Школа! Как много в этом звуке

Пушкин уместен всегда и везде. И уж тем более в школе, где сам бог велел не только изучать его бессмертные произведения, но и цитировать на каждом шагу. А уж наши детки повод к этому дают постоянно.
Сейчас, когда я невольно вспоминаю свои 38 лет работы учителем русского языка и литературы, на память приходят самые невероятные школьные истории, которые при всём желании выдумать просто невозможно, они – сама жизнь, наполненная детской непосредственностью и искренностью, пропитанная спонтанностью и непредсказуемостью школьных будней. Можно целую книгу написать, только вот времени нет. Сегодня тетрадки, дневники. Завтра – уроки, контрольные, классные часы и … новые удивительные истории.

***
Помню первый свой урок. В классе оказалось несколько учащихся с фамилией Ким. Отмечаю присутствующих.
-Ким Алексей?
-Я.
-Ким Эллина?
-Я.
-Ким Руслан?
-Я.
-Ким Татьяна?
-Я.
Вы что, все однофамильцы? – спрашиваю.
-Леша встаёт и говорит:
-Нет. Мы – однокорейцы!

Объясняю тему «Однородные члены предложения». Долго и упорно. Все слушают. Один Игорь Середа весь урок провертелся и проболтал. Делаю несколько раз замечание. Как с гуся вода. Не выдерживаю: «Ну, Середа, объясни теперь классу, что такое однородные члены предложения, как ты понял». И он чеканит: «Однородные члены - это слова, у которых все члены одинаковые». Класс падает с парт.

Собираю объяснительные за разные проступки своих шестиклассников. Есть такой способ в школьной жизни как-то строго спрашивать с учеников. Читаю: «Я, Свиридова Марина, ударила Гатитулина по башке за то, что он обозвал меня дурой и уродиной. Может быть, я и дура, но НЕ УРОДИНА».

***
А потом из таких вот эпизодиков стали возникать целые странички в моём школьном блокнотике. Вот одна из них. С задачками для моих чудиков.
«Когда Юлечка Ким выходит к доске отвечать, у неё от страха начинают бегать по телу мурашки. На уроке математики у неё бегает 23 мурашек, на уроке физики – 45, а на уроке географии – 28. Сколько всего мурашек бегает по Юлечке, когда она выходит к доске.
Наимбекова Алина идёт в школу со скоростью 3 км/ч, а сбегает с последнего урока со скоростью 36 км/ч. На сколько скорость убытия превышает скорость прибытия у Наимбековой Алины?
На уроке литературы Мынбаева Унзила назвала Пушкина Александром Ивановичем 3 раза, Александром Николаевичем – 5 раз, Александром Васильевичем – 4 раза и Александром Даниловичем – 7 раз. Сколько всего великих Пушкиных знает Мынбаева Унзила?
Штурм Альберт 29 раз пропускал занятия в школе. 8 раз у него дома был пожар, 4 раза его похищали террористы, 9 раз он спасал девочек от хулиганов и 6 раз хоронил своего троюродного дедушку. А в остальные дни думал, что «школа не учится». Сколько раз Альберт думал, что «школа не учится»?
Штоль Сергей каждую перемену бегает за девочками. 13 раз он их толкает, 19 – дёргает за косички, 15 – обзывает обезьянами и 21 – просит дать списать геометрию Сколько счастливых девочек каждую перемену убегает от Штоля Сергея?
На уроке географии Даша Романенко назвала Шымкент столицей Англии, Астану – столицей Франции, Алматы – столицей Греции, Жамбыл – столицей Китая, а Тараз – столицей Сингапура. Сколько замечательных стран знает отличница Даша Романенко?
Отвечая на уроках литературы, Нечаева Ксения часто использует для связи предложений умные слова. «Как его» она говорит 8 раз, «это, ну» - 9 раз, «значит» - 11 раз, «в общем» - 7 раз, «ага» - 10 раз. Сколько всего умных слов знает полиглот Ксюша Нечаева?
Дина Ладынина знает, что ничего не знает. Бякова Оля не знает то, что она должна знать. Саудабаев Артур знает, но сколько он знает, он не знает. Арынов Ерлан хочет знать, но не знает, где можно узнать. Тишкова Олеся не знает, но знает, что узнает. Орынбаева Зарина знает, что Ладынина знает, что она ничего не знает, но не знает, что знает Саудабаев. Хожда Стас ничего не знает и знать не хочет. Сколько всего гениальных детей учится в нашем 6 «А» классе?

