Рассказ Братки Беларуского Письменника
-------------------------------------
Он вертит камерой, и я вижу, что у него на письменном столе, прямо на киборде лежит старая кошка.
- Вот, улеглась и спит, - говорит он виновато и нежно – Не могу ничего писать, не хочу будить, жду когда проснется. Поболтаю пока с тобой. Могу тебе одну историю рассказать.
- Рассказывай.
- Только я камеру выключу, мне так будет удобнее.
Камера выключилась, я слышу, что он закурил.
- Ты куришь?
- Да, курю, а что.
- Говорил, бросил.
- Бросил, да опять закурил. Слушай, не перебивай.
Я уже много лет собираю детские рисунки, систематизирую, отбираю лучшие. Мечтаю издать альбом. Есть у меня одна мысль, которая тревожит. Я заметил, что дети иногда рисуют то, что в силу своего малого жизненного опыта никак не могли видеть, а уж тем более философски осознать и художественно вооплотить. Первобытно без всякой техники. Бывает ребёнок даже карандаш не умеет правильно держать в руках, сядет и нарисует на листе бумаги наскальную живопись: Охота на мамонта. Откуда у него этот опыт. Что-то, что он видел в потустороннем мире, появившись оттуда совсем недавно. Не все, конечно, но есть такие. Я их называю "медиумы".
Я несколько лет подрабатывал во дворце пионеров — два раза в неделю, преподавал рисование. У меня был кружок хороших городских, в меру талантливых, детей. Гениев не было. Началось все с почты. На адрес Минского дворца пионеров стали приходить эти рисунки. Сперва пытался искать, и каждый раз упирался в то, что за гениальными рисунками никого нет. Да, год назад приходила девочка в районный дворец пионеров. Лет двенадцать, без родителей, одна. Рисовала. Потом исчезла. Еврейский мальчик девяти лет – в сентябре месяце с родителями уехал в Израиль, оставили дачники - прошлым летом отдыхали, мальчик у них все время рисовал.
В какой-то момент понял, что искать бесполезно, успокоился.
Однажды приходит ко мне один художник. Когда-то лучший из нашего курса, но институт так и не закончил, сейчас опустившийся алкоголик, лечился в Новинках. Рисовать давно перестал. Достает папку. Говорит, что деревенский пацан рисует, родственники из школы-интерната привезли. Я посмотрел, сразу понял - это опять оно. Ну не может же пацан десяти-двенадцати лет так рисовать. Взял этого алкаша в оборот, подробно допросил, где этот художник живет. На северо-западе, Нарочь – ведьминский край. Да, ведьминский, знаешь почему. Как только я проехал Мядель, у меня отказал навигатор. Ехал по карте, спрашивал. У них там своя мова, но я же лингвист, я их диалект хорошо знаю, этим приемом весьма к себе располагал. Тем более, что беларусы это не литовцы, беларусы охотно дорогу любому покажут и немцам и русским и полякам... Нашел эту старую, удаленную от озера, нищую деревню. Заброшенную - всего два жилых дома. В одном в жуткой грязи живет женщина- алкоголичка. Потеряла городскую квартиру, вернулась жить в родительский дом. Ничего не знает, потому что совсем недавно сюда приехала и не уверена, что останется жить.
В другом доме старуха, которая из избы на чужих людей не выходит вообще. Запирается и только слышно, что у нее в доме лает большая собака.
Я сел на скамейке во дворе в рассчете, что она выйдет из дома хотя бы кур и поросенка покормить. Через час открылась дверь, выскочила псина. Дружелюбная, одна шестнадцатая немецкой овчарки, сучка, счастливая, что встретила нового человека, принялась играть. Ты же знаешь, я старый собачник.
Старуха, видно, наблюдала за мной из окна и была тронута сценой, вышла на крыльцо и позволила с собой познакомиться. Я спросил ее, что она знает о мальчике, назвал имя. Она сказала, что помнит такого, что в возрасте 12 лет он утонул в самодельном пруду. Любил рисовать. У него есть брат близнец, который после того как это случилось, уехал в Минск в интернат для одаренных детей и никогда не возвращался.
Как ни удивительно, но у моего приятеля, опустившегося алкаша, был простенький кнопочный мобильник, и он ответил мне сразу же. Спросил:
- Это твой брат?
Он сразу же понял о чем я говорю. Сказал громко, через блютуз, как в кинотеатре:
- Да.
- Это его рисунки?
- Нет.
- А чьи?
- Мои.
- Ты рисовал, когда тебе было двенадцать?
Знаешь, что он мне говорит:
Нет. Только сейчас, после двадцатилетнего перерыва снова начал рисовать.
