Олимпиада Яковлевна Самочатова

 

В институтской жизни тоже не давала мне покоя моя натура общественника. Был старостой курса и в Учительском, и в Педагогическом. Преподаватели относились ко мне с уважением и как к фронтовику, и как к добросовестно работающему студенту. Запомнил моих наставников на всю жизнь. Особенно я выделял преподавателей литературы и языка Непомнящую, Надёнова, Сергееву, Семёнову, Неберо, слепую совсем Самочатову, преподаваателя психологии и логики Кахно.
   Самочатова Олимпиада Яковлевна, инвалид по зрению, была к нам доброжелательна и очень ласкова. Помню, как, читая лекции, время от времени перебирала пальцами свои особые записи-наколки. Всегда интересовалась нашими делами, очень за нас переживала. По основам Марксизма-Ленинизма один наш заочник никак не мог сдать экзамен. Пришла она к нам на лекцию, мы ей об этом поведали. И неожиданно в глазницах появились у нее обильные слезы. Меня, старосту, она звала "симпатичный юноша". - "А где этот симпатичный юноша?" - спросит. И я несу ей классный журнал, заполняю ее страницу и пришлепываю ее личную печать.
  Однажды в конце летней сессии, когда уже стали заочники разъезжаться по домам, наш курс не помню уже по какой причине не сдал ей вовремя экзамен по русской литературе XIX века. Что делать? Она ежедневно занята лекциями на других курсах. А когда она свободна - аудитории все заняты. Нашли выход. Она предложила договориться с директором одной из школ, чтобы вечером после занятия нам выделили классную комнату для сдачи экзамена. Лекции Самочатова закончила поздно, я собрал курс в школе номер 3. Ее привели. Она мне и говорит: "А вы, симпатичный юноша, после экзамена будете провожать меня домой". Экзамены закончились в двенадцатом часу ночи. Повел я ее. Один. Идем. Тротуары в Новозыбкове деревянные, очень узкие. Я зрячий и то иной раз ступаю мимо досок. Да еще рабочие местного завода шли на смену. Толкают.
  Но ничего. Я примерно знал, что она живёт недалеко от института.
  "У нас крылечко голубое", - говорит она мне. Да темнота-то, сплошная. Какое там голубое крылечко! Вдруг впереди показалась фигура: женская.
  "Липа! Ты сдурела, уже полночь, я места себе не нахожу! - послышалось в ночи. "Мама, не волнуйся. Я вот с молодым человеком прогуливаюсь".
  Уже когда я оканчивал институт, бывало, встречу ее в коридоре. "Здравствуйте, Олимпиада Яковлевна!" - "А-а-а, товарищ Карман? Вы все еще в старостах ходите? "


Рецензии
Об Олимпиаде Яковлевне вспоминали многие брянские учителя словесности, преподававшие в школах области в 60-70-е годы. Моя учительница, замечательный преподаватель русского языка и литературы Анастасия Ефремовна Брит, много рассказывала о ней.

Владимир Карман   09.06.2021 12:00     Заявить о нарушении