Хожу по Руси. Начало

Близится отпуск и каждый раз мы решаем куда отправится. Северяне дорожат солнечными денёчками и вывозят детишек к морю или к родным в Среднюю полосу. Уже несколько лет подряд нас приглашает к себе в гости мой брат в небольшой городок Н- ской области. " Есть у нас и речка и золотой песочек!"  -  писал он мне в письмах. Решаем, что нынче поедем к нему. Дни летят быстро. Вот и отпуск! Едем! Стук вагонных колёс, а за окном мелькают пейзажи нашего Заполярья. Они сменяются чарующей Карелией, страной голубых, как небо, озёр. Доченьки наши не отходят от окна. Только и слышу: "Ой, смотри, смотри  - озеро! Лодки! Домики! Ой, какой мост!" И всё им надо знать! Наконец, угомонились! Спят. В это время у них в детском саду тихий час. А я смотрю в окошко и грущу о муже. У него ещё рабочие дни и присоединиться к нам он сможет только через три недели...
Поезд увозит нас всё дальше и дальше от дома. Ночь, день, ночь и вот наступает утро приезда! Мы уже готовы к выходу. Волнуюсь. Поезд тормозит и останавливается. Беру чемоданы и командую:
- Девочки, за мной!
 Проводница открывает дверь и желает нам хорошего отдыха. А на перроне встречают нас брат с женой. Как они изменились! Григорий стал ещё шире в плечах - мощный торс обтягивает белоснежная футболка. Короткая стрижка, тонкие усики и синие, смеющиеся глаза  - просто красавец! А Татьяна уже обнимала своих племянниц! Её бирюзовое платье гармонировало с цветом глаз и с золотистыми вьющимися волосами. Чуть поотдаль  от неё стояла девочка лет пяти с широко раскрытыми синими глазами и  такими же  как у Татьяны золотистыми волосами, заплетёнными в две косички. Катюша! Обнимаю и целую малышку и веду знакомиться с двоюродными сестричками. И вот уже наша троица, взявшись за руки и смеясь, идёт впереди нас! Машенька, Алёнушка и Катюша - теперь неразлучные подружки!
  Дома у брата нас встречают бабушка Катя и дед Николай. Конечно, нас ждёт накрытый стол, а вечером  - русская банька с берёзовыми вениками! У дедушки не забалуешь! Он уже всё приготовил!
    Дни так летят, что мы не успели и, как говорится, оглянутся  - а уже и неделя прошла! Татьяна показала мне городок. Он не большой и уютный,  с  магазинами, рынком, площадью и с белой старинной церковью, сияющей золотом куполов. Старинное село  на правом берегу реки Усты давно прибрело статус города. Уста же то подходила к городу, то, извиваясь, несла свои воды по широкой пойме к синеющему вдали лесу.
 Девочки с утра до вечера были заняты играми с новыми друзьями. По утрам, когда они ещё спали, я успевала сходить на рынок и прикупить парного молочка, свежайшего творожка и овощей. Забота о детях, готовка еды и работы по дому забирали массу времени. Вечерами я и бабушка Катя отдыхали, сидя на скамейке и наблюдая за детьми, слушали беседы бабушек-соседок. А их почти каждый вечер приходит трое-четверо посудачить о том о сём. Они вспоминали молодость, делились новостями и о том, где и что купить можно подешевле.
- Ой, Дуся, река-то совсем обмелела! Помнишь, как пароход  к нам ходил, а лесу сколько сплавляли?
- Вот вырубили леса и река уж не та. Да и пойму всю изрыли канавами! - отвечает, вздыхая, бабушка Дуся.
- Ныне мои уж малины принесли! Чернику я уж насушила и перетёрла с песком (сахаром).  - уводит от воспоминаний к будням бабушка Октябрина.
   Здесь такой интересный говор! Большое ударение на "о", и почти у всех слышу добавку-присказку к словам - "то". Очень много новых и не понятных для меня слов. Послушала я бабушек, да и пошла уговаривать брата сводить меня с детьми в лес по малину. Чернику я уже собирала и не раз. Наш северный край богат черникой, а вот малины в наших лесах нет. Выслушав меня, Григорий сказал, что для малышек путь будет трудным, да и вставать надо очень рано. Решили, что откладывать поход не будем и отправимся прямо завтра. Рано утром мы уже спешили к автостанции на первый рейс, ведущий в город Ветлугу.
- Мы доедем до поворота к селу Горево, а там пойдём в сторону леса. - объяснила мне Татьяна.
  Её родители - старожилы этого края и местность вокруг она знает от них.
 Солнышко ещё не вышло из-за горизонта и пойма реки белым-бела от клубящегося тумана. Свежесть и чистота воздуха бодрит как никогда. Тишину утра нарушает перекличка коров, идущих на пойму к пастбищу. Подходим к автостанции и брат уходит купить билеты. Вскоре Григорий возвращается и мы заходим в салон автобуса. За ним приходят ещё несколько пассажиров и  автобус отправляется. В просветах между белоствольными красавицами- берёзами мелькают  зелёные поля, перелески, небольшие речечки, почти  заросшие камышом. Затем сплошной стеной с обеих сторон дороги встаёт ещё сонный, сумрачный лес. Вскоре автобус тормозит и останавливается. Выходим и нас окутывает утренняя прохлада, сразу прогнавшая баюкающую дремоту тёплого салона. Село ещё спит. Тишина. Проходим мимо старого здания с вывеской "Продукты" и за ним поворачиваем на грунтовую дорогу. По обеим её сторонам огороды сельчан. Заборов нигде нет и хорошо видно что у кого растёт. Цветёт картофель белыми и розоватыми цветочками, рядами стоит капуста и свёкла.
