Р. Шекли Легенда конкистадоров

     Земля CB122XA – это один из возможных вариантов планеты Земля – результат, вытекающий из квантово механической матрицы вероятностей, и составляющей часть многообразия вселенных. Здесь все по-другому.
Земля CB122XA или просто «Земля», как ее называют местные, была тихим местом. Всего один король управлял целой планетой. На планете были свои циклоны, наводнения, лесные пожары, чума и прочие эпидемии, впрочем, как и на других Землях. Однако все эти явления были весьма умеренны, если сравнивать с любым другим подобным вариантом этой планеты. И, как только обитатели Земли и условия на ней достигли нужного уровня, люди сотворили себе богов.
Эта Земля тоже  создала собственного бога, сотканного из бесконечного множества квантово механических возможностей. Местные называли его просто «Бог». Он не связывал себя с каждодневной работой над планетой и не особо ввязывался  в дела своего народа. Он предпочитал не являть никаких чудес, полагая их дешевыми эффектами. Этот бог любил смотреть, как его народ работает на себя. Однако когда какая-то важная ситауция становилась проблемой, или когда жизнь целой планеты вдруг оказывалась подвешенной на волоске, он давал пару-тройку советов.
Эта Земля, как и другие, подобные ей  была склонна к катастрофам. Катастрофы же часто сопровождаются предостережениями, и потому это мало что значило, пока в небе не появилось два космических корабля, словно бы ниоткуда. Они облетели планету, будто обследовали ее, и затем также неожиданно исчезли в космосе.
На Земле, тем не менее, была  довольно развитая технологическая цивилизация, которая впрочем, не имела космических кораблей, способных выяснить, чего, собственно, пришельцы хотят. Нет, на Земле было полно всяких споров относительно того, почему пришельцы не отвечают на сигналы с Земли? Но, впрочем, длилось это недолго, поскольку вообще-то совсем немногие видели пришельцев, да и те немногочисленные свидетели, тоже не особенно поверили увиденному.
Впрочем, довольно скоро корабли вернулись и повели целые флота других кораблей к небу Земли. Эти корабли были очень большими и оснащенными по последнему слову, и люди Земли не пытались им противостоять, но выжидали, намереваясь понять: что именно пришельцы собираются делать. Выжидать – было также решением Дракса, в те времена - короля Земли.
Космические корабли заняли позицию над столицей Земли, которая была местом выдающейся архитектуры, и где было множество зеленых насаждений. В конце концов, один  из гигантских кораблей стал снижаться и приземлился на лужайке королевского дворца.
Дракс сказал своим официальным представителям:
 
- Я полагаю, я должен выяснить, чего они хотят. И он пошел к кораблю один.
Через какое-то время, люк корабля открылся, и оттуда вышла группа людей. Они были высокие, широкоплечие и выглядели устрашающе, поскольку были в боевых доспехах. За ними вышел еще один человек, он был больше других, и на нем были золотые доспехи. Он был выше остальных воинов на полголовы и несколько шире в плечах. Он, казалось, нес свою массивную броню без малейших усилий. На нем было также надето множество металлических ремней, на которых висело различное оружие, одно другого страшнее. В одной руке он держал жезл с тяжелым набалдашником, вокруг которого торчали лезвия, острые словно бритва.
 
 Король Дракс подошел к пришельцу и поклонился. Золотой воин тоже слегка наклонил голову. С минуту они оценивали друг друга. В конце концов, предводитель пришельцев сказал:
- Меня зовут Эдуардо. Я – король многомиллионной армии, которую я привел на твою планету.
 
- А я – Дракс, - сказал Дракс. – Я – король этой планеты, которую мы зовем  Землей. Добро пожаловать. Я поражен тем, что ты говоришь на нашем языке.

- Универсальные машины – переводчики – одна из немногих вещей, которые сохранились от нашей прежней науки. Они дают нам возможность отдавать приказы подчиненным, не опасаясь испачкать наши рты их никчемной речью.
    
- Это, безусловно, полезное достижение, - сказал Дракс, - А сколько у тебя подчиненных?

- Все расы, с которыми мы повстречались, покорились нам, за исключением тех, кто предпочли погибнуть, все до единого бойца.

- Наш бог не позволил бы этого, - сказал Дракс, - Он не видит пользы в войнах. Он советует нам продолжать жить, во что бы то ни стало и любой ценой.

