Некоторые факты из трудов Карла Маркса

     Маркс хотел, чтобы у людей было свободное от необходимого общественного труда время и чтобы мы сами решали, что нам с ним делать.

     Как вам нравится идея не работать по 12-14 часа в сутки и семь дней в неделю?

     А как насчет обеденного перерыва?   

     Хотите ли вы иметь возможность получать пенсию в старости?

     Если вы ответили "да" хотя бы на один из этих вопросов, скажите спасибо Карлу Марксу.


     Профессор Майк Сэведж из Лондонской школы экономики говорит: "Когда вас заставляют работать по многу часов, то у вас нет своего времени. Вы больше не распоряжаетесь собственной жизнью".

     Маркс писал, что в капиталистическом обществе многие люди ради выживания вынуждены продавать единственное, что у них есть – свою рабочую силу и результаты труда в обмен на денежное вознаграждение.

     Согласно Марксу, часто это был неравноценный обмен, который мог привести к эксплуатации и чувству отстраненности: человек мог чувствовать себя так, будто потерял связь с базовыми человеческими ценностями.

     Маркс хотел большего для трудящихся людей: он хотел, чтобы мы были независимыми, могли заниматься творчеством в своё свободное от необходимого труда и сна, то есть прежде всего, чтобы у нас было своё личное время!

     "В целом Маркс говорил о том, что работа не должна определять всё время нашей жизни. Он имел в виду, что в нашей жизни должна быть доля независимости от необходимого труда для жизни, где мы сами решаем, что нам делать. Сегодня это считается идеалом, к которому стремятся большинство людей", - отмечает Сэведж.

     Маркс хотел, чтобы работа приносила удовлетворение от труда и наша работа была нам и другим людям источником счастья, если "человек может с радостью увидеть себя в объектах, которые он создаёт и они нужны людям".

     Работа может дать нам возможность быть креативными и показать лучшее, на что мы способны: будь это наши человеческие качества, ум или навыки.

     Маркс считал, что каждый работник должен гордиться тем, что он делает для людей, а значит в какой-то мере и для себя.

     Если у вас неинтересная работа, которая не вызывает у вас никаких чувств и не приносит радость людям, то вы в конце концов почувствуете себя подавленным и угнетенным, а также отторгнутым.

     Это не слова какого-нибудь современного гуру по мотивации из Силиконовой долины, они принадлежат человеку, который жил в XIX веке.

     В своей более ранней работе - "Экономическо-философских рукописях 1844 года" - Маркс предстает как один из первых мыслителей, связавших удовлетворение от работы как с благополучием общества, так и со своим благополучием.

     Он отмечает, что если мы тратим так много времени на работу, то должны получать какое-то удовольствие от достойного вознаграждения за неё. 

     Чувство гордости за плоды своего труда должно приносить удовлетворение от работы, считал немецкий мыслитель.

     Маркс исследовал, каким образом капитализм - в своей погоне за скоростью, увеличением производства и прибыли - сделал работу более специализированной и менее интересной.  Если вы занимаетесь только тем, что нарезаете резьбу на болтах - несколько тысяч раз в день, изо дня в день, то едва ли вы можете получать от этого удовольствие.

     Он хотел, чтобы люди стремились к переменам и если в вашем сообществе что-то идет не так, если вы чувствуете несправедливость, то вы поднимаете шум и требуете перемен к более справедливым взаимоотношениям.

     Однако в Британии XIX века новое капиталистическое общество могло показаться обессилевшему рабочему единым и несдвигаемым монолитом.

     Но Карл Маркс верил в перемены и призывал других верить в них и эта идея была подхвачена.

     Маркс призывал людей к социальной активности трудящихся и к их объединению, без чего перемены к лучшему едва ли возможны.

     Организованные протесты трудящихся от эксплуатации могут привести к серьезным социальным изменениям во многих странах и в истории человечества много таких примеров - за введение законов против расовой дискриминации, гомофобии и классового неравенства.

     Один из организаторов фестиваля марксизма в Лондоне Льюис Нильсен говорил: "Нужна социальная революция для изменения человека и общества, мы протестуем, чтобы улучшить общество. Именно таким образом обычные люди добились доступа к службам здравоохранения и введения восьмичасового рабочего дня".

