Колымская трасса. Остановки по требованию Глава 8

Глава 8. Остановка по просьбе  основателя Хандыги

Не многие административные точки на картах мира могут сказать, что они определенно знают, кто, когда и почему основал тот или иной населенный пункт. А вот Хандыга точно знает, что это место было выбрано Михаилом Константиновичем Карповым.

Но сначала немного истории. Строительство Колымской трассы началось в 1932 году из Магадана, цель строительства трассы - обеспечить снабжение золотодобывающих приисков на Колыме. Трасса должна была дойти до Среднекана.

В своих воспоминаниях Михаил Константинович пишет: " В 1930 г. я еще сравнительно молодым человеком, в возрасте 26 лет, приехал с первой дорожной экспедицией «Цветметзолото» в бухту Нагаево (тогда еще никакого Магадана не было). Наша основная задача — изыскать кратчайший путь от берега Охотского моря до открытых золотоносных мест — «Средникан». С того времени и вплоть до 1955 г. я занимался изысканием дорог от Магадана до р. Алдан, а также строительством".

В 1935 году в Москве была организована и отправлена рекогносцировочная изыскательная партия от г.Якутска в сторону Зырянки (на Колыме) для обследование возможности строительства железной дороги. Далее предварительного обследования вопрос о железной дороге не обсуждался. Маршрут  обследования проходил в районе Ынгинского наслега (расположенного на левом берегу Алдана). Выход в район р. Хандыга обуславливался приближением трасс ж/д к каменноугольным месторождениям в районе Джебарики-Хая. (В то время уже известно наличие угля, но вплоть до конца 1940 г. не было разработок и вообще жилья).

В 1938 году в связи с активизацией милитаристской Японии возникла угрозы снабжения колымских приисков морем от Владивостока и далее по уже построенной автодороге. Срочно требовался сухопутный  внутриматериковый маршрут снабжения Колымы.

Далее М.К. Карпов вспоминает
"10 октября 1938 г. вечером, когда рабочий день уже закончился, и я находился с семьей дома, меня вызвал к себе на квартиру начальник управления Иван Васильевич Запорожец. Когда я к нему пришел, увидел там начальника «Дальстроя» Карпа Александровича Павлова и начальника изыскательского отдела Николая Дмитриевича Жукова. После не длительного отвлеченного разговора т. Павлов поставил передо мной прямой вопрос: знаю ли я, как кратчайшим путем от устья реки Нера пройти до реки Алдан.

Пусть вам не покажется странным, что на ночном совещании именно мне задали этот вопрос Присутствующие были осведомлены, что я хорошо знаю географию Колымы, кроме того, было известно, что я умею говорить по-якутски (разговорному языку я научился у каюров, когда ездил на оленях с зимними рекогносцировками). В то время знание языка — немаловажный фактор. Когда не было подробных карт, только общение с коренным населением способствовало уточнению, чтобы найти наилучшие решения при выборе направлений.

Хотел я этого или не хотел, но на этом совещании начальником «Дальстроя» предложено мне в кратчайший срок обдумать маршрут от устья р. Нера до п. Крест-Хальджай на р. Алдан, подобрать себе помощника и не позже 20—23 октября выехать по маршруту. По окончании обследования дать свои соображения о возможности строительства дороги на этом направлении. Приказ есть приказ, его не обсуждают, а выполняют".

После тщательного анализа имеющихся материалов изыскателей для строительство железной дороги пришли к выводу, что изыскания, начатые от Крест-Хальджая, в дальнейшем пройдут по долине рек Хандыга и Сатарыну с выходом на водораздел между реками Алдан и Индигирка, по Сатарыну.
В 1939 году в старинном якутском селе Крест-Хальджай была организована база экспедиции изыскателей. Для снабжения экспедиции продовольствием лошадьми обмундированием нужно было получить деньги в банке. Ближайшийй банк находился в селе Охотский Перевоз, что в 200 км. вверх по Алдану.
Далее Карпов пишет в своих воспоминаниях:
"Наконец, деньги в банк поступили. Получив 40 тысяч наличными, предварительно достав лодку, на заре сентябрьского дня я отплыл в Крест-Хальджай, мне нужно было проплыть 200 км. По Алдану уже вовсю плыла шуга. По существу, был вынужден плыть за шугой. Первую ночь я провел на Солондо в устье Тыры. С зарей отправился дальше. Проплыв устье Хандыги, тщательнее стал присматриваться к берегу.

К вечеру подплыл к тому месту, где ныне расположен п. Хандыга. Возле ключа (теперь он называется «Больничный») вытащив лодку на гальку, я подыскал место для отдыха, разведенный тут же костер с подвешенным чайником придал «домашний» уют. Взобрался на берег. Стояла абсолютная тишина, только потихоньку шуршала шуга о забереги. Не спеша пошел вверх по берегу Алдана до Ключика, зашел в глубь леса (где  сейчас размещены склады), вышел на Ключ Больничный, там рос дремучий ельник, и вновь вышел к Алдану. Вдоль всей трассы красивый лиственничный лес. Нигде нет признаков затоплений. Спустившись к реке, установил, что к берегу сможет причалить любой пароход с баржами. Лучшего места пересечения реки Алдан мостом от большого косогора, что лежит у устья реки Хандыги, не найти. Этот участок берега на реке Алдан мне очень понравился сочетанием трех исходных. Ночь я провел превосходно, расположившись под лодкой, деньги в мешке стали подушкой. Чуть засветало, я тронулся в дальнейшее плавание.
В Крест-Хальджае я высказал свое мнение о передислокации базы экспедиции на облюбованное мною место. По общему мнению, такая передислокация зимой была целесообразной, а намеченное месторасположение базы экспедиции признано правильным. Таким образом, был решен вопрос переезда. Проблема только в наличии зимней дороги по Алдану и в последующем строительстве поселка Хандыга — базы дорожно-изыскательской экспедиции УДС «Дальстроя» НКВД. В середине декабря 1939 г. из Крест-Хальджая на Хандыгу выехала первая группа людей с палатками. Пять палаток в два ряда установили на левом берегу Ключа под сенью дремучего ельника. После приступили к заготовке леса и постройке бани на самом мыске левого берега у устья Ключа."

Таким образом основатель Хандыги Михаил Константинович Карпов, лежа на берегу пустынных вод с мешком денег под головой, определил начальную точку Колымской трассы, еще и сократив ее длину на 75 километров.


Рецензии