О Роде и Рожаницах славянского язычества

В «Слове святаго Григорья изобретено в толцех о томъ. како первое погани суще языци. кланялися идоломъ. и требы им клали. то и ныне творят», известного в нескольких списках, имена богов «Перун» и «Осирид» оказываются взаимозаменяемыми (в публикации памятника по рукописи Софийского Новгородского собора, сделанного И.И. Срезневским). Первооткрыватель списка «Слова св. Григория...» в Паисиевом сборнике С. П. Шевырев настоятельно указывает на то, что упоминаемые «род и рожаницы» – это те же самые Осирис, Артемида, Артемид и прочие, и что речь идет о богинях-матерях (термин «рожаница»), рождаемых ими богов-сынов (термин «род», аналог «теогонии») и «акте рождения»:
 
«… и от техъ извыкоша древле халдеи. и начаша требы творити своима богома. роду и рожаници. по того рожению. проклятаго. и сквьрньнаго бога ихъ. осирида того же осирида. скажеть книга лъживая и сквьрньная. срачиньскаго жьрца. моамеда. и бохмита проклятаго. яко нелепым проходомъ проиде. рожаяся. того ради и богомъ его нарекоша», «… також и до словен доиде. се словене. и ти начаша требы класти роду и рожаницам. преже (пороженью) перуна бога их. а переже того клали требу. упырем і берегиням. По святом крещеньи Перуна отринуша, а во Христа Бога яшася, но и ныне по украинам молятся ему проклятому богу Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и вилу; и то творят отаи; сего не могут ся лишити проклятаго ставленья вторыя трапезы, нареченыя роду и рожаницам».

В списке «Слова св. Григория...» по рукописи Софийского Новгородского собора читаем, что

«… темъ же богомъ требу кладуть и творять и словеньскыи языкъ: виламъ, и Мокошьи, диве, Перуну, Хърсу, роду и рожаници, упиремъ и берегынямъ, и переплуту, и верьтячеся пьють ему въ розехъ, и огневи сварожицю молятся, и навьмь мовь творять, и въ тесте мосты делають, и колодязе, и ина многа».

Как видим, по мысли автора «Слова св. Григория…», от эллинов славяне научились поклоняться рождающимся богам, а до этого поклонялись покойникам. Поэтому здесь видим не периодизацию верований (сначала упырям и берегиням, а потом – Роду и рожаницам), а идейное их противопоставление, затемненное позднейшими переписками и редакциями источника [Зубов Н. И. Загадка периодизации славянского язычества в древнерусских списках «Слова св. Григория… о том, како первое погани суще языци, кланялися идолом …» // Живая старина. – М., 1998. – №1 (17). – С.6-10. – http://kapija.narod.ru/Ethnoslavistics/zub_period.htm ; Зубов М.І. Слов’янська квазітеонімія старшої доби: Рожаниця і Род // Мовознавство. – 1998. – № 2-3. – С. 161-168].


Рецензии