     Маркса часто называют философом, ведь он доктор философии, но Нильсен с этим не согласен. "Считается, что он только и занимался тем, что философствовал и придумывал разные теории. Но если вы посмотрите на то, что делал Маркс в жизни, то вы увидите, что он был также активистом: он основал Первый интернационал, участвовал в кампаниях в поддержку бедных рабочих, вышедших на забастовки и предлагал многое другое", - отмечает он.

     Коммунисты Британии отмечают, что его лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" - это настоящий призыв к объединению для борьбы с несправедливостью. Настоящее наследие Маркса состоит в том, что у нас есть традиция борьбы за улучшение нашей жизни. Она основана на теории Маркса, даже если сами протестующие и не называют себя марксистами", - говорит Нильсен.

     "Как женщины добились права голосовать? Не из-за того, что люди в парламенте вдруг прониклись к ним жалостью, а потому, что женщины организовали протест. Как мы добились выходных? Потому что профсоюзы вышли ради этого на забастовку. Как мы добились всего, что улучшает жизнь простых людей? Только своим объединением и организацией борьбы за свои права!" - добавляет активист.

     Что ж, похоже, борьба Маркса как локомотив социальных реформ и правда возымела успех, и это признал британский консервативный политик Квинтин Хогг, который в 1943 году сказал: "Мы должны совершить для них реформы, иначе они совершат для нас революционное восстание, а это будет намного дороже для нас".



     Маркс предупреждал нас о сближении чиновников государства с крупным бизнесом,  призывая присматривать за СМИ и он скептически относился к связям властей и крупных корпораций

     Маркс и Энгельс предсказывали это еще в XIX веке.

     Конечно, они не пользовались социальными сетями, однако, как отмечает профессор криминологии Университета Буэнос-Айреса Валерия Вег Вайс, они были первыми, кто определил подобные угрозы и проанализировал их.

     "Они тщательно исследовали связи, существовавшие в то время между правительствами, банками, бизнесом и ключевыми игроками колониальной системы. И так они добрались аж до XV века", - говорит Вег Вайс.

     Маркс предупреждал, что пресса может оказывать влияние на общество, но какой же они делают вывод? Если практика (пусть и порочная) доказывала свою эффективность для бизнеса и для государства - например, рабство как толчок к дальнейшему развитию колоний, - то закон будет защищать такую эффективность, отмечает Вег Вайс.

     Проницательные взгляды Маркса на силу прессы тоже остаются удивительно актуальными и в XXI веке.

     "Маркс осознавал важность прессы, когда дело касалось влияния на общественное мнение. Сегодня мы говорим о фейковых новостях, медиаскандалах... но Маркс все это уже понимал", - подчеркивает Вег Вайс.

     "Маркс изучал статьи, которые публиковались в то время, и пришел к выводу: мелкие преступления и криминальные случаи с участием бедняков слишком преувеличивались, в то время как криминал с участием "белых воротничков" и политические скандалы, напротив, умалчивались", - говорит Вег Вайс.

     Как революционное кино влияет на весь мир, когда мы с экрана слышим:
«Осторожно, люди! Маркс мертв, но марксизм еще нет». 

     Пресса также была действенным инструментом для развития противоречий в обществе. «…Она писала, что ирландцы крадут рабочие места у англичан, черных настраивали против белых, мужчин против женщин, иммигрантов против местных... в то время как бедные слои населения боролись друг с другом, богатые продолжали спокойно жить своей жизнью.» - добавляет она.

     И еще один факт: марксизм на самом деле опередил капитализм.

     Сегодня это утверждение может показаться странным, но обратите внимание: до того, как мир узнал о капитализме, он уже слышал о марксизме.

     Линда Юэх утверждает, что термин "капитализм" был введен не Адамом Смитом, которого считают отцом современной экономики, когда он говорил о "невидимой руке" рынка, а впервые появился в 1854 году в романе британского писателя Уильяма Теккерея.

     "Теккерей использовал слово "капиталист" в значении "владелец капитала", - говорит Юэх.

     "Так что, возможно, первым, кто использовал его в экономическом смысле, был Карл Маркс, который описал капитализм в своем труде "Капитал" 1867 года, после чего это слово стало использоваться как антоним к слову "марксизм". Так что, в каком-то смысле, марксизм опередил капитализм", - подчеркивает она. 

      Кто ещё сомневается, что марксизм скорее жив, чем мёртв?

      Но, к сожалению, живы ещё и нацизм и фашизм...

      И, оказывается, иногда достаточно одной спички, чтобы сгорели целые города вместе с их людьми, если люди не позаботятся о своём будущем...


Рецензии