 За огородами дорога поворачивает и мы оказываемся перед огромным клеверным полем. Я замерла от увиденного - ослепительный, золотисто-красный диск солнца почти вышел из-за полосы чернеющего леса, окрашивая небосвод в оранжевые и персиковые цвета. Его тёплые лучики ласково скользили по ещё сонному клеверному полю. А от их игры вспыхивали радужными бликами росинки в треугольных листиках клевера и на его бесчисленных бордово-сиреневых цветках. Дух захватывает и не могу оторвать глаз от сказочной картины! Меня зовут и, вздохнув, иду за своими спутниками краем сиреневого поля. А за ним открывается  уже другая картина - золотистая пшеница нежится под тёплыми лучами! И от обилия тёплого, жёлтого и золотистого сияния становится так приятно и здорово, что чувствуешь себя обласканным и счастливым в этом мире! Где-то над нами в синеве утреннего неба заливается жаворонок. И приходит понимание, что не только ты, но и всё вокруг радуется и восторгается  новым днём!
По обочинам дороги  высокая трава усеяна головками белых ромашек. Мои спутники уже спускаются по заросшему овражку и зовут меня. Мне страшновато, но я всё же решаюсь и иду к ним. Трава выше пояса! Она мокрая от обильной росы. "Плыву" в море травы  и цветов! Наконец выхожу из овражка и вижу брата и Татьяну. Они смеются и зовут меня быстрей присоединиться к ним. Пока не понимаю, что они мне хотят показать.
- Посмотри, в траве кустики малинки! - поясняет мне брат.
 Татьяна уже собирает ягоду, а Григорий учит меня как надо лакомиться малинкой.
- Здесь кустики маленькие, но ягодка спелая! Смотри внимательно и повторяй! - смеётся он и, набрав полную горсть рубиновых ягод, отправляет их себе в рот.
- Поняла, как надо смаковать ягодку-малинку? - с хитрой улыбкой спрашивает он.
Следую его примеру!
- Пойдём дальше! - зовут меня Григорий и Татьяна.
 Понятно, что здесь малины маловато для таких лакомок, как мы! Стараюсь идти за ними след в след. Так меньше соберу росы на себя. Немного отстаю от них, осматривая местность. А когда спохватываюсь, замечаю, что брат с женой скрылись в небольшом перелеске. Спешу за ними! Захожу в лесок и в просветах между стволами замечаю синее марево. Выхожу и застываю от увиденного! В жизни не видела такой красоты! Представьте себе картину -  васильковое поле, голубое небо и тишина! Осторожно захожу в море синих цветов. Прикасаясь к ним, мне так захотелось запомнить этот волшебный миг! Тут же в памяти всплыла в золотых огнях города морозная полярная ночь и открытка с букетом васильков и ромашек на тумбочке... Ах, как сжалось и заныло сердце тогда от тоски по этим скромным полевым цветам, по солнцу и родному дому... Как же захотелось вернуться в детство, прикоснуться  ко всему такому родному... И какое счастье видеть и ощущать сейчас то, о чём мечтало сердце!  Как хочется  остаться в этом мире васильковой тишины, ясного утра, звенящего росой и птичьими голосами! Спокойствие, умиротворение, тихая радость... И нет ничего, кроме этой красоты! Нет забот, терзавших тебя мыслей, нет времени  -  всё куда-то ушло... Наверно это и есть созерцание рая...
  Но вдруг - " Галина!"
И через секунду - "Ли-ина!" - принесло мне эхо.
Миг  - и время вернулось и навалилось на меня.
- Иду!  -  кричу в ответ.
 И тут же нахлынули мысли о детях, и о том, что я всё же иду по малину. С сожалением двигаюсь дальше, стараясь не примять васильки. Они кивают мне головками и я знаю, что никогда не забуду увиденное!
  Подхожу к краю волшебной красоты поля и вижу роскошный малинник. Мелькают головы моих спутников.
- Не обожгись крапивой! - кричит мне брат.
 Тёмно-зелёная охранница малины в мой рост! Приминаю жгучую траву и добираюсь к кустам малины. Вот и первая горсть ароматных ягодок в ведёрке! Не могу удержаться и следующая горсть сладеньких  уже во рту! Ммм... Наслаждение! Солнце поднимается всё выше, высушивая росу и малиновый аромат становится ярче и уже пьянит. Вскоре у меня ведёрочки полны  рубиновых ягодок. Обвязываю  их чистыми платочками бабушки Кати, заботливо положенными ею мне в карман.
- Пора! Уходим! - слышу зов брата.
- Иду! Подождите меня! - кричу в ответ.
 А уходить - ох, как не хочется!


Рецензии