Страшные люди...

      Мне приходилось жить в советское Брежневское время в Белоруссии, Украине, Молдавии, России. Я не могу сказать, что в то время люди в этих советских республиках сильно отличались поведением, характерами, манерами. Все были воспитаны в духе советской идеологии, достаточно трудолюбивыми, в меру серьёзными, алкоголем сильно не увлекались, друг к другу относились доброжелательно, сочувственно, в трудную минуту спешили на помощь.
      Как-то мне пришлось пару месяцев прожить в Литве. Была вместе с двумя другими девушками в студенческие годы на учебно-производственной практике в Вильнюсе. Вот там мы  впервые почувствовали очень холодное отношение к нам,  говорящим на русском языке. Нас с каким-то нежеланием и настороженностью приняли в месте прохождения практики, и только после того, как мы показали отличные результаты своей работы, к нам начали относиться нормально. В магазине продавщицы обслуживали нас в последнюю очередь, показывая всем видом, что мы - люди второго сорта. Своих, говоривших по-литовски, они встречали  с улыбками, очень доброжелательно, на нас же смотрели холодно, презрительно...    
      Моя мама - белоруска, в советское время она уехала жить в Украину. Её  двоюродная сестра Зинаида переехала туда тремя годами ранее, и в своих письмах рассказывала о том, как хорошо устроилась в братской республике, о радушии и певучести украинского народа. Она и сагитировала маму приехать в гости, а, если понравится, то и остаться жить в Украине. Мама съездила туда и была очарована добротой, певучестью, порядочностью людей, с которыми встретилась в Украине. И уже через полгода она переехала жить в Днепродзержинск (родина Л.И. Брежнева), где и прожила более 50 лет. После развала СССР мы с мамой решили переехать жить в Беларусь, поскольку ходили слухи о том, что там люди живут, как в доброе советское время. И мы переехали. И как же потом пожалели, что сделали такой опрометчивый шаг. Внешне Беларусь стала намного краше, чище, чем в советское время. Но за 14 лет жизни в несоветской Беларуси я встретила около десятка по-настоящему добрых, радушных, приветливых людей. Из-за частого употребления алкоголя белорусы очень изменились. Таких недоброжелательных, хитрых, вороватых,  жестоких людей я ранее нигде не встречала. 
      Особенно поразило массовое равнодушие людей, живущих в городском посёлке Освея, на берегу огромнейшего Освейского озера, к состоянию своего посёлка. Я увидела здесь разбитые, в выбоинах и ямах дороги, мусор во дворах, свалки из железобетонных изделий за домами, текущие крыши, воду в подвалах и растрескавшиеся фундаменты, обросшие кустарником стены домов, разрушенную придомовую территорию, отсутствие света в вечернее и ночное время на улицах, эрозийные трещины в метре от стен домов, сломанные лавки перед подъездами, детскую площадку с непокрашенной горкой и сгнившей песочницей, пахнущей котами... Из кранов в квартирах текла ржавая вода, станции обезжелезивания не было. А в центре посёлка стояли пустое, зияющее чёрными проёмами выбитых окон трёхэтажное здание бывшего интерната, двухэтажное здание бывшего КБО, разрушающееся здание действовавшего Дома культуры. А ещё в красивейшее Освейсое озеро иногда спускали неочищенные канализационные стоки, а ведь в озере купаются люди, ловят рыбу. Мне было совершенно непонятно, как живущие здесь люди могут равнодушно смотреть на разрушающийся посёлок и не предпринимать никаких действий, чтобы остановить это разрушение и потом восстановить Освею.
       Я спрашивала людей, почему они так равнодушны к месту, в котором живут? Некоторые мне ответили, что "не хотят бить свои нервы, подрывать здоровье", другие заявили, что "для них главное - порядок в своём доме, квартире, а за её пределами пусть всё хоть развалится, им всё-равно!", третьи молча пожимали плечами, иронично глядя на меня...
       Несмотря на то, что здешние жители встретили меня не очень доброжелательно, я начала предпринимать попытки восстановления этого посёлка. Я звонила на прямые линии руководителям разного уровня, делала фото и ездила на приёмы, писала Президенту об Освейских проблемах. Бывший председатель райисполкома сказал мне, что я езжу к нему на приёмы так часто, как к себе на работу. И проблемы начинали решаться. Была установлена станция обезжелезивания воды, регулярно проводился ямочный ремонт дорог, получено разрешение на обустройство собственными силами детской площадки, ЖКХ установило новые скамейки, песочницу и покрасило детскую горку, налажено освещение в вечернее и ночное время на улице Профинтерна, ликвидированы эрозийные трещины, отремонтирован разрушенный фундамент трёхэтажного дома и сломанные лавочки, восстановлена отмостка, отремонтированы крыши домов, вывезены свалки железобетонных изделий, спилены сорный кустарник и высохшие, почерневшие  деревья. Наконец, после очередного обращения к Президенту, проведён текущий ремонт дорог, начат капитальный ремонт домов, заасфальтирована придомовая территория, снесли разрушенное сооружение старой КНС, высажены в Освее штамбовые ели, шаровидные туи, плакучие ивы...    
