А мы просо вытопчем, вытопчем!
Поиграть вся детвора собиралась где-нибудь на лужайке после трудового дня: они помогали работникам на ферме, в поле, учились объезжать коней, мастерить по дереву, по металлу; девочки учились вязать, ткать, вышивать, кашеварить.
Играли все вместе: и дети хозяев имений Мартышкиных, и крестьянские дети, чьи родители трудились здесь же, а жили в своих сельских домах.
А как иначе?
Ведь теперь этими бывшими дворянско - помещичьими поместьями «Воскресеновка», «Лебедёвка», «Никифоровка» владели крестьяне Мартышкины из деревни «Наумкино». Только теперь они обрабатывали не только свой кусок общинной земли, но и другие чернозёмные поля пензенской губернии, площадью поболее, приобретённые ими у бывших помещиков.
Здесь же в имениях собранный с полей урожай перемалывали в муку, проращивали солод, отсюда везли на базар, а то и через склады на железнодорожную станцию, чтобы кормить столичных жителей.
Не одни, конечно, теперь работали, в первую очередь с родственниками, со своими общинниками, а когда рук не хватало, предоставляли работу желающим из местных жителей. В накладе никто из честных тружеников не оставался: ни работник, ни хозяин.
По закону Российской империи, кто работал и зарабатывал, должен был платить в казну налоги; а чтобы правильность налогов государство могло отслеживать, требовалась официальная регистрация. Вот и зарегистрировались крестьяне братья Мартышкины пензенскими купцами – индивидуальными предпринимателями в современном понятии, а заодно и зарегистрировали своё солодовенное предприятие «Егора Фёдоровича Мартышкина сыновья», которое сейчас бы юристы «ООО» назвали.
Но это уже стало невдомёк тем, кто вместо того, чтобы учить своих детей, предпочитал их в няньках младшим братьям и сёстрам оставлять, кто труду предпочитал лень, солодовенным и пшеничным целебным квасам – хмельное пиво, да хлебное вино. Зачем мозги науками ломать, проще всё отнять и поделить… Вот только жизнь показала, что и делить-то тоже умеючи надо.
*
В старинную русскую обрядовую игру «А мы просо сеяли» играли ещё сотни лет назад на Красную горку и Духов день взрослые девушки и молодухи. Весенний обряд должен был пробудить плодородие земли, обеспечить обильный урожай, молодухам даровать ребёнка, а девушкам – женихов.
Но то, что в игре заложены и законы жизни общества молодое поколение Мартышкиных убедилось на дальнейшей своей судьбе, которая резко развернулась в 1917 году, прервав их детство, перечеркнув все начинания отцов и дедов.
Для игры выстраивались в две шеренги и двигались наступая и отступая.
Те, кто запевал песню двигались с востока на запад – по солнцу, а второй ряд с запада на восток – против солнца:
– первый ряд:
А мы просо сеяли, сеяли!
А мы просо сеяли, сеяли!
– второй ряд
А мы просо вытопчем, вытопчем!
А мы просо вытопчем, вытопчем!
– первый ряд:
А чем же вам вытоптать, вытоптать?
А чем же вам вытоптать, вытоптать?
– второй ряд
А мы его конями, конями.
А мы его конями, конями.
– первый ряд:
А мы коней в плен возьмем, в плен возьмём.
А мы коней в плен возьмем, в плен возьмём.
…
– второй ряд
А нам надо Машеньку, Машеньку!
А нам надо Машеньку, Машеньку!
– первый ряд:
Она у нас дурочка, дурочка!
Она у нас дурочка, дурочка!
– второй ряд:
А мы ее выучим, выучим!
А мы ее выучим, выучим!
– первый ряд:
А чем же вам выучить, выучить?
А чем же вам выучить, выучить?
– второй ряд:
А мы ее плеточкой, плеточкой!
А мы ее плеточкой, плеточкой!
– первый ряд:
Открывайте ворота, принимайте девицу навсегда!
– второй ряд:
В нашем полку прибыло, прибыло!
В нашем полку прибыло, прибыло!
– первый ряд:
В нашем полку убыло, убыло!
В нашем полку убыло, убыло!
– второй ряд:
В нашем полку пиво пьют, пиво пьют!
В нашем полку пиво пьют, пиво пьют!
– первый ряд:
В нашем полку слезы льют, слезы льют!
В нашем полку слезы льют, слезы льют!
Вот она - мудрость народная!
ПРИЛОЖЕНИЯ
На фото:
семьи Мартышкиных на летнем отдыхе.
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/04/08/945
К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5
Свидетельство о публикации №221060901108