- Похоже, ваш бог мудр. Но вернемся к нашим делам. Как ты смотришь на то, чтобы сразиться один на один здесь и сейчас и за всех? – Казалось, его жест указывал на всю Землю.

Дракс посмотрел на человека, который был вдвое больше него и сказал, улыбнувшись:
- Я бы отказался.

Эдуардо кивнул, будто бы он предвидел такой ответ.
- Тогда, как насчет того, чтобы моя армия сразилась с твоей?

- Мы не сражались в войнах много тысяч лет, - сказал Дракс, - не думаю, что это стоит того. Возможно, есть другие предложения?

Эдуардо смерил его взглядом и сказал:
- То, что ты безоружен и никчемен, никак не удержит меня от того, чтобы тебя убить. Если ты думал иначе, то ты ошибался.

- Почему вообще надо кого-то убивать? – спросил Дракс.

- Это обычное дело,- ответил Эдуардо, -  когда один король хочет отобрать земли у другого короля.

  - Ты действительно хочешь быть королем этой планеты настолько, что готов ради этого убивать? Не беспокойся! Планета – твоя.

- Это разочаровывает, сказал Эдуардо, - Мы привыкли хотя бы к символическому сопротивлению.

- Здесь ты его не увидишь, - ответил Дракс, - Ты собираешься управлять этой планетой и неважно, что я скажу или сделаю. Таким образом – бери ее, она твоя.

 - Хорошо,- сказал Эдуардо. Ему приходилось видеть полную капитуляцию противника и раньше, - Первое, что мне нужно – это дворец. Мне нужно снять доспехи, отдать кое какие приказы, расставить охрану и пообедать.

- Мой дворец – твой, - сказал Дракс, - Я перееду в отель в городе.

- А ты довольно крут, надо отметить, - сказал Эдуардо, - Пожалуй, я убью тебя прямо здесь и сейчас, с тем, чтобы избавить себя от твоих коварных уверток.

- Ты можешь сделать и это, если хочешь, - ответил Дракс, - но я должен тебя заверить, что я нисколько не коварен. Мой бог говорит мне подчиниться новому королю. Я подчиняюсь. Я мог бы быть полезен тебе, передавая твои приказания моим людям и следя за их выполнением.

- Мой дорогой приятель, с какой стати мне тебе доверять?

- Потому что я буду всегда у тебя на глазах и в твоих руках. Если тебе что-то не понравится, ты сможешь убить меня в любой момент.

- Это верно, - сказал Эдуардо, - Хорошо. Мне нужно во дворец и затем  я должен отдать несколько приказаний.

- Мой дворец – твой дворец, - сказал Дракс.
У короля Эдуардо было еще много работы. Он разместил по местам своих солдат. Это взяло несколько дней. После всех этих домашних хлопот, Эдуардо позвал Дракса и спросил:
- Итак, что теперь?

- Вы, ваше величество, тяжело работали, - сказал Дракс, -  Возможно настало время небольших развлечений?

- Знаешь, Дракс, я никогда не встречал людей вроде тебя. Другие короли, когда я приходил отобрать их планету, сражались со мной до последнего солдата. Это благородно. Я восхищаюсь таким благородными людьми. Но ты – совсем другое дело. Ты отдал все без борьбы. Почему ты это делаешь, Дракс?

- Это то, что предписывает мне делать мой бог.

- Твой бог сказал тебе отдать все без боя и вообще передать мне все, что я запрошу?

 - Мы вполне довольны нашим богом, ибо он всегда верно нас наставляет, - ответил Дракс.

 - Ладно, я думаю сейчас самое время позабавиться с девушками.

 - Как ты пожелаешь, - сказал Дракс, - они прибудут к завтрашнему дню.

- Я хочу самых красивых женщин в королевстве.

- Ты их получишь.

- И пусть твоя жена будет среди них.

После короткого молчания, Дракс сказал:
- Да будет, по-твоему.

Эдуардо усмехнулся:
- Ты в самом деле слабак, сукин ты сын!

- Что бы ты сделал, если бы я сказал, что ты не получишь ее?

- Убил бы тебя, и взял бы ее все равно.

- Так бери ее, но не убивай меня.

- То есть ты хочешь жить, чтобы сразиться в другой день?

- То есть я просто смогу остаться в живых.

