Глава 5. Дачный труд

Глава, в которой рассказывается о важности физического труда, маминых житейских мудростях, о радости и горестях одиночества.

В мире все люди делятся на тех, у кого есть садово-приусадебный участок и на тех, у кого его нет. Наличие в семье дома с огородом накладывает на всех домочадцев характерный отпечаток «приусадебника»: сильный загар от постоянного пребывания на солнцепёке, сильный прищур от постоянного пребывания на палящем солнце, выцветшая майка и странного вида шляпа для постоянного и безопасного пребывания под солнцем даже когда оно в зените;
крепкие руки и спина от тяжелого физического труда, и спокойная, счастливая ухмылка человека, жувущего в собственном доме по собственным правилам, вскормленном «на всем своём», в любой момент могущим взять да и поехать на речку, а то и поспать после обеда, как дачники делают.

Те, у кого нет приусадебного участка кажутся садоводам людьми без стержня, оторвавшимися от настоящей жизни; человеками, не знающими - чем же им заняться? Нередко, дачники странны и даже нелогичны, изнежены и расточительны на взгляд садоводов.

Странно даже подумать: ехать отдыхать на море! Дичь какая-то. Зачем лететь на самолете, затем ехать на такси, заселяться в гостиницу, чтобы в чужом городе каждый день купаться, ходить строем на завтраки и когда уже устанешь от лежания под солнцем, поехать смотреть дом, где жил местный  художник или царь.

Не лучше ли встать спозаранок, выпить ледяного кваску из эмалированного ведра на кухне, выйти босыми ногами на тёплые доски крыльца собственного домика, громко гаркнуть соседу «доброе утро, соседи!» и окинув гордым взором свою плантацию, идти открывать теплицы и парники?

Согласитесь: отдых на море -расточительство, а отдых на своём участке -прибыль, как ни крути.

Кто-то резонно поспорит: тогда уже не море, а дача. Зачем пахать как сивый мерин вниз головой весь день, не разгибаясь? А на даче и сдрузьями на гитаре у костра можно, и шашлычки, и купание с рыбалкой.

Оно, конечно, так. Детям больше нравится на даче, чем на море. Да только как быть с чувством выполненного долга? Садовод ложится спать со спокойным сердцем. Уставший, но гордый: помидоры ; у него подвязаны, грядки унавожены, пионы окучены, клубника собрана. Дела сделаны.

Дачники беззаботны и беспечны. Поэтому салат у них с пестицидами, а мясо с гормонами. А у садовода все своё и даже молоко у тёти Маши куплено. Садовод к земле близок, а потому знает истину жизни.

Для меня всегда приусадебный труд был тяжёл, иногда непосилен. Я плавал стайерские дистанции, терпение я имею, преодолевать научен. Но, мне также знакома паника от осознания - сколько физического труда мне ещё предстоит до конца дня, чтобы я мог побежать играть с друзьями. Обычно, я был близок к панике к концу второй из трёх бочек воды, которые «кровь из носу» необходимо накачать сегодня. Чтобы согрелись и были готовы к поливу.

Преодолевший это, сохранит самообладание и в тонущем корабле и при психологической атаке капелевцев.

А полив? Как поливают грядки сейчас? Из шланга! Стоишь себе на месте и достреливаешь до грядок и кустов. Синекура. Я имею десятки тысяч ходок. Я до сих пор помню, что полив всего, что нужно полить на участке в 5 соток - 85 леек. Если леек 2, это 43 ходки. Если одна, 85 (!!!) проходок с царапаньем ног об опалубку грядок, с капающей в кроссовок водой... Несколько раз я уходил с этого моего поля боя с позором: я только сбрызгивал грядки водой (чтобы было видно влажную землю), очень быстро - поллейки на грядку. Когда я уходил, оставив морковку и свеклу страдать от жажды, я старался не смотреть на их ботву, укоризненно провожающую меня кивками и покачиваниями.

Это сродни подвижничеству. «Добывание хлеба в поте лица своего». Это мой Австралиан Оупен или Парижский марафон, когда успеешь обдумать все мысли, какие были и какие приходили в процессе. Додумываешь эти свои мысли и голова чистая. Наверное, ради этого взрослые впахивают на огородах: они чистят голову.

Мама любит повторять: «лучший отдых,  Игорёша, это смена вида деятельности». Наверняка, именно поэтому, когда Игореша вырос и стал Игорем, а потом Игорем Александровичем, он часто менял работу. Не иначе, сильно уставал и нужен был хороший отдых. А следовательно, и хорошая смена деятельности. Хотя, сам Игореша до сих пор уверен, что виной тому любимый его писатель Джек Лондон, менявший места работы 16 раз.

