Непридуманные истории. Таня. Хоспис. 9

«Не бойтесь смерти, бойтесь Суда Божия»

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

Есть у нас в отделении женщина, которая на первый взгляд, кажется мне, больна с детства церебральным параличом в тяжелой форме – ее маленькое очень худенькое тельце всегда в позе эмбриона (позже оказалось, что это последствия серьезной интоксикации краской так проявились). Лежит она уже несколько лет в отделении – перевозить ее просто невозможно, кости хрупкие, словно хрусталь. Общается с нами активно и с удовольствием: ждет, скучает, задает много вопросов, заказывает почитать серьезные книги (Беседы митрополита Антония Сурожского, духовные наставления святителя Игнатия Брянчанинова и т.д..), которые входят в круг ее интересов, с удовольствием слушает наши непридуманные истории, но вот о себе ничего никогда не говорит. У нее богатый словарный запас и, похоже, высшее образование, широкий круг интересов и высокий уровень общей осведомленности, пытливый ум и масса рефлексивных размышлений, которая выдает в ней советского интеллигента.

Зовут ее Татьяна.

С момента нашего знакомства беседы с ней мне приносят чувство глубокого удовлетворения: ее познавательный интерес и активность подталкивают целенаправленно искать ответы на серьезные вопросы, подбор литературы и обсуждение заставляют задуматься о многом…

Я стала подолгу задерживаться в этой палате и это еще одна радость в моей работе – зачастую в отделении крайне тяжелые больные, длительные и содержательное общение попросту не возможно. А Таня всегда буквально жаждет общения. Она тактично и внимательно следит за моим творческим подходом, – терпеливо выслушивает новые рассказы, высказывает свои мысли, спрашивает о дальнейшей судьбе человека, о котором шла речь, а главное уловила общую тему и цель – разные люди, разные жизненные обстоятельства и ПУТЬ К БОГУ у каждого свой, но непременно к БОГУ!

К Причастию готовится обстоятельно – настаивает на том, что бы мы обязательно прочли все без всяких сокращений - три Канона и Последование (она практически совсем лишена счастья видеть, поэтому читаю я). Именно она чаще всех из больных просит передать батюшке просьбу о ПРИЧАСТИИ.

О себе рассказывать что-либо она всегда считала не уместным.

Когда у меня случилась беда (мой крестник серьезно заболел – это отдельная история) – она молитвенно откликнулась и поддерживала весь год, деликатно спрашивая:

- Вести «с фронта» от Даниила какие?

Удивлялась и радовалась духовной силе, которую проявлял семилетний ребенок в неравной схватке с онкологией… Это была действительно война, не оставляющая равнодушными никого. Наш Данечка-воин так многому нас всех научил тогда своим примером: с верой и молитвой он мужественно проходил тягостные испытания; непостижимым образом умудряясь, в своей крайне-мучительной немощи, поддерживать с любовью и заботой своих близких…

Я не могла не делиться подробностями его битвы за жизнь… Мы и с Таней плакали вместе, и молились…

Это еще более сблизило нас с ней, тогда Таня рассказала мне чуть о себе:

- Моя молитва за этого ребенка, словно пелену у меня сорвала: часто вспоминаются картины из моей здоровой и, по-мирски, успешной жизни … Мне невыносимо страшно за мою душу... Маленький человечек в свои семь лет успел понять СМЫСЛ ЖИЗНИ ! А я вся такая «образованная и начитанная» сегодня вспомнила такой случай из своей взрослой жизни – советское время, дефицит, а мне дарят флакон французских духов. Еду в автобусе. Авария. Пассажиры с травмами пытаются выбраться из перевернувшегося транспорта. Кто-то потерял сознание, кто-то помогает более пострадавшим… Мне повезло, ушибов много, болючие, но переломов не оказалось. Самостоятельно выбралась. Через несколько времени, отдышавшись, вспоминаю о заветном подарке. Не поверишь, кидаюсь за духами в автобус, который в любую минуту может взорваться... «ИБО ГДЕ СОКРОВИЩЕ ВАШЕ, ТАМ БУДЕТ И СЕРДЦЕ ВАШЕ» - говорит ИИСУС ХРИСТОС….