***
Помню, мы проводили классный час «А правда ли, что?..» Ну, не могли мои шкоды что-то не придумать по этому поводу новенькое. Так появились в моём дневнике очередные любопытные наблюдения.
«А правда ли, что?..»
…Александр Грэхем Белл, изобретатель телефона, ни разу не позвонил своим маме, и жене?
-Правда, потому что и мама, и жена Белла были глухими.
А вот наши ученики, в отличие от Белла, умудряются во время уроков позвонить не только своим мамам, но и друзьям и подружкам, знакомым и незнакомым, да и вообще – кому захочется, вплоть до домашних своих кошечек и собачек.

…невозможно достать языком собственный локоть?
-Правда. Так устроен наш организм.
А вот наши детки способны во время контрольных достать не только свой локоть, но и локти всех сидящих вокруг одноклассников, пытаясь хоть что-нибудь списать, и этим ох как достают учителя.

…художник Дюрер не любил ходить к врачам, предпочитая рисовать картины, на которых выделял своё больное место?
-Правда. Картину он отправлял доктору, а уж тот должен был изворачиваться, ка умеет.
Наши школьники иногда тоже не любят ходить к врачам, поэтому они такое рисуют на партах ,что только психиатр сможет определить нарисованную болезнь.

…Людвиг ван Бетховен сочинил свою гениальную девятую симфонию, будучи абсолютно глухим?
-И это абсолютная правда!
А вот наши лицеисты, обладая абсолютным слухом, порой абсолютно не слышат замечания учителя на расстоянии одного метра.

…доктора Ватсона, друга знаменитого Шерлока Холмса, звали Джоном?
-Это не совсем так. Те, кто внимательно читал Конан Дойля, заметили, что автор путает имя Ватсона, называя его то Джоном, то Джеймсом.
У нас в лицее есть и свои Артуры Конан Дойли. Они частенько путают двери школы с дверями ближайшей игротеки. Хорошо, что есть в школе и свои Шерлоки Холмсы (в образе учителей и администрации).

…собаки обожают есть шоколад?
-Нет. В зёрнах какао содержится вещество, которое даже в малых дозах непереносимо для собачьего сердца.
А вот некоторые наши ученики на уроках могут съесть всё, что угодно: шоколад, жвачки, кириешки, мороженое. Плохо становится только уборщице, которая весь мусор потом выгребает из-под парт.

…в Японии школьников учат писать обеими руками?
-Правда. По мнению японских учёных, это способствует гармоничному развитию обоих полушарий.
А вот некоторые наши лицеисты пишут как курица лапой. Теперь понятно, откуда появилось выражение «куриные мозги».

…в телефонных разговорах мы чаще всего произносим слово «алло»?
-Нет. Социологи подсчитали, что чаще всего люди используют слов «Я».
Дорогие лицеисты! Я очень надеюсь, что вы чаще всего всё-таки будете использовать слово «МЫ». Мы – это дружба, целеустремлённость, желание сообща получить знания и стать настоящими друзьям!


***
Как-то на уроке литературы проводил я игру «Стань поэтом! Допиши стихотворение». И вот такая получилась небольшая коллекция шедевров.
И буду долго тем любезен я народу,
Что не писал ни повести, ни оды!

Чтоб музыкантом быть,
Так надобно уменье.
А лучше – связи и богатое именье.

Люблю грозу в начале мая!
-Ты лучше б так любил Абая,-
Сказал отец, ремень снимая.

Я русский бы выучил только за то,
Что мат, как они, не придумал никто!

Успел стекло в учительской разбить
И покурить на переменах.
Ах, боже мой! Что станет говорит
Директор Марья Алексевна!

Наша Тоня громко стонет:
Дед её в корыте тонет.
Тише, Тонечка, не хнычь:
Не утонет старый хрыч.

Ищут пожарные, ищет милиция,
Где понадёжней от Вовочки скрыться им.

И дольше века длится день,
Когда уроки делать лень.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Двенадцать шли на дискотеку.
Навстречу – С Незнакомкой Блок…
Никто поэту не помог.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он завещание составил
Да вспомнить обо мне не смог.

Боря выучил урок,
Миша бабушке помог.
Дело было вечером –
Делать было нечего.

Уж сколько раз твердили миру:
Не ест лиса ни хлеб, ни сыра!

Не поступивших в институт –
Во глубину сибирских руд!


***
Каждый день – только запоминай и записывай. Дети – это маленькие ходячие шедеврики. Не далее, как вчера. Мне нужна была интерактивная доска. Поменялся с Надеждой Сергеевной кабинетами (естественно, с разрешения начальства). Веду урок. Вдруг открывается дверь, заходит такой маленький первоклашка и так старательно направляется ко мне. В руках какие-то документы. Я так понял, что один из завучей попросил мальчика срочно отнести эти бумаги учительнице, объяснив, в каком кабинете она находится. Так вот, идёт этот малыш ко мне, старательно пытаясь выполнить поручение.  И вдруг, увидев меня, останавливается и так нерешительно спрашивает: «А, это, вы будете Надежда Сергеевна?» Класс грохнул со смеху. Я делаю серьёзное лицо и говорю: «Нет, я -  Татьяна Юрьевна (это наш завхоз)». Тут открывается дверь, заглядывает Татьяна Юрьевна. Малыш, видя новое лицо, понимает, что он ошибся, что я не Надежда Сергеевна, и спешит к дверям. «Вы будете Надежда Сергеевна?», - громко спрашивает он завхоза. «Нет, - отвечает Татьяна Юрьевна. -  Я – Александр Иванович!»