-------------------------------------
Он вертит камерой, и я вижу, что у него на письменном столе, прямо на киборде лежит старая кошка.
- Вот, улеглась и спит, - говорит он виновато и нежно – Не могу ничего писать, не хочу будить, жду когда проснется. Поболтаю пока с тобой. Могу тебе одну историю рассказать.
- Рассказывай.
- Только я камеру выключу, мне так будет удобнее.
Камера выключилась, я слышу, что он закурил.
- Ты куришь?
- Да, курю, а что.
- Говорил, бросил.
- Бросил, да опять закурил. Слушай, не перебивай.
Я уже много лет собираю детские рисунки, систематизирую, отбираю лучшие. Мечтаю издать альбом. Есть у меня одна мысль, которая тревожит. Я заметил, что дети иногда рисуют то, что в силу своего малого жизненного опыта никак не могли видеть, а уж тем более философски осознать и художественно вооплотить. Первобытно без всякой техники. Бывает ребёнок даже карандаш не умеет правильно держать в руках, сядет и нарисует на листе бумаги наскальную живопись: Охота на мамонта. Откуда у него этот опыт. Что-то, что он видел в потустороннем мире, появившись оттуда совсем недавно. Не все, конечно, но есть такие. Я их называю "медиумы".
Я несколько лет подрабатывал во дворце пионеров — два раза в неделю, преподавал рисование. У меня был кружок хороших городских, в меру талантливых, детей. Гениев не было. Началось все с почты. На адрес Минского дворца пионеров стали приходить эти рисунки. Сперва пытался искать, и каждый раз упирался в то, что за гениальными рисунками никого нет. Да, год назад приходила девочка в районный дворец пионеров. Лет двенадцать, без родителей, одна. Рисовала. Потом исчезла. Еврейский мальчик девяти лет – в сентябре месяце с родителями уехал в Израиль, оставили дачники - прошлым летом отдыхали, мальчик у них все время рисовал.
В какой-то момент понял, что искать бесполезно, успокоился.
Однажды приходит ко мне один художник. Когда-то лучший из нашего курса, но институт так и не закончил, сейчас опустившийся алкоголик, лечился в Новинках. Рисовать давно перестал. Достает папку. Говорит, что деревенский пацан рисует, родственники из школы-интерната привезли. Я посмотрел, сразу понял - это опять оно. Ну не может же пацан десяти-двенадцати лет так рисовать. Взял этого алкаша в оборот, подробно допросил, где этот художник живет. На северо-западе, Нарочь – ведьминский край. Да, ведьминский, знаешь почему. Как только я проехал Мядель, у меня отказал навигатор. Ехал по карте, спрашивал. У них там своя мова, но я же лингвист, я их диалект хорошо знаю, этим приемом весьма к себе располагал. Тем более, что беларусы это не литовцы, беларусы охотно дорогу любому покажут и немцам и русским и полякам... Нашел эту старую, удаленную от озера, нищую деревню. Заброшенную - всего два жилых дома. В одном в жуткой грязи живет женщина- алкоголичка. Потеряла городскую квартиру, вернулась жить в родительский дом. Ничего не знает, потому что совсем недавно сюда приехала и не уверена, что останется жить.
В другом доме старуха, которая из избы на чужих людей не выходит вообще. Запирается и только слышно, что у нее в доме лает большая собака.
Я сел на скамейке во дворе в рассчете, что она выйдет из дома хотя бы кур и поросенка покормить. Через час открылась дверь, выскочила псина. Дружелюбная, одна шестнадцатая немецкой овчарки, сучка, счастливая, что встретила нового человека, принялась играть. Ты же знаешь, я старый собачник.
Старуха, видно, наблюдала за мной из окна и была тронута сценой, вышла на крыльцо и позволила с собой познакомиться. Я спросил ее, что она знает о мальчике, назвал имя. Она сказала, что помнит такого, что в возрасте 12 лет он утонул в самодельном пруду. Любил рисовать. У него есть брат близнец, который после того как это случилось, уехал в Минск в интернат для одаренных детей и никогда не возвращался.
Как ни удивительно, но у моего приятеля, опустившегося алкаша, был простенький кнопочный мобильник, и он ответил мне сразу же. Спросил:
- Это твой брат?
Он сразу же понял о чем я говорю. Сказал громко, через блютуз, как в кинотеатре:
- Да.
- Это его рисунки?
- Нет.
- А чьи?
- Мои.
- Ты рисовал, когда тебе было двенадцать?
Знаешь, что он мне говорит:
Нет. Только сейчас, после двадцатилетнего перерыва снова начал рисовать.
Свидетельство о публикации №221060901570