Почему говорят, что философия ходит на голове
Образ последних это и есть образ разума. Если мы думаем, что философия ходит на голове, то мы просто осуществляем перестановку с ног на голову. Мы говорим: или на голове «или» наоборот – на ногах. Но данное «или-или» это и есть рассудочное разделение противоположностей. Снятие этого «или- или» и утверждение, что ни то ни другое, ни на голове ни на ногах, то есть разумное снятие этих противоположностей, или единство противоположностей: крылья. Именно крыльев не видит рассудок в логических переходах Гегелевской философии; там, где в понятии сущность и бытие больше не существуют в своих односторонностях, будучи сняты в единстве понятия, рассудок не ведает, что их удерживает от того, что бы они не упали, что бы они не разделились между собой и почему исчез дуализм «или- или». -Уж либо стоим на ногах и созерцая конкретный материал, мы постигаем всеобщность, эту абстракцию сущности некоторых единичных или вставайте на голову и подчиняйте этой абстракции (сущности) весь эмпирический материал. Только учтите, напоминает рассудок,- то что вы подчините абстракции, это само превратится в абстракцию и уничтожится в наготе вашей ноуменальной всеобщности. И, таким образом или на голове вы провозглашаете первоначальность понятия или оставшись стоять на ногах- первоначальность конкретных материй. Как примиряется то и другое, где обретается средний момент между рассудочной метафизикой и столь же рассудочным эмпиризмом, в чем заключается снятие каждой из односторонностей, сам этот дуалистический разум не знает.
Последний может лишь утверждать, что на ногах ходить лучше, чем на голове или наоборот, что многое можно узнать если перевернуться на голову. ...Но, как таковой, он совершенно бессилен понять, что означает: ни на ногах, ни на голове: окрылетелость понятия.
Свидетельство о публикации №221060800958