Психологическая готовность к школе

Вот уже несколько лет, как я занимаюсь психологической подготовкой дошкольников к школе. Что означает психологическая готовность ребенка к школе? Сюда входит и эмоциональный, и интеллектуальный, и социальный компонент. Когда ребенок может спокойно познакомиться и найти новых друзей, быстро адаптируясь к новым социальным условиям в незнакомом коллективе, когда различает эмоции и правильно на них реагирует, когда интеллект соответствует возрастной норме. Конечно, на подготовку дети приходят каждый со своим уровнем интеллекта, со своим темпераментом и характером, у кого-то куча страхов превышает пределы нормы. И ребенок боится не только общаться с соседом по парте, но и произносить вслух речь. Страх стоять у доски, страх отвечать на заданный вопрос, страх показывать свою тетрадь. Все эти страхи связаны с самооценкой малыша, над которой мы также работаем. У кого-то гиперактивность, у кого-то невротические симптомы или леворукость, у кого-то инфантилизм, инертность нервной системы, астенический синдром – все это психолог должен своевременно увидеть и прийти на помощь родителям. Кому-то требуется помощь невролога, логопеда, у кого-то уже проявляется телефонная зависимость и здесь нужен психотерапевт. Как родитель может заметить телефонную зависимость? Когда ребенок ни ест, ни пьет, ни засыпает без телефона. В этом случае родителям обязательно потребуется помощь психотерапевта. По большому счету дошкольнику телефон совсем не нужен! Ну, если он смотрит мультфильм перед сном10-15 минут в день и не более, то можно. Когда ребенок сам дома играет «в школу», просит почитать книжку, пересказывает и дает характеристику персонажам, отвечает развернуто и полно на заданные вопросы относительно обучения в школе, преобладает учебная деятельность, можно уже говорить о готовности ребенка к школе.
Наша программа в виде игровых занятий помогает ребенку лучше подготовиться к предстоящему обучению в школе. Занятия очень динамичные, один вид деятельности сменяется другим, поэтому ребенку интересно, и он не устает. Помимо интеллектуально-развивающих игр, здесь присутствует комплекс физических и кинезиологических упражнений. Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультминутки для снятия мышечных зажимов, эмоционального напряжения. Особое внимание уделяется развитию памяти, внимания, мышления, воображения, речи восприятия. Дыхательно-координационные упражнения направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, снятия мышечного напряжения. Не все дети справляются с графическими диктантами. А ведь они направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, на развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. Пальчиковая гимнастика, способствует развитию психических функций, таких как внимание, память, мышление, речь, подвижность и гибкость кисти. Недаром в детстве бабушки загибают малышу пальчики и приговаривают: «Сорока ворона кашку варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала»… и т.д. Не все дошкольники знают название всех пальчиков. Многие ребята не умеют завязывать шнурки. А ведь это тоже очень важно! Часто родители недоумевают, зачем учить дошкольника завязывать шнурки, если можно купить обувь на липучках. Умение завязывать шнурки является хорошей возможностью приучать дошколят к формированию самостоятельности, развивает мелкую моторику. Кроме того, в дальнейшем этот навык ребенку обязательно пригодится. В школе надо будет быстро шнуровать лыжные ботинки, поэтому учить ребенка завязывать шнурки обязательно нужно! На подготовке мы делаем упражнения и для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления. Особенно ребятам нравятся занятия направленные на активизацию мозга и межполушарного взаимодействия, такие как «Кулак, ребро, ладонь», «Паутинка», «Носик, ушко» и многие другие.
Подготовка у нас длится семь месяцев, как результат у ребенка развивается словесно-логическое и наглядно-действенное мышление: осуществляются сравнения, классифицировать предметы, умение находить логическое обоснование для обобщения. Формируется способность определять причинно-следственные связи и пространственно-временные отношения, строить по картинкам последовательный и связный рассказ, выделять существенные признаки, проводить аналогию понятий. Если у ребенка преобладает игровая деятельность, нет усидчивости и рассеянное внимание, значит ребенок к школе еще не готов.
Как в домашних условиях самому родителю заниматься с детьми? Считайте всё: яблоки, игрушки, тарелки, чашки. Складывайте слова из палочек, макарон. Находите знакомую букву в журнале и по тексту ее зачеркивайте. Это развивает у ребенка внимание. Рисуйте графические диктанты. Ну и конечно, пусть ребенок много пересказывает из прочитанного и отвечает на вопросы. Это улучшает память, внимание, речь, мышление и воображение. В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около двух тысячи слов, причём среди них все части речи. Если хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, больше времени занимайтесь с ним. Я не говорю, сейчас о скорочтении. Да, нынче это модно, родители готовы отдавать большие деньги лишь бы их ребенок освоил метод скорочтения. Очень часто добиваясь результата, ребенок не понимает прочитанного. Не умеет анализировать. Он просто, механически читает, в погоне за скоростью опережая своих сверстников. Но ведь наша задача, взрослых, чтобы ребенок понимал, осваивал информацию, перерабатывал ее, запоминал новые слова, расширял кругозор. Для вас уважаемые родители старших дошкольников, ниже приведена методика «Мышление и речь» с помощью этой методики Вы самостоятельно можете проверить ребенка.
Диагностика интеллектуальной готовности. Методика «Мышление и речь»
1.Понимание грамматической конструкции
Проверяющий, (папа или мама) произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Затем проверяющий задаст вопрос: «Что делал Петя раньше — смотрел кино или читал книгу?».
2.Выполнение словесных поручений
На столе в беспорядке лежат карандаши. Проверяющий, (папа или мама)  говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?». Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Проверяющий говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик». Затем задаются те же вопросы.
3.Изменение существительных по числу
Проверяющий, (папа или мама) говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить карандаши». Далее проверяющий называет 11 .существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок. Если, изменяя слово «книга» (первое из названных проверяющим), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: «книжки», «много книг» и т. п.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга — книги».
4.Рассказ по картинкам
Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой — умывается, на третьей — завтракает, на четвертом — идет в школу). Проверяющий просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Оценка результатов
На основе выполнения описанных заданий заполняется третий пункт протокола. Выполнение каждого из заданий оценивается знаками «+», «+» или «-».
В задании 1 знаком « + » отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «-» — неправильный (знак «+» не используется).
В задании 2 знаком «+» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком " - " невыполнение ни полной, ни упрощенной инструкции. Промежуточные результаты отмечаются знаком «+»
В задании 3 знак «—»         отмечается и том случае, когда ребенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол — столы), искаженные формы множественного числа (город — городы, ребенок — ребенки, ухо — ухи) и т. п. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа «браты»,«окны» и т. п., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «-» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок. Промежуточные результаты (3-6 ошибок) отмечаются знаком «+»
В задании 4 знаком « + » отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается — умывается — идет в школу», есть последовательность: «приходит из школы — умывается — ужинает — ложится спать»). Знак «±» ставится в случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать, знак «-» — когда последовательность картинок случайна.
Итоговый уровень развития мышления и речи оценивается как «высокий», если выполнение всех четырех заданий оценено знаком « + »; как «низкий» — если выполнение трех или всех четырех заданий оценено знаком «-», а также, если два задания оценены знаком «—», а остальные два знаком «+». В промежуточных случаях уровень оценивается как «средний».
Можно собирать разрезную картинку.
Очень хорошо собирать фигурку человека из спичек и чтобы ребенок тоже собрал ее по заданному образцу. Методика «Анализ образца»
Сначала проверяющий спрашивает: «Что это?» Если ребенок сам не говорит, что это — человек, то ему сообщают это. Если же он считает, что получился самолет, то возражать не обязательно. Далее проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человечка». Образец закрывают листом, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой методики внимание ребенка, не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только — «внимательно посмотри».
В большинстве случаев наблюдаются те или иные отклонения, например спички, выложены головками к центру, ноги широко расставлены.
Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, давай, посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», — и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправит» конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспериментатор дает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» — «Голова». — «Посмотри, у тебя также?» и т.д. То есть, проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается —-прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» — «Тапочки». После этого проверяющий молчит, а ребенок, как правило, исправляет свою фигурку.
Оценка результатов
При высоком уровне готовности к школе ребенок способен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу: вполне допустимы указанные выше часто встречающиеся отклонения. Показателем среднего уровня готовности является умение исправить свою фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца, например, говорит: «Посмотри, что у него на ногах». Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправит ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос «что у человека на ногах» ребенок ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одинаково ли стоят фигурки, «у твоего человечка ноги широко раздвинуты, а у моего сдвинуты», он отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправлять не обязательно, например, поправляют не очень аккуратно лежащую спичку.
Сколько по времени должно длиться одно занятие? Этот вопрос мне часто задают родители. Не более 15-20 минут. Обязательно десятиминутная переменка. Чтобы ребенок попрыгал, побегал. Если ребенок не проявляет усталости, а хочет еще позаниматься, позанимайтесь еще 15 минут. Занятия должны быть ребенку в радость, и только в игровой форме. А не в принудительно-повелительном тоне: «Пошли заниматься, я кому сказала». Иначе можно отбить у ребенка всю охоту к занятиям и к школе. Пусть самостоятельно перед сном читает вслух вам книжку. Почему вслух? Происходит запоминание сюжета, дошкольник учится ставить правильно ударение в словах, развивается воображение.

Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»
Позволит вам, дорогие родители, определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе?
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашние задания?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ, недостаточно полный или не со всем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Предлагайте разнообразить ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если: - он кого-то обидит; - его кто-то обидит; - у него что-то заболит; - он потеряет какую–то вещь; - он не поймёт, как выполнить задание…
У ребёнка должно появиться желание стать школьником, учиться. Чтобы у ребенка появилось желание идти в школу – расскажите ему про свой первый класс, про свою первую учительницу. Прочитайте рассказы о школе, посмотрите фильмы. Это создаст положительную установку на обучение в школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома верят в его силы. Рассказывайте про то, как в школе у вас появилось много друзей, как быстро прошли школьные годы, было весело и интересно. Не забывайте также говорить, что школа – это не сплошной праздник, как в детском саду. Школа это труд и трудности, но преодолевая их и постоянно занимаясь можно стать отличником, получить хорошее образование, профессию. Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать? Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 минут. Запишите его на подготовку, где будет новый коллектив ребят и соответствующая атмосфера, в отличие от дома. Закончить наш разговор я хочу цитатой Антона Семеновича Макаренко: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Воспитание в семье, личный пример родителей - вот основное условие воспитания. Не все современные семьи хотят воспитывать ребенка, одни - не умеют это делать, другие - не понимают, зачем это нужно? В любом случае необходима квалифицированная помощь педагогов. И мы готовы всегда Вам помочь. С любовью, Ваша Елена Николаевна.
Список литературы:
1. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info (свободный).
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
3. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Справочник руководителей и учителей начальной школы. - Тула: Родничок, 2005. - 832 с.
4. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. - 2010. - № 4. - С. 25-27.
5. Фатихова Л.Ф. Проблема готовности к школьному обучению. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://bspu.ru/node/8745 (свободный).
6. Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага: Авиценум, 1978. - 388 с.

2021г.


Рецензии