Мастер и Моцарт - два лика творца

 
МАСТЕР  И МОЦАРТ – ДВА ЛИКА ТВОРЦА


Сегодня происходит что-то невероятное в моем прикосновении к литературному процессу и той его части, которая связана с М.А.Булгаковым- только что отгремел его 130 летний юбилей,  и И.В.Царевым,  с творчеством которого не расставалась все  эти годы, и более того, оно прошло под его звездой., и конечно, переменило всю мою жизнь. Не случись той встречи  в  2012 и его трагического ухода   в апреле 2013 года, творчество было бы другим, совсем другим.

Еще при жизни поэта объединила я  М.Булгакова и И.Царева  не случайно, как только прозвучало: «Маргарита, где твой Мастер, где твой Мастер Маргарита?», и  поэт  провел всех нас по Булгаковским местам, вопреки всему эти две фигуры стали  все время рисоваться рядом. Но это пока были только смутные догадки, даже для меня самой не очень понятные – мне так хотелось тогда.

Но пока это был набор пазлов,  их  не так просто оказалось  собрать в одну картину.  Более того были несколько   тем со знаком минус, которым пока не было объяснения – например - самое главное, то что все прекрасно знают – Мастер не любил стихов и поэтов, и даже А.А.Ахматова не читала ему свои стихи, не смела. Это мало вписывалось в сюжет и осталось с большим знаком вопроса…

Была знаменитая  ведьма Маргарита рядом. И Елена Сергеевна  не сомневалась в том, что она ведьма в жизни, вот что самое главное.

Не спорю, около нашего Поэта ведьм было значительно больше, но  не хочу никого обидеть, сколько-нибудь важной роли они точно в его судьбе  не играли, прошли, как тени.

И наконец, была мгновенная смерть на рабочем месте, ни о каких страшных диагнозах, длившихся годами муках,  не было речи.

Что можно было  привести в противовес всему выше перечисленному?
Древнее как мир понятие о свете и тьме, о двух сторонах одной медали, идею о том, что когда  гениальный Да Винчи писал   Иуду и  Иисуса  у него был один натурщик – это очень показательно. А любовь  Булгакова к парным персонажам в романе,   главное, в разных временах.  Мастер и Иешуа –  один и тот же  натурщик  и так практически  со всеми героями.

А его  утверждение: « Я ухожу, но я вернусь» в новом времени и в новом обличии, не о том ли самом говорит?

Если  принять  это всерьез, то почему бы не допустить, что на этот раз он пришел в наш мир  в новом качестве, значительно отличном от прежнего.

Да, в мире все повторяется, нет ничего нового, но Мастер должен отработать свою карму и двигаться дальше, пройдя те негативные события, которые и оборвали его жизнь.

Мастер не любил поэтов,  но случайно ли он написал пьесу о Пушкине еще тогда, да и поэтический опыт, которого у него не было в прошлой жизни,  мог бы пригодиться теперь, чтобы мировоззрение и творчество стало другим, ведь Дьяволиада приведет любого гения в пропасть ада. Мог ли он повторять этот путь, должен ли был его повторять снова?

И конечно, органично и второе, он должен был отказаться от того, чтобы рядом была ведьма, пусть и такая прекрасная, как Елена Сергеевна, но черная магия исчерпала себя, сделала свое дело, в новой жизни от  нее следовало отказаться. Ему нужна была совсем друга Маргарита  и история любви, обращенная к свету, иначе какой смысл приходить в этот мир  снова?

Ну и что касается нашего ухода,  мы же боимся не смерти самой, а  страшных мук, которые ей предшествуют, и как любила говорить моя бабушка « За легкой смертью надо очередь с детства занимать».

И конечно она говорила не о реальной очереди, а  о смысле и содержании жизни, чтобы  мы получили в награду  такой вот уход.

И ведь все прекрасно вписывается в такую  концепцию возвращения.
Но кроме  перечисленного выше, если вспомнить о тьме и свете, то  с уверенностью можно сказать, что  Мастер воплощал в судьбе  и писал о той тьме, зависти, злости, его окружавшей,  за которой стоит Сальери, поэту, настоящему поэту,  конечно, всегда нужен Моцарт, чтобы  состояться и быть  Поэтом.

К Моцарту- свету и гармонии  стремился сам Пушкин,  но порой его захлестывала и темная сторона Сальери, чего стоят только дуэли, ссоры, любовные страсти. И не на пустом месте появились строки «На свете счастья нет, а есть покой и воля», которые потом перекочевали к любимым героям Булгакова,  они,  как мы знаем, не заслужили счастья, а заслужили только покой.

