Непридуманные истории. Успел! Хоспис. 10

"Все, что случается с нами, учись

видеть сердцем, а не глазами.»

монах Симеон Афонский

Со временем заметила, что в этой работе в хосписе труднее складываются отношения у меня с мужчинами. Те из них, которые находятся в полном сознании и могут самостоятельно читать – берут охотно у меня литературу, самостоятельно готовятся к причастию, то есть как бы в моей помощи и не нуждаются, к слову сказать, таких единицы. Другие соглашаются слушать то, что читаю, просят нательный крестик, даже и выражают намерение причаститься. Помогаю приготовиться - выслушивают молитвенное правило, но в самый решающий момент оказывается, что они толи курили уже с утра (соответственно священнослужитель не причащает их), толи, не совсем понимая, о чем речь впоследствии сами отказывались от участия в таинстве… Причину такого положения дел пока понять для себя не смогла.

Есть мужские палаты, в которых лежат больные (чаще это лица БОМЖ), у которых может интеллект не сохранный и они «находятся в своей реальности», может речь отнялась при парализации и сознание спутанное… Одним словом, диалог с ними у меня построить не получается. При своих посещениях священник дает им приложится ко Кресту, но вот в таинствах они не участвуют – установить были ли они крещены не представляется возможным.

Вот в такой палате и случилось у меня еще одно откровение, посланное Господом.

Юрий лежал в хосписе уже около десяти лет: ноги ампутированы, документов нет, близких то же.

Он всегда глазами следил за моими движениями, с тумбочки молча брал угощения и не улыбался, не кивал головой, выражая свои эмоции, в общем, больше ничего о нем рассказать не могу. Знала я его уже около четырех лет – положение дел оставалось неизменным.

Как-то в палату к нему положили мужчину с сохранным интеллектом, способного к самообслуживанию, самостоятельному чтению и к осуществлению дарованной Господом каждому человеку свободой выбора. Зовут его А..

Я стала дольше задерживаться в палате – к моей радости, вновь прибывший согласился слушать предложенные тематические материалы, охотно вступал в диалог. Человек этот родом из безбожного прошлого нашей страны, а значит вопросов у него много, а ответы – для него откровение...

В одну из наших бесед рассказывает о себе: учился в школе легко и успешно, поступил в ВУЗ, мечтал, вроде бы стремился, даже не сразу заметил, что не те средства выбрал к достижению целей… Стал выпивать… Сломались отношения с друзьями и близкими, потерял работу, здоровье…

С большой надеждой оставила ему книгу протоиерея А.Торика «Флавиан» для самостоятельного чтения, на страницах которой оживает серьезный мужской диалог священника и бизнесмена. Они, оказывается, двадцать лет назад были однокурсниками в престижном московском институте… Талантливо построенный автором сюжет повествования с подробной, если можно так сказать, «инструкцией» для подготовки к первой исповеди зрелого человека. В моей практике использования психотерапевтического метода библиотерапии не раз уже помогала эта книга людям обратиться к духовному самоанализу для покаянного обращения ко Господу...

Готовимся к причастию - рассказываю о Церковных таинствах, о Тайной Вечере...

А. решил готовиться самостоятельно – дарим молитвослов.

Обычно, в день причастия я жду прихода батюшки непосредственно в отделении. Радуюсь трепетному ожиданию подопечных, волнуюсь, с теми, кто побаивается предстоящей исповеди… После причастия читаю благодарственные молитвы, поздравляя каждого...

В этот раз священник придет один. Я особо переживаю – вдруг кто-то из тех, кто готовился, постесняется или...

После батюшка звонит мне и рассказывает о причастниках – А. среди них нет в этот раз. ПОМОГИ ГОСПОДИ, ему!

Наступило лето. В палатах душно. Больные, которые могут ходить прогуливаются у корпуса. Подхожу к отделению. А. меня окликнув, просит:

- Дайте нательный крестик для моего соседа по палате. Он сам меня об этом просит.

Я, большим удивлением, расспрашиваю подробности:

- Как вы с ним общались? Он умеет говорить?

А. отвечает:

- Юрий уже несколько дней не кушает, сестры говорят, что, скорее всего, «уходит»... А вчера утром, поманил меня к себе рукой, я подошел и наклонился к нему. Он показал на мой крестик и на свою грудь без креста, словно попросил надеть.

Крестик в этот же день на Юрия надели.

Через день его не стало.

Звоню схимонахине, (ГОСПОДЬ даровал такую уникальную возможность общения с духовным воином в монашеских доспехах) рассказываю о произошедшем…

Слышу, что она молча плачет, а потом говорит:

- Столько лет терпел страдания от болезни и лишений (пусть Господь примет это в качестве искупления за ошибки им совершенные в молодые годы)… Бесценно, что в свою последнюю минуту обратился к БОГУ!

«Боже, да будет принят Тобою его предсмертный вздох сокрушения, якоже мольба благоразумного разбойника. Он угас на жизненном кресте, дай наследовать ему Твоя обетования, якоже тому: «Аминь, глаголю тебе; со Мною будеши в раи», где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Алилуиа.» (Кондак 5 из акафиста за единоумершего.)

Снова и для меня урок: с «высоты» профессиональных психологических знаний поторопилась «расставить акценты» о способности совершить осознанный и свободный выбор людьми, ориентируясь только по внешним признакам… Человек беседует с Богом душой – для других это всегда остается тайной…

Каждый в жизни сам делает свой выбор! Юрий, СЛАВА БОГУ, успел! Царствия ему Небесного, даруй, ГОСПОДИ!

;


Рецензии