Данечка читает и знает Жития Святых, а в моих ценностях «кумирами-небожителями» были актеры. Интересовалась их судьбами, среди своих знакомых часто судили-рядили, домысливали… ПРОСТИ, ГОСПОДИ! После достойных фильмов и спектаклей (безусловно, не спорю, достаточно много было духовно богатого в советском творчестве) восторженные эмоции в адрес «кумира», порой, затмевали более глубинный смысл… В «застой» - хотелось бури! Казалось, что в наших социальных нестроениях «дядя» виноват… Обличать других всегда легче.. А ведь мало кто из нас, тогдашних, не покупал, например, «с рук» колбасу у «счастливчика»-сотрудника мясокомбината, «умело вынесенную» им с производства, а по сути ворованную… Сколько грехов всплывает в сознании…. Идет переоценка себя…

Когда ослепла, после пережитого шока, училась жить в новых предлагаемых жизнью обстоятельствах, стала вспоминать фильмы и спектакли… Недавно, вдруг память неожиданно воскресила незабываемое исполнение Зиновием Гердтом стихотворения Д. Самойлова «Давай поедем в город» и, с особой проникновенностью прозвучавшие тогда в 1996 году строчка:

- "…. О как я поздно понял, зачем я существую…"

Тогда мне это задело душу – вечный вопрос…

Через несколько дней этот замечательно-талантливый актер скончался. Человек добровольно ушел на фронт, прошел горнило Великой Отечественной войны, инвалидом вернулся и продолжал работать, не утратил при этом умения радоваться и умел радовать других, а в глазах такая глубина и мудрость.…

- А я зачем существую? – что тогда ответила сама себе??? И не вспомнила…

Шло время. Однажды ей вдруг стало резко очень плохо. Она решила, что это последние ее часы и срочно просила позвать священника к ней. Готовимся с ней к Причастию. Батюшка откликается оперативно. Я так боялась не успеть, что, когда он вошел в палату к ней, я вышла в коридор, но не отошла далеко от двери (как обычно делаю при исповеди), осталась стоять рядом.

Что говорила Татьяна я, Слава Богу, не слышала. Нечаянно лишь услышала одну фразу священника, которую он сказал довольно громко:

- КАКАЯ ЖЕРТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ!

Таинство закончилось. Проводив иерея, я вернулась читать Благодарственные молитвы, ликуя от мысли – мы успели, теперь, чтобы не случилось, нам не страшно!

Больная почувствовала себя легче, а мое любопытство не выдержало:

- Таня, скажи, если можешь, о чем батюшка так отозвался?

И тут меня ждало духовное потрясение! Она рассказала следующее:

- Я ведь по настоящему православной христианкой только здесь стала. Не стану открывать подробности моей биографии. Скажу просто – замечательно описала в своих книгах Нина Павлова «Пасха красная», «Михайлов день», «Иди ко мне» подвиг и чудо трех Оптинских новомученников нашего времени (когда вы нам читали, плакали все). А еще ей удалось замечательно просто нарисовать портрет советского интеллигента и его тернистый поиск ИСТИНЫ! Так и я искала смысл жизни, читая философов, живо интересуясь культурой, йогой, всем передовым, модным, интересным, как тогда казалось – главным.

Тяжело заболела, сюда попала, слушала все, что вы читали, и аудиозаписи проповедей священнослужителей, святоотеческую литературу, оглянулась, точно автор Н.Павлова сформулировала: позади прожитая жизнь без Бога. Страшно это. Крещена была в детстве. Советская биография: ясли, детсад, октябренок, пионерка, комсомолка. Учеба в ВУЗе. Профессия творческая. Круг интересов бескрайний. В существования «высшего разума» верила всегда. В храме бывала, любуясь и наслаждаясь эстетическим аспектом живописи, красотой песнопений. А позже стали в кругу моих знакомых люди креститься, воцерковляться. Меня мой друг на Литургию с собой пригласил. Ходила, но к вере по-настоящему только здесь пришла.

Теперь очень стараюсь исправить и исправиться покаянием. Готовилась вчера к исповеди. Вдруг в памяти всплыли те дни, когда моя мама стояла, как потом оказалось, уже на самом на краю своей жизни. Так жутко стало, ведь я медлила позвать к ней священнослужителя для исповеди и Причастия…(горько заплакала) Медлила и опоздала.

А потом продолжила:

- Знала теоретически многое из обрядовой стороны православной веры, но сердца в моих знаниях тогда не было. Сегодня же и в исповеди просила Господа, что бы Он простил мою маму, а все ее грехи вменил мне!

