Непридуманные истории. Любовь. Хоспис. 11

"Если мы глубоко вникнем в жизнь каждого человека,

то увидим, что она полна чудес..."

Преподобномученица
Великая Княгиня Елизавета Феодоровна (Романова)

Каждое новое посещение, каждая новая встреча, общение приносит духовный опыт и все больше укрепляет во мне ощущение, что хоспис нужен скорее больше моей душе. Понимаешь - здесь уже нет места мирской суете и житейским мелочам, невольным свидетелем стоишь рядом с неиссякаемым потоком, имя которого «Призывающая Благодать».

Любовь работала учителем. Внимательна и наблюдательна. Говорит спокойно и уверенно, настойчива и авторитарна. Но сейчас выглядит растерянной – одинока и очень больна, сознательно решила переехать сюда, но до конца смириться с этим еще не смогла. Взгляд такой, словно смысл жизни безвозвратно потерян.

У каждого свой разговор с ГОСПОДОМ. Любовь жила рядом с Собором, выйдя на пенсию на Пасху обязательно освящала куличи, ну и все на этом…

Когда мы встретились впервые, она слушала нашу беседу внимательно, а затем очень категорично, строго по-учительски, подвела итог, словно отрезала:

– Учили нас, что БОГА нет, а теперь поздно переучиваться!

СЛАВА ГОСПОДУ, что она оказалась в палате с истинно верующими женщинами, что ее профессиональная привычка к чтению и осмыслению прочитанного, помогла ей познавать до селе ей неведомый мир. Как-то она плохо себя почувствовала – давление высокое, сердце «выпрыгивает», голова разболелась… Выпила с молитвой Крещенской воды, которую ей соседка предложила, и значительно легче себя почувствовала.

Господь коснулся ее души, позвал, и Любовь откликнулась - стала готовиться к исповеди. Пришел в назначенный день батюшка и совершилось великое Таинство Причастия. В глазах у Любы стояли слезы. Благодарственные молитвы слушала она сосредоточено и с еле уловимой легкой умиротворяющей улыбкой.

Стала потихоньку привыкать к своему новому положению, освоилась. Ближе познакомилась с персоналам и дружески сошлась с соседками по палате. Много и очень внимательно читала, с радостью ждала очередной встречи со священником. Стала выходить на улицу, однажды осмелилась на самостоятельное путешествие в близлежащий поселковый магазин. Шла долго, от
слабости часто садилась на лавочки и пенечки, встречающиеся на пути, однако вернулась счастливая – справилась, смогла, преодолела. Купленными продуктами, щедро угостила соседок по палате, стараясь особенно угодить той из них, которая пенсию не получает. После такого своего путешествия Любовь долго лежала в постели без сил.

В хосписе она уже пять месяцев проживает. Великий пост подходит к концу – Вход Господень в Иерусалим. В понедельник приезжаю в хоспис, а Любовь мне рассказывает:

- Была на службе в Храме, освятила веточки вербы. Храм в поселке деревянный, по-домашнему уютный. Батюшка нарядный такой. Очень обрадовался, когда меня на службе увидел! Самое удивительное, что до Храма дошла ни разу, при этом, даже не передохнув на лавочке! И на обратном пути, словно ангелы под руки вели – отдыхать не присаживалась. А на душе столько радости и покоя…

После ночной пасхальной службы усталости совсем не замечаешь. Душа ликует от благой вести о ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТА! Мчусь я в хоспис – очень хочется разделить с моими бабульками праздничную благодать, угостить их куличами. Вхожу в палату, а на тумбочках у женщин уже стоят небольшие праздничные куличики.

- Откуда?- растерянно спрашиваю я.

Как оказалось, Любовь и на Пасхальную службу снова сама в храм ходила, освятила пасхальную выпечку и раздала в палате соседкам, выложив угощения на заранее приобретенные ею в магазине круглые подставки для яиц с куличом в центре, украсив салфетками. Такая ее забота вызывает умиление и умножает радость! Она подробно рассказывает о праздничной службе:

- Чудо такое - Пасхальная служба, кажется, БЛАГОДАТЬ так густо вокруг растворена, что можно ложкой зачерпнуть.

