Колымская трасса. Остановки по требованию Глава 9

Глава 9. Остановка по просьбе первостроителей дороги

   Из книга "Поселок Хандыга. Якутск: Бичик,2009. Серия "Наслеги Якутии"

   Вспоминает  инженер Э.Герлингер

Слово «Хандыга» начало входить в нашу работу по «Дальстрою» с 1938 г.

В 1939—1940 гг. проводились изыскания будущей автодороги Хандыга — Кадыкчан и Томпорук—Эге-Хая. В начале 1941 г. организовалось Алданское дорожно-строительное управление. В марте-апреле санным путем с тракторами из г. Якутска в Хандыгу прибыла первая партия в составе 80 рабочих. Первые палатки и временные здания возникли на берегу Алдана напротив территории техбазы. За лето 1941 г. подготовлены складские места, велась интенсивная разгрузка речных судов. На голое место завозили все: от иголок до автомашин и тракторов, продукты питания и обмундирование.

Вместе с инженером Николаем Дмитриевичем Леоновым, в июне 1941 г. я получил направление на работу в Алданское управление. Весь путь от Кадыкчана до Хандыги, 736 км по тайге и горам прошли пешком. Особых приключений в пути не было, если не считать, что каждую реку и речку приходилось преодолевать на плоту или вброд по пояс в воде, В конце августа прибыли в Хандыгу и узнали, что уже два месяца идет беспощадная война с фашистской Германией.

В сентябре-октябре 1941 г. прибыли основные дорожно-строительные рабочие. Мы приступили к организации дорожно-строительных участков: Алданский от Хандыги до 1000 км и Хандыгский с базой на Россомахе. Со стороны Колымы организованы 4 дорожно-строительных участка: Эмтыгейский, Индигирский, Оймяконский и Кюбюминский.

В зиму 1941—1942 гг. Хандыга была строительной площадкой. Здесь велось строительство жилых и административных зданий, автобазы. Под брезентом громадные штабеля со всеми видами продуктов и техники. Кругом была нетронутая тайга. На месте бани и нефтесклада рос густой кустарник.

Для дорожников зима 1941—1942 гг. была неблагоприятной. От ноября до февраля температура воздуха держалась на уровне — 46 градусов. Но  несмотря на морозы, дорожно-строительные работы велись ежедневно при продолжительности рабочего дня в 10—12 часов. Менее чем за два года создан автопроезд Хандыга—Кадыкчан. Переработано и перемещено вручную более 5 млн. кубометров грунта, построены сотни мостов. Особенно трудно нам далось строительство дороги на 15 км от Хандыги. 20 автомашин возили грунт в это болото. На следующее утро не было видно вчерашней работы, так как весь грунт тонул. Тогда основание дороги выложили двухслойным накатом из бревен и только тогда дали проезд.
Осенью 1943 г. нашу экспедицию перекинули для строительства зимних дорог во вновь открываемый Индигирский горно-промышленный район. Я вернулся в Томпонский район только в 1964 г. За это время Хандыга превратилась в благоустроенный рабочий поселок.

Вспоминает Н.Слепцов


Было начало 1941 г. Мы, 16 человек — десять якутов и шестеро русских — завербовались, как тогда говорили, на строительство дороги. И кто с котомкой за плечами, кто с санками к концу марта добрались до Хандыги.
В то время на месте сегодняшнего рабочего поселка было семь домиков, несколько домов строилось, были палатки. Рабочих было много — заготовляли стройлес. Нас, вновь прибывших, на первое время определили на раскорчевку и расчистку деляны. Работали до 25 мая. Затем 42 человека поставили на строительство дороги. В составе отряда были 31 рабочий, 9 инженерно-технических работников. Начальником назначили Виктора Павловича Лутовинова, а его заместителем — Алексеенко. Национальный состав: 10 якутов, два бурята, двое татар, остальные — русские, украинцы.

Работу начали с реки Восточная Хандыга. Раскорчевывали лес по намеченной линии трассы. участки Через каждые 4 км заложены склады. Продуктов было много. А вот насчет обуви туговато.. Но Работали с 8 до 16 часов. С собой брали только галеты. Иные дни попадались безводные ничего, как-то выходили из положения.
О том, что началась война с фашистской Германией, мы узнали только через 17 дней, когда нам доставили почту. Мы, семеро якутов, рубили лес. За нами шли буровики, топографы.