- И сдается мне, что у тебя также есть две дочери на выданье?

- Это верно.

- Я хочу их видеть здесь тоже. Они будут прислуживать на наших пиршествах.

Дракс побледнел, но поклонился:
- В твоей власти брать все, что пожелаешь.

И предались захватчики веселью и пиршествам.
Солдаты Эдуардо были расквартированы во всех, даже самых незначительных городах планеты.      
  Эдуардо постановил, что празднования продлятся месяц и самых красивых женщин заставили принимать участие в этих празднованиях. Захватчики были в очень хорошем настроении. Они полагали, что настало время постепенного разрушения и ассимиляции народа Дракса и это радовало их.      

          Следующим решением Эдуардо был приказ - считать людей Земли неприкасаемыми, за исключением того, что они были вполне «прикасаемыми» для высших сословий. Людям Земли было приказано считать себя низшим сословием. Захватчики полагали, что это было очень весело по отношению к самым низменным слоям. Эдуардо был поражен тем, что Дракс смог принять и это, и он спросил его:
     - Как ты можешь выносить подобные оскорбления?

     - Мой бог сказал мне, что это моя задача теперь  – выносить оскорбления.
Король Даркс и его люди быстро научились кланяться и расшаркиваться перед Эдуардо и его воинами. Это было большое изменение, но оно далось им без особого труда.
Захватчики испробовали множество удовольствий Земли и нашли их отличными. Они быстро привыкли к вкусной еде, которую неприкасаемые готовили для них. Они привыкли к изысканным женщинам, которых на Земле было во множестве. Те, у кого были иные вкусы,  привыкли также и к изысканным юношам. Росла и крепла любовь к великолепным винам Земли. И наконец, они узнали и о наркотиках. Земля располагала большими запасами наркотиков. И все они хранились в храмах, изобиловавших на каждом континенте и множившихся в каждом городе.

        В культуре Земли, наркотики использовались исключительно как дары богам. Огромные количества их складировались на складах при храмах, все они были аккуратно завернуты в пакеты или сложены в бочки и везде были наклеены ярлычки. Они были готовы к употреблению.
Там был и древний гашиш, месяцами и годами дозревавший и увеличивавший свою силу. Там были и галлюциногенные грибы. Там были и все самые тонкие препараты из опиумного мака. Там была и марихуана настолько сильная, что одного запаха было достаточно, чтобы одурманить человека.

      Эдуардо был в хорошем расположении духа, когда он снова позвал к себе Дракса в особую тайную комнату, которая прежде была личной комнатой короля Земли.
      Там была резная ваза из зеленого нефрита, старинный красный турецкий ковер,  и желтая дамасская кушетка, на которой Дракс и его жена отдыхали в счастливые дни. Но об этом думать было слишком больно. Дракс выбросил воспоминания из головы, памятуя, как один из богов убедительно говорил: «Как легко дурные воспоминания проникают в человека, застигнутого врасплох. Очень трудно забыть то, что было, но тот, кто усерден на пути спасения обретет ловкость, чтобы удерживать свое настоящее счастье».

         Эдуардо, казалось, был в хорошем расположении духа. Его желтоватые щеки горели и его темные глаза горели лихорадочным светом.
- Итак, предводитель черни, - сказал Эдуардо, - ты видишь меня в приподнятом настроении. Жизнь прекрасна, мой дорогой бывший король.

- Я согласен, и мой бог согласен тоже.

- Я, кажется, знаю, что ты пытаешься сделать, лживая собака. Ты ожидал, что я и мои люди опьяним себя твоим зельем, и тогда ты снова восстанешь против нас, и перережешь всем нам глотки, - Эдуард громко засмеялся.

  - Мы, конечно, рассматривали такую возможность, - сказал Дракс, - Но отбросили эту идею немедленно. Это бы никогда не сработало. На нашей планете  миллионы твоих захватчиков. Если мы всех вас убьем, мы загрязним нашу Землю вашими трупами. Наш бог никогда не позволит этого.

- И что твой бог бы сделал в таком случае?

- Если бы мы загрязнили Землю? Он бы тогда умертвил всех  нас.

- Тогда почему он не убивает нас, захватчиков, которые покорили его людей и разграбили его храмы?

- Я не посвящен в мысли моего бога и еще меньше – в его решения. Но поскольку он все же божество, он, несомненно, располагает какими-то планами относительно вас.