Тема какая бескрайняя... Вернувшись, домой я кинулась штудировать доступную мне святоотеческую литературу по этому поводу. И вот, что мне удалось найти:

1. Мы не можем принести покаяние за других, но можем явить к ним любовь молитвой и добрыми делами, которые спасают человека почившего, как и живущего на земле. Значит помолится, исповедаться и причаститься нужно так, как бы не я это делал, а на свое место поставил своего почившего родственника. В этом глубина. Вот тогда эта молитва являет ЛЮБОВЬ!

Это очень хорошо показывает святая блаженная Ксения Петербургская: после смерти своего мужа, она сменила свою одежду, по сути, похоронила себя, но воскресила молодость его. Она надела его мундир и стала называться Андреем Федоровичем. И все она делала ради покаяния. Она всю жизнь каялась за него, всю жизнь делала добрые дела за него, носила кирпичи на строящуюся церковную колокольню ради него, за него. Нужно помнить: когда мы за кого-то молимся, мы поставляем этого человека вместо себя. И спасутся, дай Бог, уже два человека. (Текст привожу со странички Иоанновского монастыря в социальной сети)

2. «Да даст Господь разум и силы друг друга тяготы носить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи братьев, да будут мои» - преподобный Моисей.

Думаю, что можно было бы и больше найти цитат по данному вопросу, но мне показалось это достаточно убедительным.

Прошло несколько месяцев, после того разговора. Вхожу в палату. Замечаю новые иконы. Танюша просит рассказать о том святом, икону которого ей подарила на днях прихожанка нашего храма. Разглядываю: святой держит в руках икону Пресвятой Троицы. Читаю вслух:

- Преподобный Андрей Рублев.

Она ахает от удивления и говорит:

- А я художник по профессии. И никто ведь об этом здесь не знал. Один из любимых моих фильмов Арсения Тарковского «Андрей Рублев». Надо же, принесла в наше отделение и подарила заботливая старушечка несколько икон, а эта досталась именно мне… Господь, даже в таких мелочах, дает нам знак Своего Вездесущия.

Знакомы мы с Таня уже четыре года. Чувствовала она себя удовлетворительно, без особых обострений болезни, но всегда очень боялась:

- Вдруг, в критический момент, молитву не вспомню, Бога на помощь не призову… Немощная я и грешная…

Снова и снова просит снова перечитать «Мытарства блаженной Феодоры», «Мои посмертные приключения» и другие книги на вечную тему.

Старалась она очень, трудилась, не жалея сил над тем, чтобы молитва ее стала не просто повседневным правилом, а постоянной сердечной потребностью. Заметила я, что она перед каждым приемом пищи после общепринятых молитв перечисляет имена людей, о которых молилась о упокоении. Список был не маленький, и постоянно неизменно дополнялся именами тех, кто умер в ее палате. Это для здорового человека огромная духовная нагрузка, а для лежачего больного человека, на мой взгляд, Подвиг Любви.

Пятница. Весна поздняя. Погода резко меняется. Конец марта, а за окном часто идет снег или ледяной дождь. Солнышко давно не улыбалось нам с неба. В отделении почти все больные спят или жалуются на плохое самочувствие. Великий пост. Готовимся к Причастию. Поднимаюсь к Танюше, а она лежит, беспомощно раскинув руки, дыхание клокочущее, воздуха ей явно не хватает. Состояние критическое, но меня узнала по голосу. Говорит тихо, но сил не достаточно для речи. Успевает с большим трудом договорить только одну фразу:

- Прошу, молись обо мне – видимо, уже все…

Соседки по палате молчат, а главное: фоном идет аудиочтение Псалтыри (включила сама Танюша, с молитвой уходит – такая мысль сама собой у меня проскочила в сознании).

Стараюсь поддержать ее:

- Батюшка назначил Причастие на среду. Раньше прийти не может. Жди, родненькая.

Наливаю крещенской воды в бутылочку для питья, но сделать глоток она не может. Еле сдерживая слезы, выхожу из палаты. Больные на первом этаже решают молиться о ней.

Суббота. Заказала сорокоуст о здравии тяжко болящей Т. В хоспис поехать не смогла.

Воскресенье. Приезжая в отделение, как правило, сначала иду в палату к Танюше. Сегодня, если честно, очень боюсь даже спросить о ней. На первом этаже раздала угощения, прошла по всем палатам, почитала, поговорила… Вхожу на второй этаж и у медсестры спрашиваю:

- Как Таня?