Освященные веточки вербочки, заботливо поставленные в баночку с водой, у Любы пустили корешки и появились первые листочки. Она искренне радовалась и ждала хорошей погоды, что бы санитарка, обещавшая высадить их во дворе хосписа, принялась за дело. Но в здании затеяли ремонт, весь персонал был занят. Люба загрустила:

- Боюсь, веточки завянут, а так хочется, что бы деревья выросли, а у самой сил совсем нет…

Что бы отвлечь ее от тоски я предложила отвезти веточки в центр реабилитации деток инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Любе такая идея понравилась, она воодушевленная выбрала две веточки, бережено укутав корни в целлофан, и торжественно передала мне со словами:

- Пусть верба вырастит и радует весной своими ранними лохматыми почками, защищает своей тенью детишек летом!

Дома я посадила веточки в горшок и ждала, пока они примутся и укрепятся. Каждый раз я отчитывалась Любови о своих ботанических наблюдениях за ростом освященных ею верб.

Я была в двух недельном отпуске. Уезжая, забыла предупредить сына о поливе верб. И горшок с вербочками простоял на балконе солнечной стороны летом без полива такой значительный срок. Когда я об этом вспомнила – мне стало жутко - ЧТО ЛЮБЕ СКАЖУ, если они погибнут? Вернувшись, домой, сразу кинулась на балкон – земля высохла и превратилась в твердь, но листики при этом остались живыми и зелеными, СЛАВА БОГУ! На следующий день тороплюсь выполнить обещание – освященные и укоренившиеся вербочки отнесла в детский центр. Подробно рассказав, историю такого подарка. Пока они растут в зимнем саду, а в следующем году будут уже украшать двор.

Приезжаю в хоспис и чувствую волнение перед встречей – меня не было значительное время – как они прожили здесь мои хорошие бабулечки? Вхожу в палату. Слава Богу, все живы. Отчитываюсь Любови о выполнении своего обещания – вербы уже в центре у деток в зимнем саду. Она рада.

Теперь они в один голос спрашивают о моем отпуске. Я была в уникальном крестном ходе, посвященном двадцати пятилетию причисления к лику святых в России святого праведного Иоанна Кронштадтского, жизнь и служение которого еще при его жизни народ не иначе как чудом не называл, величая Батюшку Кронштадтским чудотворцем, Всенародным Батюшкой. Вот как пишет современник о протоиерее Иоанне Сергееве:

«Молва эта распространялась столь быстро, что вскоре уже все знали о. Иоанна Кронштадтского, по молитвам которого исцелялись самые безнадежные больные и прозорливость которого заставляла трепетать людей, встречавшихся с ним.

Разнообразнейшие проявления Силы Духа Святого через о. Иоанна стали столь чудесны и многочисленны, а писания его столь Богодухновенны, что слава о нем быстро облетела всю Русь и перекинулась за ее пределы, особенно в Англию, Северо-Американские Соединенные Штаты и отдаленнейшие уголки Азии.

Чудесные и разнообразнейшие проявления великой силы Божией через о. Иоанна за 53 года его священнослужения Богу и страждущему человечеству столь многочисленны, что можно без преувеличения сказать, что в каждой третьей русской семье Вам расскажут какой-нибудь случай чудесной помощи или прозорливости о. Иоанна. Да, отец Иоанн - бесспорно, самое значительное явление не только в русской Церкви, но и во всей православной Церкви, всего славянства и всего Христианства нашего времени.

Поэтому было бы непростительно, если бы современники о. Иоанна, бывшие живыми свидетелями дивных дел Божиих, проявленных через него, не позаботились оставить человечеству описания испытанных ими на себе или виденных ими чудесных проявлений силы Духа Святого.»

Это единственный священнослужитель причисленный к лику святых за праведное несение служения в миру.

