бога, вопрошая:
- За что?!..
Пытаюсь спросить:
- Зачем?!..
С уважением!

Татьяна Немшанова   16.04.2024 16:14     Заявить о нарушении
Мудро: не роптать, не гневить, а испытания проходить в диалоге с Творцом! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!

Татьяна! Сил духовных и телесных на жизненном пути! Благодарю за внимание и доверие (поделились своим опытом - дорогого стоит!).
С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   17.04.2024 08:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.