- Тяжело. Четвертые сутки не кушает ничего, но пить святую воду потихоньку начала.

Она в полном сознании. Снова звучит Псалтырь. Дышит чуть легче. Слезы душат меня – тяжело смотреть на страдания, но радуюсь ее молитвенному и смиренному настрою.

Рассказала в мужской палате о ее состоянии. Они решают молиться о ней. Трогает до слез.

Понедельник. Не смогла приехать. Батюшка прислал смс: «Молюсь. Помоги, Господи. Приеду Причащать в среду.»

Господи, помоги Танюше дожить до Причастия!

Вторник. Вхожу в отделение. Таня сегодня, Слава Богу, дышит значительно легче. Только что, словно Дюймовочка – две ложки детского питания, покушала первый раз с момента обострения.. Читаю Последование и Каноны.

Мужчины спрашивают о ее самочувствии. Самостоятельно готовятся к Причастию.

Вышла я из отделения – вся поверхность земли покрыта гололедом, как пирожное - сахарной прозрачной глазурью. Идти не возможно. С большим трудом добираюсь до остановки. Автобус может передвигаться только за счет того, что колесами одной стороны ехал по кромке обочины, ломая гололед собственной тяжестью. Дорога в поселок сложная: несколько опасных спусков и подъемов. Дважды чуть не упали в кювет. Молилась всю дорогу. Страшно очень.

Среда. Всю ночь шел дождь, тут же застывая на земле ледяной коркой. Поднялся страшный ветер. Утром увидела в окно: кошку по двору несет ветром как осенний лист. Животное в шоке не понимает происходящего, пытается когтями зацепится за землю, но ничего не выходит у нее… Я живу на шестом этаже, но, по-моему, я смогла четко увидеть глаза кошки, они были огромные от ужаса.

Звоню батюшке. Он благословляет остаться дома. Сам отправляется в хоспис.

Позже сообщает священник:

- ПРИЧАСТИЛИСЬ восемь человек! Танюша первая приняла Святые Дары! СЛАВА БОГУ! Плакала от радости!

Она пошла на поправку! Медики в шоке – такое невозможно объяснить рационально! А в отделении новая традиция – мужчины молятся о Тане и радуются своему со-причастию чуду, явленному Господом для нас...

Дивны дела Твои, Господи! Слава Силе Твоей, Господи!

После этого случая, от Тани поступила настоятельная просьба: читаем Евангелие с толкованием Святых Отцов.

Январь 2018г.

PS: А через год случился такой же приступ. Она была в сознании, задыхаясь, теряя последние силы, шептала:

- Господи, помоги!

Выговаривать слова молитвы было крайне тяжело ей физически. Снова, оказавшись рядом, предложила ей:

- Танюша, помнишь, мы с тобой читали у кого-то из Святых Отцов – в беде, болезни БЛАГОДАРИТЕ ГОСПОДА! Попробуй – СЛАВА БОГУ! По произношению легче, а по духовной силе – бесценно!

У нее получилось!

Я ей читала Каноны… Священнослужитель пришел через сорок минут после моего звонка. Танюша исповедалась и приняла Святые Дары. После этого все последующие три дня в палате наша Танечка без сна и отдыха СЛАВИЛА БОГА непрестанно.

Самая заветная мечта ее сбылась – уходила она из временной земной жизни в Вечность после исповеди и принятия Святых Христовых Тайн с горячей молитвой. Я очень за нее рада, но очень скучаю…

Царствие Небесное


Рецензии
Удивительное и серьезное произведение о необыкновенной душе Татьяны.
Благодарю вас за исповедь🌹
Вспомнила свою маму и мое ощущение, что забыла сделать что- то важное. Поняла сейчас. Пригласить батюшку для исповеди и причастия. Мама мне самой несколько ночей исповедовалась, а у меня малыш до года и две школьницы младших классов. Боялась уснуть, слушала маму ночами и успокаивала. Умерла в 65 лет от онкологии. Мне с 32 лет никто не говорил:" Доченька". Нет, чужие женщины иногда говорили, благодарила их до слез. ❤️🌹🙏

Маленькаялгунья   08.08.2023 22:40     Заявить о нарушении
Светлая память о вашей маме пусть согревает душу, даёт сил для горячей молитвы.
Соболезную вашему горю. Благодарю за доверие и добрые слова !
Желаю вам и вашим близким всех благ на долгие годы в мире и здравии! С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   09.08.2023 08:16   Заявить о нарушении