Нашим подопечным интересно все, поэтому рассказываю подробно:

Масштабные торжества, посвященные знаменательной дате, готовились пять лет. Штаб по организации праздника расположился по благословению Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла в Санкт-Петербурге в Иоанновском монастыре. Задачи стояли перед оргкомитетом Иоанновской семьи по истине грандиозные:

- восстановить два храма на родине святого в селе Сура Архангельской области;

- собрать всю возможную информацию о приходах и православных центрах, носящих имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, расположенных в разных странах по всему миру и пригласить их священнослужителей и сотрудников на торжества;

- снять документальный фильм с говорящим названием «Именем Иоанна Кронштадтского»;

- организовать прием и размещение, питание приглашенных гостей во всех пунктах;

- подготовить памятные подарки для всех участников праздника;

- подготовить и сплотить для реализации намеченных задач целый полк добровольцев;

- разработать план торжественных мероприятий в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Суре, согласовав его со всеми инстанциями и организациями;

- организовать и провести крестный ход по намеченному маршруту.

Уникальность этого крестного хода заключается в том, что большая часть его осуществлялась на специальном чартерном поезде, во главе которого располагался в специально оборудованном вагоне настоящий православный храм с алтарем и жертвенником, царскими вратами, солеей, клиросом, храмовыми иконами и большой иконой с ликом Богородицы на внешней стороне вагона. Клирос (греч.— часть земли, которая досталась по жребию) — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Солея; (из греч. = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. Солея служит как бы просцениумом для богослужения.

Во время следования поезда были запланированы остановки – в Коноше, Няндоме, Обозерской и Архангельске, Плессецке, конечный пункт, куда прибудет поезд Карпогоры. Таким образом, формат крестного хода можно обозначить как миссионерский.

Общая протяженность всего крестного хода составила около двух тысяч километров в один конец, но все по порядку…

Встречали нас в Санкт-Петербурге.

Священнослужителей разных санов - от митрополитов до дьяконов, среди приглашенных двести пятьдесят человек. Общее количество гостей собралось более пятисот человек из двадцати двух стран мира. География самая разнообразная: Украина, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Чили, Индонезия, США, Афганистан, Пакистан, Белоруссия, Сербия, Германия, Эстония, Молдавия, Литва, Австралия, Италия, Канада, Франция. Безусловно, самая многочисленная делегация, конечно, Российская.

Разместив в гостинице, пригласили на автобусную экскурсию под названием «Православный Петербург». Мы услышали удивительную историю основания города - были в Александро-Невской лавре, на Смоленском кладбище в часовне блаженной Ксении Петербургской, в церкви Успения Пресвятой Богородицы - подворье монастыря Оптина Пустынь. Путешествуя рассмотрели величественный Исаакиевский собор, уникальный храм в честь Казанской иконы Богородицы, красивейший храм Спаса на крови и другие достопримечательности города.

Следующий наш день начинался с Божественной литургии в женском Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке.

