У меня есть друг. III. Да не судимы будем

РАССКАЗ

        Через пару месяцев после неожиданного награждения и спасения Михалыч, один из ключевых спецов, спросил:
        - У Иваныча юбилей, можно я съезжу, поздравлю? Так и не понял, почему он уволился. Работал хорошо, долго. В зарплате потерял, фирма – нам не конкурент. Отношение к нему не очень, хотя гордятся, что переманили.
        - Да, инженер от бога. Такие решения находил, выкладывался. Человек правильный. Я сам не понял, почему ушёл. Конфликтов никаких. Поехали. Тоже хочу поздравить. Не предупреждай, что я с тобой.
        Конечно, я хотел его видеть. Уволился он незаметно, ничего не объяснял. Очень его уважал, считал другом, пока не узнал, что это он на меня стучит. Мне велено: «не проявлять осведомленности», но хотелось взглянуть на глаза.
        Иваныч меня не ожидал: смутился, смотрел в сторону.
        - Поздравляю… Желаю... Вот, на память...
        Вдруг подбородок его задрожал... Он отвернулся. Я тоже. Зачем-то понадобился платок. Как-то все непросто.
        Возвращаемся в машине молча. Тяжело. Михалыч ничего не понял; и вдруг выдал:
        - Сына его менты долго таскали. Чуть не посадили. А потом этих оперов вообще выгнали.
        Пронзило: на сыне подловили… А как ещё скручивают сильнейших мужиков? На близких – ничего нового.
        Прости, Иваныч, плохо я о тебе думал, ты за сына... Не мучайся. Когда-то наивный, я тоже считал, что ничего не боюсь, что раз ничего не сделал, то и отвечать не придётся, а теперь… И сыновья у меня.
        Мне велено: «не проявлять осведомленности» – нарушить не могу. На твоём месте бы не... Как жить потом?
        «Не судите…» пока мы «и не судимы...»
        Хотя изведал; «и был донос и был навет», через несколько лет ...оправдан судом, бизнес отстоял, заказчик потерял деньги.
        Наезды, стращания. Я разумел, что завистники, дюжие враги, козни чего-нибудь отжать и острая борьба – неотъемлемое сопровождение реальных достижений. Наивно. На деле выходит по-булгаковски: кто «...может ручаться за свой собственный завтрашний день?» Потому что, вдруг, не предполагая и не желая того, вы окажетесь, нет, не на рельсах перед трамваем, а на пути больших интересов. Грехи и заслуги не причём. «А бывает и ещё хуже»: просто могут понадобиться виноватые, крайние за чьи-то деяния. И
правоохсудебнопристависполнительное колесо прокатит по любому гражданину, семьям, мечтам, бизнесу, поселениям, лесам, чистой реке. Нет, никто конкретный не «управил так», явного злодея нет. Компетентно подобранные и рассаженные в кабинеты услужники, в соответствии с полномочиями, просто выполняют указания. Угодливые чины – неотделимая часть механизма решения вопросов сильных.
        Но и тех, коих без вины переехали, не судите ...ЗА НЕПРОЩЕНИЕ! Не корите за ожесточение, за чаяния исполнить свою жгучую искреннюю благодарность. Им, устремленным, еще служение предстоит при материализации справедливости на земле нашей. Как-то так. Ничего личного.

        Иваныч, не суди себя. Выбор не малодушный; ты жертва, ты жертва, жертва! Во спасение близкого каплями утекает жизнь. Поздно. Не исправить уже. Ушёл навсегда... О похоронах не сообщили... Почему хочется выть? Кричу беззвучно: Иваныч, ты не виноват! Ты для меня друг!


Рецензии