Но темная сторона была полностью отработана  в судьбе  М.Булгакова  и доведена до логического завершения.
На том этапе жизни, если обратиться к «Божественной комедии» Данте – он прошел  все 9 кругов ада вместе со своим Вергилием  - Маргаритой и дошел до последнего круга до Бала Сатаны, пройдя  адскую жизнь до последнего круга, до дна.
А в новой  жизни  что остается нашему герою, - оттолкнуться от того самого дна и подняться на поверхность. Вряд ли здесь есть второй вариант.

И в этой жизни ему осталось подняться на небеса вместе с Моцартом, вместе с Ириной, в те высшие сферы, куда пока не было пути ни Мастеру, ни Пушкину после  его всех дуэлей и гибели.

Потому в конце  20, начале 21 века  является  к нам  поэт,  большой поэт, подчеркиваю, потому единственная и неповторимая Ирина – одна любовь на всю жизнь, и для них звучит  музыка высших сфер.  И как знак того, что жил он красиво и правильно – легкая смерть.

А  складывалось все это на протяжении всей  жизни, это ведь не тот случай, когда опомнился, оглянулся, стал жить по-другому, в надежде все это заслужить, так было с самого начала до конца, вот в чем ценность  всего происходящего на этот раз.
Игорь Вадимович  там, перед высшим судом, спокойно может сказать о том, что «На свете счастье есть», при этом он вовсе не покривит душой, а еще есть любовь, которая сильнее смерти, есть прекрасная поэзия, сегодня изданная, подаренная всем, кто любит и ценит ее, вопреки всему, и жуткому времени в том числе..
О том, что любовь сильнее смерти  нам поведать должен уже не он, это не в его силах, а любимая женщина, оставшаяся  с нами  тут, и те дела, которые она  все эти годы творит.

Да, Елена Сергеевна  шла на многое для того, чтобы роман, который не должен быть напечатан не по каким меркам, увидел свет. Но это были действия именно ведьмы. Вспомните о ее  внезапных явлениях в самых разных местах

К.Симонов рассказывал о том, что  она появилась мгновенно после его звонка, хотя отвечала с домашнего телефона на другом конце столице, и это его убедило в том, что она ведьма, что человек не может так быстро перемещаться. Другие  говорили, что она появлялась у  людей, желавших поставить пьесы, снять фильмы  по произведениям М.Булгакова  с фразой о том, что Мастер этого не хочет, и перечеркивала все стремления их к творчеству.

Но годился ли такой вариант для жены поэта?
Могу свидетельствовать, что все было совсем не так, это каждодневный титанический труд, благо Ирина Борисовна прекрасный писатель, а не только Муза, это организация мероприятий, это связи с сотнями  творческих людей, это работа, от которой ничего кроме удовольствия не получаешь вместе с ней. И складывается  ощущение, что  ты  шаг за шагом поднимаешься на те  самые небеса, где Игорь Вадимович остается все эти почти 8  лет. Мы  не заглядываем в  адскую бездну, не совершаем ритуалы черной  магии, хотя кто бы посмел за это бросить камень в Елену Сергеевну, мы   расправляем крылья и поднимаемся ввысь. По-другому она работать не умеет.

Если бы кто-то мне сказал, что  через четверть века после  окончания университета я вернусь  к литературоведению и просто буду что-то такое писать систематически, я никогда бы не поверила.

То же самое касается и стихотворений - лирики. Мне до такой степени комфортно было в мифологии, сказках, фэнтези, что уходить из зоны комфорта ну никак не хотела, сопротивлялась. Но я прекрасно понимаю, что в поэтическом тексте  на достаточно малом объеме формируются все самые главные и важные открытия, озарения.

И когда мой самый главный критик с  45 летним стажем сказала недавно о том, что я стала писать хорошо, конечно выросли крылья, но не только от этой похвалы моей Ольги.  А еще и от того, что  можно хоть как-то приблизиться к Мастеру. И это самое «хорошо», я в меньшей степени отношу  на свой счет. Иногда кажется, что именно наш Моцарт  пытается что-то передать  через  эти строки, показать  какие-то скрытые  смыслы, улыбаясь  несовершенству формы, он все-таки надеется, что суть нам всем понятна, я тоже на это надеюсь.