Особо хочется рассказать об этой святой обители: "один из святых монастырей, которые были построены благодаря трудам и молитвам батюшки протоиерея Иоанна Сергеева. Строительство здания началось весной 1900 года на сравнительно небольшом участке земли, пожертвованном отцу Иоанну почётным гражданином Санкт-Петербурга купцом Симеоном Раменским. Для этих целей он выделил часть своего имения на берегу Карповки. Проект монастыря, созданный в. Проект постройки был составлен епархиальным архитектором Никоновым и утвержден императором Николаем II. В 1903 году это подворье заботой и ходатайством Батюшки стало уже самостоятельным монастырем. Он назван в честь небесного покровителя Батюшки – преподобного Иоанна Рыльского. Протоиерей Иоанн Сергиев любил эту обитель, духовно окормлял насельниц, часто бывая здесь. Отец Иоанн освятил этот храм 17 декабря 1901 года, с этого дня в нем стали ежедневно совершаться Богослужения. Первоначально отец Иоанн Ильич Сергиев предполагал устроить здесь новое
подворье Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного отцом Иоанном на родине, в Архангельской губернии, но с помощью Божией монастырь оказался слишком значительной постройкой в городе, чтобы ему оставаться просто подворьем. По ходатайству о. Иоанна, в 1903 году подворье стало самостоятельным монастырем. Он был назван Иоанновским в честь Небесного покровителя Батюшки – преподобного Иоанна Рыльского, во имя которого был заложен первый храм Обители в нижнем этаже здания.
Отец Иоанн освятил его 17 декабря 1901 года. Со дня освящения малого храма в нем ежедневно совершалось богослужение.
Небывалая любовь народа за добро и помощь, его огненная вера и забота о духовном облике Обители привлекли мощную поддержку и пожертвования, и всего год спустя был освящен главный престол собора во имя Собора Двенадцати Апостолов с двумя приделами. Правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, а левый – во имя святителя Андрея Критского и преподобной Марии Египетской, освященные в 1903 году при участии отца Иоанна.
Храм венчали пять мозаичных куполов с золочеными крестами, а на его западной стороне возвышалась колокольня. Пламенной молитвой благословил Батюшка монастырь: «Благодарю Господа за радость освящения своего великолепного храма, который Он дал мне устроить и украсить в столице России – Петербурге. Как бы чудом каким явился он на берегу реки Карповки – притоке царственной и великолепной Невы-реки.
Да прославляется здесь Имя Господне до скончания века, — и да процветает в Обители вера благочестивая и жизнь благочестивая сестер монахинь, да соберет новый храм в стенах своих множество благочестивого народа для молитвы и прославления Господа и для утверждения в благочестивой вере».
В январе 1903 года определением Святейшего Синода Иоанновский монастырь получил статус первоклассного. Еще при жизни Батюшки его святыми молитвами и трудами монастырь стал вполне благоустроенным и находился на полном самообеспечении. В обители проживало более 350 насельниц. В монастыре были золотошвейная, белошвейная мастерские, лазарет на 10 коек, просфорная с двумя печами; в одной большой печи выпекалось за раз тысяча просфор. Перед монастырем с восточной стороны, был разбит сад, а с западной находился образцовый огород, с которого сестры ежегодно снимали большой урожай, несмотря на то, что им был занят лишь небольшой клочок земли.
В 1903 году был устроен Вауловский Успенский скит в Борисово-Глебском уезде Ярославской губернии. Сам Батюшка любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря».
Много трудов, тревог и забот принял Батюшка, стараясь устроить возможно лучше как самую Обитель, так и возвысить духовную жизнь ее насельниц. Господь помог ему насадить и вырастить могучее, многоветвистое, плодоносное древо, под сенью которого будут укрываться и спасаться от житейских бурь и непогоды многие и многие благочестивые души во все века, пока будет стоять Святая Обитель. Немало видел Батюшка утешения и радостей от преданных ему всей душой сестер Обители, начиная от настоятельницы, а также в службе Божией, во время совершения Божественной Литургии. Он часто говаривал,что чувствует себя
здесь как у себя дома. Приезжал в монастырь иногда усталый, измученный и говорил, что он приехал отдохнуть.

Эту поистине свою Обитель Праведник выбрал местом своего успокоения, и после его блаженной кончины паломничество в монастырь стало еще более многолюдным. В усыпальнице с раннего утра до позднего вечера непрерывно служились панихиды. Один из современников писал:

«Тысячи богомольцев идут ко гробику Батюшки, как бы к живому своему утешителю, целителю и наставнику. Идут не только, чтобы вознести молитвы о упокоении его чистой души в месте светлее, месте покойнее, но и себе чают получить здесь утешение Христово и избавиться от всякой скорби, гнева и нужды».

