Незаконченная картина Карла Брюллова

Незаконченная картина Карла Брюллова «Турчанка» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Это произведение написано по возвращению художника из «художественной и литературной экспедиции» на Ионические острова и в Малую Азию, организованной графом Владимиром Орловым-Давыдовым.

В той поездке, организованной меценатом на собственные средства, кроме Карла Брюллова приняли участие архитектор Ефимов и археолог Крамер. Граф всё время вёл путевые заметки, которые позднее были изданы как «Путевые записки, ведённые во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 г.». За это в 1840 году он был удостоен почётной учёной степени Эдинбургского университета.

Турчанка
К сожалению, Брюллов не смог долго путешествовать. В Афинах заболел и вынужден был отправиться в Россию через Константинополь, где пробыл три месяца. Работы этого периода отличаются жизненностью эпизодов, меткостью характеристик, мягким юмором и тонким восприятием национального колорита.

Вернувшись в Россию и, видимо, находясь под впечатлением от поездки, он создаёт несколько интересных картин. В этих работах на первый план выведена восточная экзотика, особенно это чувствуется в незаконченной картине «Турчанка». На ней зритель видит молодую женщину, которая томно, расслабленно возлежит на диване. Дорогие, пестро расшитые одежды оттеняют ее «неевропейскую» красоту.

Прекрасное белое лицо, обрамлённое тёмным волосом, убранными под национальный головной убор, украшает лёгкий румянец на щеках, а свет мягко отсвечивает на лбу. Тёмные глаза девушки очаровывают. Они передают её внутренний мир и становится понятным то, что она добра, чиста, открыта. Белое, практически сверкающее платье создает контраст с очень тёмной накидкой, содержащей золотистый орнамент. Синие простыни, на которых лежит героиня, дополняют цветовую палитру и придают ей разнообразие.

Словом, эта незаконченная картина с восточной красавицей, очаровывает и невольно приковывает взор.

Графиня Юлия Самойлова
Искусствоведы считают, что для этой картины, как и для «Одалиски» позировала одна и та же модель. Все дружно склоняются к тому, что скорее всего это была графиня Юлия Самойлова, с которой художник был очень близок. Брюллов тщательно проработал её лицо в обрамлении огромной турецкой чалмы. Особенно старательно выписан задумчивый взгляд.

А вот сейчас самый удачный момент напомнить романтическую историю любви «Великого Карла» и красавицы-графини Юлии Павловны Самойловой. Её прекрасное лицо можно увидеть на многих его работах. А на бессмертном полотне «Последний день Помпеи» оно и вовсе встречается несколько раз… Смертельная бледность покрыла лицо молодой матери, тщетно старающейся прикрыть своим телом крошку-сына… «Вторая» Самойлова изображена с двумя дочерями, в ужасе прижавшимися к ней. А «третью» можно увидеть в левом углу, где изображён молодой художник, уносящий ящик с кистями, и испуганная девушка рядом – это Карл и Юлия. Её легко угадать в «Вирсавии». Кстати, картина эта в минуту недовольства была прорвана сапогом, запущенным в неё автором. Есть Юлия Самойлова и на картине «Бахчисарайский фонтан»…

Они так и не остались вместе
«…Между мной и Карлом все делалось не по правилам», – сказала однажды Самойлова. Сейчас сложно понять, почему они не обвенчались, хотя слухи такие периодически обсуждались в светском Петербурге. Но тем не менее, они так и остались свободными. Хотя связь их длилась довольно долго. После двадцати лет их знакомства графиня напишет своему возлюбленному: «Дорогой мой друг, я поручаю себя твоей дружбе, которая для меня более чем драгоценна, и повторяю тебе, что никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга».

И всё-таки они расстались. Художник решил жениться на восемнадцатилетней дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм. Однако брак этот продлился чуть более месяца. Почему супруги развелись, никто из исследователей сказать не может. Однако при жизни Брюллова ходило много грязных слухов и в этот момент, когда ему было очень тяжело, появилась Юлия Павловна, приехавшая в Россию по делам наследства от графа Литта. Она помогла забыть удары судьбы своему «Бришке драгоценному», как она называла его в письмах, вернуться к жизни и творчеству, совершенно не заботясь о том, как её общение с опальным живописцем будет воспринято двором и высшим светом.

Но потом они вновь расстались. И теперь навсегда. Перед смертью Брюллову не довелось повидать Юлию Павловну, считают одни. Другие утверждают: они всё-таки встретились. Достоверно известно только одно — это была великая любовь, после которой потомкам на память осталось множество прекрасных работ. И среди них незаконченная картина «Турчанка».


Рецензии