- И что это могло бы быть?

- Не имею ни малейшего представления.

Это была короткая беседа, явно не удовлетворившая Эдуардо, и он сделал знак Драксу удалиться.

Покоритель остался сидеть, опустив подбородок на руку.
Спустя несколько недель, Эдуардо снова позвал Дракса.
- Я понял, в чем твой план! Это ваше зелье, не так ли? Ты думал, что мы отупеем и станем беспомощными. Но ты просчитался. Я умнее, чем когда либо и мои люди чувствуют себя прекрасно!

- У меня никогда не было подобных мыслей, - сказал Дракс, - Я всегда полагал, что недостатки наркотиков сильно преувеличены.

- Но при этом сам ты их не употребляешь?

- Наш бог нам запрещает употреблять их.

- И когда это началось?

- Запрет возымел силу в тот день, когда ваши корабли появились в нашем небе.

- Интересно… Ну, тогда хорошо. Видимо, эта субстанция слишком хороша для неприкасаемых.

Дракс склонил голову в раболепном поклоне, он уже научился этому.
- Но я  тебя вызывал потому, что мои люди докладывают, будто склады в храмах уже практически пусты.

- Даже самая большая бочка не может быть неисчерпаемой.

- Мы хотим, чтобы ты твои люди дали нам еще.

- У нас больше нет.

- Тогда пусть твои люди вырастят, и сделаю это для нас.

- Мы пытались, но бесполезно. Ни одно наркотическое растение не выросло с момента вашего прилета.

 - И ты относишь это к делам твоего бога?

- Подозреваю, что это его рук дело.

- Ни я, ни мои люди не собираемся быть покоренными из-за недостатка наркотиков!
Дракс съежился и поклонился. Эдуардо остался сидеть на кушетке, его глаза были обращены в никуда. Дракс также заметил, что руки Эдуардо слегка дрожали. Отметив это про себя, Дракс в удобный момент выскользнул из комнаты.

     Все было по-прежнему, жизнь себе шла своим чередом, но внезапно все изменилось. Земные историки придумали теорию, что захватчики были поддержаны своими собственными подвигами и наркотиками, которые делали их все лучше и лучше.

      Впрочем, так или иначе, но все это внезапно прекратилось, и теперь почти осязаемая тьма повисла над захватчиками. Земля и ее обитатели жили тихо под их властью. Зерно, овощи, животные, рыба – все это произрастало и размножалось. Росли все растения, за исключением тех, что содержали наркотики. Жизнь была тихой и очень спокойной. Там больше не было земель для завоеваний. Не на этой планете, и за какую цену.

    И вдруг совершенно неожиданно, в одной из каких-то передряг, которые вносят смятение в среде образованных людей, где бы то ни было,  мародеры вдруг массово проголосовали за то, чтобы паковать вещи и выдвигаться в новый мир, к вящей славе, новым завоеваниям и новым наркотикам. И Эдуардо, который был таким же хорошим политиком, как и воином, не увидел для себя иного выбора, кроме как последовать прихоти своих людей.

    Дракс был там, когда Эдуардо возвращался на свой корабль. Он уходил последним с тем, чтобы взлететь  в небеса.

На трапе Дракс сказал:
- Приятного путешествия, король, и великих свершений вам в будущем.

- Не знаю, что сделал ты или твой бог, но ты перехитрил нас. Я в этом уверен. Я до сих пор не понимаю, почему мои люди решили покинуть это место. Это явно твоих рук дело. Я должен бы тебя убить перед тем, как улечу.

Но Дракс спокойно ответил:
- Если ты это сделаешь, кто будет присматривать за возведением тебе памятника, за строительством храма в твою честь и очисткой священных земель? Кто кроме меня подготовит народ к тому, чтобы они молились тебе как богу?

- Я не думал об этом, - сказал Эдуардо. Он выглядел более серьезным и сосредоточенным, - Я – действительно бог. Я сражался с твоим богом и победил его! Напиши это на постаменте того памятника!

- Тот, кто побеждает – диктует правила. Наш бог говорит: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». Желаю тебе новых завоеваний, Эдуардо. Но помни, что пока ты был тут на Земле, ты просто временно оккупировал территории. А это не то же самое, что победить.


Первевод с английского 20121(с)


Рецензии