В 1923 году Обитель была закрыта. Но пройдя через десятилетия страданий, забвения и запустения монастырь возродился в 1989 году.
Молитвенным предстательством святого праведного о. Иоанна Кронштадтского, трудами и авторитетом Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бытность его митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским была вновь открыта эта Обитель. Монастырь был передан как подворье Пюхтицкому монастырю.
Батюшка о. Иоанн Кронштадтский при жизни духовно окормлял эту Обитель, поэтому участие пюхтицких сестер в возрождении Иоанновского монастыря было знаменательным.
Видя вновь благолепную Обитель, трудно представить, что десять лет назад стояла мерзость запустения на Святом месте. Монастырь представлял собой печальное зрелище. В здании размещалось более 20 разных организаций. Вся структура помещений была нарушена. Необходимо было произвести огромные ремонтно-восстановительные работы, ликвидировать перегородки, стены, двери, чуждые изначальной планировке и искажавшие внутренний вид Обители.
Но постепенно, с Божией помощью, Обитель стала возрождаться. По молитвам святого Праведника Господь послал добрых людей, с помощью которых восстанавливается монастырь.

С первых дней восстановления Обитель находится под постоянным попечительством и заботой Первосвятителя Русской Православной Церкви. Вступление Алексия II на Патриарший Престол совпало с церковным прославлением святого Иоанна Кронштадтского. Святейший Владыка возглавлял празднования, посвященные канонизации Батюшки.
Святейший Патриарх совершил освящение главного храма во имя Собора Двенадцати Апостолов.
Обитель на Карповке воистину является Петербургским домом Святейшего Владыки. Его покои располагаются в бывших покоях о. Иоанна Кронштадтского. Без участия Святейшего не проходит в монастыре ни одно значительное событие и его приезд в Обитель – всегда радость для насельниц и прихожан монастыря.
Воистину сбывается пророчество о. Иоанна Кронштадтского: «Просветится место это и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного — много известным».
Обитель имеет подворье с храмом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенное на территории бывшей усадьбы графа Шувалова в пос. Вартемяки.
К празднованию 100-летнего юбилея монастыря воссоздан храм-часовня Покрова Божией Матери в ограде Обители.
Воистину духовным центром всего монастыря можно назвать усыпальницу дорого Батюшки, где почивают его святые мощи.
Сестры всегда во всех трудных обстоятельствах обращаются к нему с молитвою, свято чтут слова протоиерея Иоанна Орнатского, сказанные сестрам у гроба святого Пастыря: «Не плачьте, теперь он ближе к Вам и уже никогда не уйдет от Вас. В нем Вы приобрели себе игумена, с Вами будут его честные останки, над которыми будет витать его бессмертный дух. Ходите на его могилу, водите к ней паломников, которые пойдут непрерывной чередой».
И теперь, как и прежде, тысячи паломников стекаются со всего мира, чтобы помолиться угоднику Божию и попросить его помощи, избавления от душевных и телесных скорбей, недугов и болезней. Молитвами Батюшки уже в наше время совершаются многие дивные чудеса. Очень часто в усыпальницу приходят и приезжают люди из разных мест с тем, чтобы рассказать сестрам о полученном исцелении по молитвам Батюшки о. Иоанна и отслужить благодарственный молебен на его могиле. Многие случаи благодатных исцелений записаны и хранятся сестрами. Часть из них опубликованы в книге «Светильник веры и благочестия».
Все сестры постоянно чувствуют помощь и незримое покровительство святого Праведного о. Иоанна Кронштадтского. Как при жизни Батюшка все время заботился о своей Обители, так и теперь не оставляет своей помощью и заступлением". (материал с официального сайта монастыря).

Во второй половине этого дня мы смотрели документальный фильм «Именем Иоанна Кронштадтского», который целый год по благословению снимала профессиональный режиссер Большакова Надежда и Наталья Шелкова. Получился замечательный и богатый на чудеса рассказ о разнообразных видах служения священнослужителей и мирских людей, объединенных любовью к всероссийскому молитвеннику. Интересно, что протоиерей Иоанн Сергиев, обучаясь в духовной семинарии, мечтал проповедовать веру православную людям в далеких странах. При жизни сам он заграницей ни разу не был. Тем не менее, в двадцать первом веке имя русского святого знают во многих странах мира, к нему молитвенно обращаются на различных языках православные в разных частях света и в ответ получают помощь и поддержку от самого Господа по молитвам святого...