Вы должны понимать, труд на участке может быть очень приятным. Например, колка дров. Игореша, ставший в семь лет «единственным мужчиной в доме» имел высокую ответственность и задачу, которую выполнял в доме только он: нарубить дров.

Если ты рубишь дрова, тебе 10 раз скажут быть осторожнее. Тебя не зовут идти качать бочки; поливка, окучивание и подкапывания становятся «не твоим делом». Ты - ЗАНЯТ. Опасной и очень мужской работой. Поленья со свистом разлетаются от четких, выверенных ударов топора. Ты «ставишь» удар «на всякий», представляя себя в центре средневековой рубки. Удар должен быть сильным, чтобы прорубить кольчугу и латы немецкого рыцаря.

Раз! Лиственничное полено, пролежавшее на улице целый год под дождями и снегом, со звоном разлетается на части.

Раз! Кусок трухлявой доски податливо разваливается от легкого касания.

Раз! Свежеспиленная яблоня отбрасывает топор назад, почти без потерь для себя.

Рубка - доброе дело!

Столярные работы. На дедушкином верстаке работа выполняется сама. Здесь есть все инструменты, которые нужны. Клеи, гвозди, уровни, бечевка-все. Для всех инструментов свой чехол, своя полка, своё гнездо на стене. На заводах Тойоты рабочие места оборудованы скромнее.

Я редко чинил стулья или делал половицы. Чаще я приходил с длинной палкой из ствола молодой ивы и намерением сделать удочку. И выходил из чудесной пристройки с готовой удочкой. Словно, это была не хозяйственная пристройка к дому, а магазин IKEA.

Помимо прочего, мне очень нравился сбор ягод. Да, именно потому, что это вкусно. Но, есть два «но»! Облепиха и крыжовник. Это - как говорят в народе «не моя чашка кофе». Для сбора облепихи нужно родиться особенным человеком. Возмужать, опериться, попробовать медвежатины. И изучить Святое писание. Я уверен, что официальной наградой человеку, «обобравшему» одно дерево облепихи, но целиком, должен быть терновый венец из веток этого самого царапучего  плодоносящего дерева в Сибири.

Для тех, кто возможно, не знает - что такое облепиха (кому неведомы настоящие боль и страдания), я немного опишу его: это крепенькое, как правило, с компактной кроной, деревце с твёрдым нешироким стволом и тугими ветвями, покрытыми длинными тонкими листьями. Осенью дерево облеплено мелкими ягодами оранжевого цвета - у Сибири есть свои апельсиновые деревца! Вкус ягод - кисло-сладкий, очень насыщенный. Напитки из ягод облепихи отлично утоляют жажду и дают энергию. Пейте облепиховый сок, но не торопитесь собирать облепиху. Просто, имея Сибирский характер, это небольшое деревце бьется за каждый свой плод. Оно как известный парижский бретёр, прольёт твою кровь ; за любую оплошность, оставив шрамы на всю жизнь.

Игореша прямо перед сбором облепихи обнаруживал в себе невероятные способности к изворотливости, лишь бы избежать многочасового стояния на табурете у дерева с поднятыми вверх руками. И легко соглашался накочать шесть бочек, лишь бы миновать эту свою маленькую Голгофу.

Сбор Крыжовника в смысле уколов в принципе, терпимо. Но мне не нравился вкус крыжовника, а собирать ягоды и не есть их, это не просто издевательство, это бессмыслица какая-то!

Дачный труд немыслим без четкой системы и самодисциплины. Ведь, если, например, не открыть утром парники и теплицы, растения попросту погибнут. А если вечером теплицы не закрыть, растения ночью замерзнут.  Поэтому когда я оставался на даче один, приходилось вставать раным-рано, часов в 6, край в 7. И брести - открывать теплицы.

В будни я открывал и закрывал теплицы сразу нескольким соседям в округе. И сразу узнал - что такое уважение людей. Я из Игореши-шалопая превратился в Игоря. Со мной здоровались иначе, как с равным. Вот это была настоящая награда за труд. Которая часто дороже денег.

Говорить про труд на даче можно очень долго, бесконечно.

Но как бы трудно ни было днём, наградой за труды дневные всегда был вечер, уютный дом, светящийся изнутри тёплым светом домашнего очага. Родные, собравшиеся в одной комнате и читающие свои книги. Вкусная еда, стоящая на столе и безграничный покой и чувство защищенности оттого, что все идёт хорошо.


Рецензии