      Сейчас, когда люди увидели множество хороших перемен, которых я смогла добиться для посёлка, они начали подходить ко мне с разными просьбами о решении их личных проблем. Я их консультирую, по поводу того, что им самим нужно сделать, к кому и как обращаться, но за них ничего не делаю, просто учу... Не знаю, будут ли они сами пытаться добиваться решения или нет, но вижу, что недовольны из-за того, что этого не делаю я. Самостоятельно приложить усилия, потратить своё личное время они не хотят, а может, уже привыкли к тому, что я занимаюсь всеми проблемами посёлка, а не его депутаты, администрация, руководство ЖКХ, вот и идут ко мне. В общем, в отличие от райской, необычайно красивой Освейской природы, люди здесь тяжёлые.
      Ранее я замечала, что, чем больше вкладываю физических и душевных сил, материальных средств в восстановление посёлка, тем более негативное отношение ко мне живущих здесь людей. Единицы освейцев сказали мне, что я делаю для Освеи большое, доброе дело, что посёлку со мной повезло и очень хорошо, что я сюда приехала. Некоторые называли меня дурочкой и ненормальной, крутили пальцами у висков, потому что я бесплатно работаю вместо Освейской администрации. Именно она должна заниматься проблемами посёлка и добиваться их решения, за это людям из администрации платят немалую зарплату. Но обращения к нынешней администрации ничем не заканчиваются. Проблемы не решаются. Поэтому я и обращаюсь выше, чтобы добиваться улучшений.
      Самое страшное, что, когда в моей жизни случаются неприятности, и я страдаю, то большинство людей встречают известия об этом со смехом, они радуются моим личным трудностям и бедам. Я впервые в жизни столкнулась с подобным отношением людей и к состоянию своего посёлка, и ко мне - человеку, который прилагает массу физических и душевных сил, а иногда и денег, чтобы не дать разрушить до конца посёлок, чтобы восстановить его, сделать Освею одним из красивейших посёлков Беларуси, которым страна могла бы гордиться!!!
      Вспоминается один из показательных случаев. Поскольку районная администрация не отреагировала на то, что в озеро попадают неочищенные канализационные стоки, я написала Президенту об этом. В Освею приехал директор ЖКХ, начальник отдела Охраны природы и его специалист. Вначале они переговорили с начальником Освейского участка ЖКХ, который заверил их, что ничего подобного не было, в озеро канализационные стоки не сбрасывали, и я всё это придумала. Потом директор ЖКХ и начальник участка ЖКХ ушли, а начальник отдела Охраны природы и его специалист пришли ко мне домой для разговора. Я же попросила их пройти со мной к канализационно-насосной станции, откуда начиналась сточная канава, в которую иногда сбрасывают неочищенные стоки. Я рассказывала о том, как это делают. Мне не верили. И тут на лоджию первого этажа вышла жительница Освеи Люция, которая сообщила, что это безобразие периодически проделывали в течение шести лет. Когда у работников канализационно-насосной станции забивались насосы, они вытаскивали из станции широкий, десятиметровой длины брезентовый шланг и сбрасывали неочищенные стоки в канаву, ведущую к озеру. Ужасный фекальный запах наполнял квартиру Люции, поэтому она всегда знала, когда в озеро сбрасывают неочищенные канализационные стоки. Если бы не показания этой женщины, то меня бы работники канализационно-насосной станции и ЖКХ могли обвинить в оговоре, а ведь я говорила абсолютную правду. Меня беспокоило то, что в фекалиях содержатся все болезнетворные микробы нездоровых людей, и, если они попадут в организмы здоровых людей во время купания или с недостаточно прожаренной рыбой, то могут массово распространиться разные болезни, в том числе и у детей.
       Во время нашего разговора к нам подошла моя соседка с первого этажа Ирина, работающая учительницей в местной школе. Она зачем-то пожаловалась на меня начальнику отдела Охраны природы, обвинив, что у неё покрываются плесенью обои. Семь лет назад я настояла на том, чтобы забетонировали дыры внизу фундамента, через которые в подвал течёт талая и ливневая вода, из-за чего начал растрескиваться и отпадать частями фундамент под окнами первого этажа. После бетонирования этих дыр и наведения отмостки, в подвале нет воды и фундамент не разрушается. Из-за того, что в подвале не сделаны вентиляционные окошки, на первом этаже накапливается сырость и поэтому обои покрываются плесенью. Но вентиляцию должно было предусмотреть ЖКХ, а не я !!! Учительница же в своей проблеме обвинила меня. Когда она ушла, начальник отдела Охраны природы сочувствующе посмотрел на меня и спросил: " Как же вы здесь живёте?" Я промолчала в ответ. А мысленно произнесла: "Как среди ядовитых змей в террариуме!". Когда я впервые услышала название посёлка "Освея", в душе созвучно откликнулось: "О, змеи!". И это действительно так! Я в этом неоднократно убеждаюсь. Душа меня не обманула. Но у меня не было выбора, пришлось приехать именно сюда... Увы!
     А как бы хотелось, чтобы в такой божественно прекрасной природе жили такие же прекрасные, добрые, неравнодушные, умные люди, как и сама Природа...


Рецензии