 Всего в фильм вошло 14 сюжетов, к каждому из которых были подобраны цитаты из высказываний Иоанна Кронштадтского, ставшие эпиграфом точно и емко предваряющие последующее повествование.

Следующий наш день начинался с путешествия в Кронштадт. Литургия в Соборе. Пятьдесят три года служил батюшка в г. Кронштадте. После службы мы прошли крестным ходом с иконами батюшки и с молитвенным обращением к нему от Морского собора к храму Святой Елизаветы.

Чуть позже были и в квартире, в которой жила семья Сергеевых и батюшке Иоанну являлась сама ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ! В комнатах воссоздана обстановка того времени, на личном рабочем столе батюшки, за которым он делал записи в свой дневник, лежит его священнический крест. Эти предметы подлинные…

Из Кронштадта наш крестный ход вернулся в Санкт- Петербург и, заняв места в специальном чартерном железнодорожном составе отправились далее на север в далекую Архангельскую область, затем в деревню Суру, где и родился батюшка...
На каждой станции прошли молебны при участии местных православных прихожан и священноначалия.

В Суре литургисал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
На родине батюшки мы жили в здании, которое было построено по благословению самого протоирея Иоанна Сергиева и являлось игуменским корпусом женского Иоанновского монастыря,основанного им.
Это самый северный женский монастырь, переживающий сейчас, СЛАВА БОГУ, свое возрождение. Сейчас в этом здании располагается общеобразовательная школа.

Вечернее Богослужение прошло в храме в честь святителя Николая Чудотворца, в котором служил сам батюшка, приезжая на свою малую родину. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь находится на территории Пинежского района Архангельской области России в селе Сура.

"Женская православная община была основана в 1899 году по инициативе настоятеля Андреевского собора в Кронштадте, известного проповедника, духовного писателя Иоанна Кронштадтского. В 1900 году был официально учрежден Иоанна богословский православный нештатный общежительский женский монастырь в селе Сура. В обители приняли благословение две монахини и 33 сестры во главе с начальницей – матерью Варварой и инокиней Ангелиной. Здесь были построены игуменский корпус с трапезной и кельями и оборудованы мастерские. К сестринскому корпусу пристроили деревянную церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В последующие годы началось строительство отдельно стоящего пятиглавого Успенского собора и колокольни. В монастыре существовал издательский центр.
Монастырь проработал всего 20 лет, в 1920 году монастырь был упразднен, все здания находящиеся на территории обители, переданы в распоряжение местных властей. Использовались не по назначению. В Успенском соборе расположили сельский клуб. В настоящее время храмы возрождаются.
С благословения епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона 31 октября 1994 года началось восстановление Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря. В 1998 году в обитель приехали сестры из Казахстана и Молдовы.
Такое решение принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 104) , который состоялся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Сурская женская община была основана в селе Сура в 1899 году по инициативе протоиерея Иоанна Сергиева ( св. Иоанн Кронштадтский). В 1900 году общину преобразовали в заштатный общежительный женский монастырь. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. С 1907 года монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины. Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах.
В 1994 году в Архангельске была создана женская община Иоанно-Богословского Сурского подворья. В 1994—1996 годах сёстры безуспешно пытались вернуть церкви здание Архангельского подворья бывшего Иоанно-Богословского-Сурского женского монастыря. В 1996 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община переведена в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области и преобразована в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь.
В селе Сура сформировалась община возрождаемого Иоанно-Богословского Сурского монастыря. В октябре 2012 года Священный Синод Русской православной церкви постановил открыть Сурский Иоанновский женский монастырь и назначить монахиню Митрофанию (Миколко) на должность настоятельницы
В планах монастыря - возрождение благотворительной деятельности: создание приюта для девочек-сирот, богадельни для одиноких престарелых людей, воскресной школы, возрождение разнообразных ремесел, оказание всевозможной помощи селу и многое другое"(материал взят с официального сайта монастыря).