***
У меня как-то был замечательный класс! Каждый – кандидат в «Книгу рекордов Гиннесса». Мы даже списочек сделали своеобразный: кого в какую категорию.
Вот фрагментик из этого списка:
Байбориев Азамат. Самый шустрый. Сбегает с первого же урока на 13-й секунде.
Бут Павел. Самый замечательный. Его можно было заметить в парке, в игротеке, на скамеечке – только не на уроках.
Алтаева Меруерт. Самая радостная. Всегда радовалась, когда получала двойку, а не … две.
Наимбеков Мирас. Самый разносторонний. Одновременно говорил одно, делал другое, думал о третьем.
Каримов Рашид. Самый способный. Знал сто способов, как списать контрольную у соседа.
Лазариди Георгий. Самый лёгкий. В его школьном портфеле всегда было только две жвачки.
Юрков Костя. Самый старательный. На всех субботниках старался работать меньше всех.
Бапишев Шамиль. Самый решительный. Решил во время урока пообедать в столовой – пообедает.
Асылгареев Руслан. Самый аккуратный. Аккуратненько замазывал в дневнике все поставленные учителями двойки.
Баксин Ерлан. Самый чистоплотный. Бегал по партам, чтобы не испачкать в кабинете полы.
Баимбет Жандос. Самый смешливый. Хохотал уже до того, как начинали рассказывать анекдот.
Майкотов Костя. Самый знающий. Всегда знал, что ничего не знал.

***
Всё это шутки, конечно, детки у меня всегда были (и есть сейчас) замечательные. Одарённые, любопытные и талантливые. К 130-летию гимназии имени Ленина (сейчас Дулати) в городе был объявлен конкурс на лучшее сочинение. Приятно вспоминать, что работа моей ученицы Самойленко Кристины была признана лучшей. Вот её сочинение.
«130 лет назад над миром светило солнышко, а в глиняном городишке Шымкент открылась наша школа.  Детишки летом по пыли, осенью по грязи, зимой по снегу потянулись за знаниями.
Шли годы. Менялась власть и правители, а наша школа давала знания!
Революция 17-года всё перевернула: не стало богатых, не стало бедных, а наша школа давала знания!
Грянула гражданская война: вокруг школы носились басмачи, а за ними – красноармейцы, а наша школа давал знания!
Потянулись первые пятилетки: строили заводы и фабрики, а наша школа давал знания!
Пришла война, фашист напал на наше землю, воевали на фронте выпускники и их родители, а наша школа давала знания!
Из руин поднималась родина, осваивалась целина, человек полетел в космос, а наша школа давала знания!
Рухнул социализм, города остались без света и газа, а наша школа давала знания!
Отобрали у нас имя Ленина, завалили экспериментами и проверками, а наша школа давала знания!
Школу окружили игровые автоматы, пивные бары и хулиганы, а школа давала знания!
Школу перестраивали и недостраивали, её минировали и эвакуировали, а она продолжала давать знания!
Так пусть идут года, меняются правители, хулиганят хулиганы и перестраивается мир, а наша школа давала, даёт и будет давать знания всегда! Как всегда на небе солнце даёт миру тепло!

***
В моих папочках – огромное количество разрозненных записей. Часть из них я сегодня привёл в пример. Когда я пересматриваю пожелтевшие листочки, сразу перед глазами лица. Тех, кто всё это говорил, с кем всё это когда-то было. Лица милые, наивные, такие далёкие теперь и такие родные. Выросли мои ученики. Со многими я переписываюсь, созваниваюсь. Но не могу их представить взрослыми. Не получается. Потому что тогда исчезает прелесть того хрупкого и бесконечно дорогого прошлого, когда мы жили особенной, неповторимой жизнью. Когда верили в пионерское честное слово, в замечательное будущее. Когда говорили и делали одно, когда вместе сидели у походного костра, собирали с энтузиазмом макулатуру и помогали старушке в соседнем доме. Это была такая счастливая пора. И перечитывая свои записи, я возвращаюсь невольно в то тёплое время, возвращаюсь в свою юность и ностальгически ощущаю присутствие своих добрых и искренних учеников.


Рецензии