Вот и о Моцарте, как когда-то о Мастере  сказал он сам, напомнил и о второй части «Божественной комедии»  куда мы заглядываем значительно реже, чем в первую,  а напрасно.  Если мы  хотим света, любви, вдохновения, то всем нам дорога именно туда, Сальери сделал свое дело,  его давно пора оставить в покое, а вот Моцарт –  продолжает свой путь  сегодня…

НО возникает  вопрос: почему сегодня, а не в том же  15-16 году,  к примеру. Но если  вспомнить, что творится в мире именно сегодня, то тоже становится понятно.
Вероятно, настало время проснуться  благородному королю Артуру и его верным рыцарям. Иначе будет слишком поздно.
И вот еще одно доказательство того, что какая –то странная связь между мирами и временами существует, в ленте новостей появилась цитата

Человек Духа, как птица Феникс, может возродить себя из пепла. Совершенствуя, меняя свои мысли, речь, поступки, может изменить свой характер и свою жизнь, и этим изменить свою судьбу
 
И несомненно, вместе с ним меняемся и мы все, кому  удалось с ним соприкоснуться. А в старых славянских мифах есть  сказ о том, что во время рождения человека у колыбели его стоит Доля или Недоля, и  в зависимости от того, кто  пришел к новорожденному, так и складывается его судьба. Для человека творческого я бы переиначила старый миф и сказала о том, что у колыбели появляется Сальери или Моцарт и управляет судьбой.

Иногда, как в случае с А.С.Пушкиным, они пришли вместе и боролись за его душу до последнего выстрела, и только в последний момент Моцарт заставил его промахнуться и не брать такого греха на  душу, но цена за этот дар оказалась слишком велика.
Игорь Вадимович оказался любимчиком судьбы и в кои-то веки у нас появился снова  Моцарт

Любовь осветит путь  Цикл  Санта Ирина

Мелькает черный человек,
Там , за распятием окна,
И время усмиряет бег.
Да, жизнь одна и смерть одна.
Но должен кто-то на пути
Пилата призрачного встать,
И чтобы Моцарта спасти,
И чтоб Сальери наказать.

Не верит в свет творец теней,
Не верит в тень хранитель света,
И все  мы  чувствуем – за ней,
За той звездой летит комета,
Сюда, на землю в этот миг,
Не веривший, увидит чудо.
Сальери – сгорбленный старик.
Он сеет зло свое повсюду.

В поэте воплотится свет,
И музыка иных столетий,
Да, кажется, что силы нет,
Что только Воланд путь осветит.
Елена примирилась с тем,
Но появляется  Ирина,
И в свете всех его поэм,
Она прекрасна и невинна

Не ведьма, а богиня вновь,
Познав и счастье и удачу,
Она несет  с собой любовь.
Она не может жить иначе.
Измучен и едва дыша,
Откроет Мастер мир прекрасный,
И не Вергилия душа,
А Беатриче свет тот ясный

Ведет туда в порыв стихий,
Что движет солнце и светила,
И голос тот :- Ирина, ты ль?
О,  милая, ты не забыла.
И Данте больше не в аду,
И Мастер к свету привыкает,
Огонь любви, его ведут
К прозренью,  к счастью,  и сияет

Звезда любви в ночной тиши,
Она сильнее смерти, вижу,
Он говорит мне: _Ты пиши.
И звезды  в самом деле ближе,
Чем вам там кажется с земли.
Уж ты поверь мне. И я верю.
Мы долго с ним к созвездьям шли
Сквозь все прозренья и потери.

И Маргарита ожила,
И Беатриче нас встречала,
И медленно  исчезла мгла,
Она ее не замечала.
И у забытого  костра
Не Воланд, Михаил* встречает.
И говорит: - Нам всем пора,
Ведь там его звезда сияет.

Он Люцифер**, забывший свет,
И в той гармонии  далекой
Есть лишь любовь, и смерти нет.
Растает Черный  в бездне окон.
Жар-птица нам осветит путь,
Пилат помашет обречённо.
И на тропу любви шагнуть
Нам хватит сил той ночью темной.

Нам хватит воли быть собой,
Пора преодолеть весь ужас.
И к звездам нас ведет любовь,
Поэт и Музыка, и Муза…


• Речь об Архангеле Михаиле, ну и Мастере, конечно
**  Люцифер в греческой мифологии – бог утренней звезды, спустившийся в Аид к  Персефоне и Аиду


Рецензии
Очень проникновенно и по философски верно. Мы дети тех, к чьему творчеству прикоались на протяжении своей жизни. Это, некое информационное, поле формировало и формирует нас, как личность, всю жизнь, и мы должны быть благодарны тем, кто помог стать нам такими, какие мы есть...

Светлана Савиных   09.06.2021 13:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана!!!
Но большие поэты открываются далеко не сразу, зато потом только диву даешься, какая там глубина и тайна..
Рада слышать
Люба

Любовь Сушко   09.06.2021 14:30   Заявить о нарушении