Не берусь передать словами ту богатейшую палитру чувств, родившихся в духовном и молитвенном путешествии по святым местам в наших сердцах.
С нами тоже происходили замечательные истории по ходу движения крестного хода. Так нас батюшка радовал своим покровительством. Во-первых, все, с кем приходилось общаться с первых минут казались давно знакомыми и родными людьми. Это отмечали все – мы же одна семья – Иоанновская! Во-вторых, на каждой станции, где останавливался наш поезд, мы выходили все на молебен и обязательно шел кратковременный мелкий (мы даже намокнуть не успевали) дождик – так нас любимый батюшка словно окроплял святой водой, а потом непременно выглядывало солнышко. Очень часто по ходу движения поезда можно было в окно увидеть радугу. В третьих, места в номере гостиницы и в поезде мы сами не выбирали – все спланировали организаторы. Мне, например, таких замечательных соседей подарили, что я после поездки даже в гости умудрилась попасть за пятьсот километров от моего дома к одной из них.

Интересы и человеческие симпатии настолько совпали, что просто и легко было продолжить начатое повествование собеседника не смотря на то, мы приехали из разных стран (в гостинице, например, мне довелось жить в номере с двумя женщинами из США и Чили).

Не могу не рассказать о таком удивительном случае, рассказ о котором я услышала от одной моей попутчицы в этом путешествии. Мы оказались в одном вагоне и места рядом в нашем поезде. Лариса Михайловна, так ее зовут, не поверите, окончила тот же факультет в том же ВУЗе что и я (такие совпадения бывают?!), только вот по времени разминулись лет на 25.

 Мы с ней не могли наговориться всю дорогу и туда и обратно. Спать ложились только после двух часов «белой» северной ночи, вставали рано, дорожили каждой минутой, подаренной для общения... Между прочим, Лариса Михайловна рассказала, что ровно год назад она утром после молитвенного правила читала акафист Иоанну Кронштадтскому. Закончив молитву, она выглянула в окошко своего дома и увидела новую нору крота, которую огородный труженик выкопал за ночь. Ее внимание привлек солнечный блик, отразившейся в чем-то лежащим на горке земли, оставленной кротом. Позже она вышла в огород собрать огурцы и мимоходом заглянула к кроту в гости – полюбопытствовать, что же поймало солнечного зайчика. Где кроту повезло найти тот предмет, который нашла моя новая знакомая, я даже не берусь предполагать (такого не может быть, потому, что не может быть никогда!) там лежала десятикопеечная монета девятнадцатого века (время жизни батюшки Иоанна) в отличном состоянии. Известно, что батюшка менял деньги на мелочь и подавал просящим милостыню мелкими монетками (на 10 копеек, тогда можно было купить достаточно еды). Может ли такое быть?! А еще у Ларисы Михайловны дома оказалась прижизненная литография протоиерея Иоанна Ильича Сергиева с его автографом. Она после нашего знакомства и родившейся дружбы приняла решение подарить его нашему епархиальному «Центру социальных инициатив имени святого праведного Иоанна Кронштадтского». Вот такой царский дар теперь есть у нас!

Когда наш крестный ход подходил к концу, Лариса Михайловна загрустила и тихо сказала:

- Как же мы все расстанемся? Как же теперь трудно возвращаться в ритм обычной жизни… Как не растерять благодать от нашего молитвенного праздника?

- Только рассказывая другим и делясь, таким образом, полученной благодатью с другими, ощущая и переживая эту духовную радость снова и снова!!! – выдала уверенно я.

И действительно так и получилось. Я и в хосписе и в своей семье, и близким, и знакомым, и в молодежном объединении нашего города, и нашим подопечным – всем показывая фото и фильм, не устаю рассказывать о нашем путешествии и снова ощущаю огромную радость!