Выдержки из публикации  А.А. Николаевой - руководителя краеведческого кружка в пос.Хандыга "Хандыга - одна из зон ГУЛАГА"

...Однако рассказ о трассе и ее населенных пунктах будет неполным, если не написать, кто ее строил. Многие гиганты индустрии в 30—50-х гг. создавались усилиями заключенных. При строительстве Магаданской трассы также использовался труд заключенных. Приведу письмо Николая Петровича Климшина, жителя г. Пестово Новгородской области. Он был среди тех, кого осенью 1941 г. привезли в Хандыгу для строительства автопроезда Хандыга—Кадыкчан. Вот некоторые выдержки из писем: «Вас интересуют цифры. Кто из смертных эти цифры знает? Когда нас привезли в Хандыгу, было человек 500—1000, и мы пополнили, это еще на 2 тысячи человек, не больше. После нас были поступления, конечно. Да разве в количестве дело? С 58-й статьей было большинство. В конце войны были власовцы. В Хандыге был лагерь (пересылка), примерно, как Вы пишете, 500—700 человек. Но это число все время менялось, так как основные работы были на трассе. В Хандыге более постоянный контингент был на автобазе, где и я работал. Хотел начертить план Хандыги того времени, но что-то не получается. Сейчас, конечно, многое изменилось».

В письме от 27 марта 1989 г.: «В 1941 г. осенью по реке Алдан из Укулана (Томмот) нас, строителей, около 2 тысяч человек привезли в Хандыгу. В основном, это были бамовцы, так как строительство железной дороги БАМ в Тынде было прекращено. Было начало войны. Рубили просеку, строили бараки,  техника -  пилы, топоры. Жили в палатках, бараках, а иногда у костра. Подсыпка дороги с наступлением тепла осуществлялась на газогенераторных машинах. Экономили бензин. Строительство дороги, конечно, было медленное, условия тяжелые (как у Некрасова «Железная дорога»). Но все же уже в 1944 г. автобаза (где я работал) из Хандыги перебазировалась по новой дороге в Адыгалах. Туда же переехало и управление дорожного строительства. До 1948 г. жил в Адыгалахе, после освобождения приехал опять в Хандыгу, где жил до 1951 г. Женился, родились два сына".

Сейчас уже известно, сколько заключенных трудилось на строительстве участка трассы Хандыга—Кадыкчан. В 1941 г. — 4712 человек, в 1942 — 7587, в 1943 — 2973. Из них одна женщина, 1697 мужчин осуждены за контрреволюционные преступления, имели политические статьи. Эти данные, подготовленные учеными из Московского Мемориала, работавшими в архивах КГБ, я нашла в Интернете.

Многие заключенные прибыли в Хандыгу уже в конце войны и после войны. Они достраивали Магаданскую трассу и поселок Хандыга, пробивали новую дорогу на Батагай (Тополинскую трассу), добывали уголь в Джебарики-Хая, работали в подсобном хозяйстве в селе Бордой. Кто же эти люди, откуда они? В основном, они прибывали из районов, попавших под оккупацию немцев. По данным историка Роя Медведева известно, что в районах, попавших под оккупацию, проживало более 60 миллионов советских людей. После изгнания немцев началась массовая депортация людей из освобожденной зоны оккупации, а после окончания войны — проверка вернувшихся из фашистского плена. Многие из них были репрессированы. Естественно, среди этой категории встречались те, кто заслуженно нес наказание: служившие в карательных отрядах под командованием немецких властей, в зондер-командах, полиции, русской освободительной армии (власовцы).
В результате этих переселений состав населения поселка Хандыга и всего района стал интернациональным. Здесь в 40—50-е годы проживали финны, немцы, поляки, украинцы, белорусы, румыны, чехи, татары, литовцы, латы¬ши, евреи, русские и др. А если попытаться разобраться по статьям, можно сказать, что представлен весь уголовный кодекс страны. Все указанные факты усложняют исследовательскую работу. Необходима большая добросовестность, требуется проверка фактов, документов. К каждому человеку нужно подходить строго индивидуально, так как среди тех, кто оказался в сталинских лагерях и ссылке, наряду с настоящими предателями, преступниками, очень много неза¬конно осужденных и незаконно ограниченных в правах. Начиная с 1956 г., некоторые осужденные реабилитированы со снятием судимости из-за отсутствия состава преступления, другим так и не удалось доказать свою невиновность.
   (Поселок Хандыга. Якутск: Бичик,2009. Серия "Наслеги Якутии)


Рецензии