Поезд остановился в Питере. Прощались и разъехались по вокзалам, держа теперь путь домой. В аэропорту я запланировала встречу с молодой и интересной девушкой-добровольцем Иоанновской семьи, прихожанкой Иоанновского монастыря на реке Карповка.

Анечка не путешествовала с нами в село Сура. Мне очень хотелось с ней поделится всем всем – и впечатлениями, и фото, и маленькими подарками с родины батюшки. Мы с ней познакомились и сдружились за год до юбилейных торжеств. Своими впечатлениями я делилась с Анютой без умолку около трех часов, пока ждали мой рейс.

Бейдж с портретом батюшки я с шее снимать не хотела – не могла расстаться, так и в самолете потом летела и домой приехала. В какой-то момент нашего с Аней разговора в аэропорту города Санкт-Петербург к нам подошел молодой мужчина средних лет и задал вопрос:

- А Вы действительно были участниками крестного хода?

- Да!

- А я, - продолжил он, - вот не смог, направили в командировку. Работаю я музее и часто участвую в организации православных выставок. Знаете, что я могу вам сейчас показать?

- ???

Он открыл свой кейс и достал не больше и не меньше - Панагию, которую владыке дарил сам Иоанн Кронштадтский. Слов у нас не было - немая сцена! Лик Богородицы с младенцем ласково смотрел с медальона старинной работы. Мы просили разрешения сделать фотографию. Фото получилось замечательное. Он спешно закрыл кейс, попрощался и ушел к регистрационной стойке – объявили его рейс. А мы зачарованные стояли и не могли поверить – таких совпадений не бывает! Спускаясь к регистрации моего рейса встретили священника, который то же не пожелал снять бейдж и священническое облачение, словно продолжая крестный ход. Мы показали ему фото Панагии и рассказали о встрече – батюшка выслушав, улыбнулся и тихо сказал:

- Чудеса продолжаются!

Любовь, выслушав мой рассказ, серьезно говорит:

- А ведь и у нас пусть маленькое, но все же самое настоящее чудо произошло за время вашего отсутствия: на лице и ноге появились у меня ранки. Доктор осмотрел и велел ехать в онкологию на консультацию, подозревая новую атаку моей болезни. Я расстроилась, а потом решила маслом освященным намазать. Несколько дней с молитвой наносила масло на раны – и они исчезли. Вот сколько мне благодати ГОСПОДЬ посылает!

Теперь узнав о ее диагнозе, я привезла ей книгу монаха Варнавы (Санинина) «Вера».

Так идет Любовь по трудному и суровому, но полному чудес, смирения, покаяния и удивительных открытий пути Богопознания. Господь совершает чудеса не ради чудес, а ради спасения человека.

Фото с колокольни храма в честь святителя Николая Чудотворца село Сура (благодарю автора фотографии).


Рецензии
Удивительный рассказ! Столько чудесных совпадений и добрых знакомств. Имеющий уши да слышит! Спасибо!

Наталья Ткаченко 4   01.11.2023 10:22     Заявить о нарушении
Наташенька! Мир вашему дому! Сердечно Благодарю Вас за ваше участие и радость общения! Мне рассказы о жителях хосписа очень дороги. Эти люди стали мне очень близкими.
ПОМОГИ, ГОСПОДИ МИЛОСТИВЫЙ, тем: кто жив из них, ДАРУЙ ЗДРАВИЯ И ТАЕРДОЙ ВЕРЫ, ГОРЯЧЕЙ МОЛИТВЫ.
Тем, кто умер, ДАРУЙ, ГОСПОДИ МИЛОСТИВЫЙ, ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ, ПРОЩАЯ ВСЕ ИХ СОГРЕШЕНИЯ ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ.

Альбина Алдошина   01.11.2023 10:58   Заявить о нарушении
О судьбе Любови мне ничего не известно.

Альбина Алдошина   01.11.2023 11:05   Заявить о нарушении