Разведка Ватикана на Востоке

Если вы думаете, что в древности и средневековье люди верили, что Земля плоская и держится на спинах четырех слонов, которые стоят на огромной черепахе, плавающей в Мировом Океане, и ничего не знали о дальних заморских странах, вы глубоко ошибаетесь. Да простолюдины, крестьяне и ремесленники могли верить в то, что за дальним лесом мир заканчивается, а дальше начинается Terra Incognita – неизвестная земля. Действительно их мир ограничивался этими пределами – дальние пастбища, дальний лес и ближайший город. Но люди просвещенные, купцы и священнослужители знали о дальних землях, которые лежат на расстоянии многих дней пути от их стран. И если подвыпивший купец или моряк в какой-нибудь харчевне начинали травить байки о чужедальних странах, о заморских чудовищах и чудесах, то за этим скрывалось желание или скрыть правду о землях, торговля с которыми приносила огромную прибыль, или желание покрасоваться перед людьми, не высовывавшими носа за стены своего города и не ведавшими, как огромен мир, населенный людьми.
Мало кто слышал о миноритах или членах Ордена святого Франциска. Основанный Святым Франциском Ассизским в 1208 г., Орден францисканцев быстро стал разведкой Ватикана. Известные в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии просто как «братья», францисканцы, не имевшие постоянного места обитания, перемещались из области в область, из страны в страну, и ничто не ускользало от их внимательных глаз.
Сам основатель Ордена Франциск Ассизский принял участие в Пятом крестовом походе и помог захватить крепость-порт Дамиетту, которую крестоносцы безуспешно осаждали целый год. Чтобы выведать
планы противника, он проник в лагерь мамелюков, где чуть не погиб. Под стать отцу-основателю были и его последователи…
Копните историю – Джованни дель Плано Карпини, Бенедикт «Поляк», Гильом де Рубрук, преподобные монахи-францисканцы, прошли и проехали тысячи километров из Европы в далекую Монголию. Если вы думаете, что они совершили это турне из любопытства или большой тяги к путешествиям, то ошибаетесь.
Думаете, им дома было нечего делать? Да они с радостью бы читали Жития святых и пили хорошее виноградное вино, а не тащились за сотни и тысячи верст, подвергая свою жизнь опасности. Плано Карпини, между прочим, исполнилось 63 года, когда он предпринял свое путешествие…
Но «an ordo est ordinem– приказ есть приказ!».
И по приказу Папы Римского эти воины церкви отправились в трудное странствие и выполнили свои миссии. И остались от них путевые записки – «История монгалов » и «Путешествие в восточные страны», даже не записки, а разведывательные отчеты обо всем, что видели и слышали на своем пути эти смиренные монахи, и даже рекомендации имеются, как бороться с монголами, представлявшими большую угрозу для Европы
в XIII веке.
И позже монахи-францисканцы отправлялись в дальние страны по приказу католической церкви. Но их «трудная и опасная служба» была сокрыта от глаз широкой общественности.
Мало кто помнит о Джованни Монтекорвино, францисканском монахе, с которого начинается история католицизма в Китае и Индии. С 1272 по 1289 гг. он по поручению Папы Римского ведёт миссионерскую деятельность на Ближнем Востоке, главным образом при персидском дворе монгольских ильханов-чингизидов, потомков Хулагу.
В 1289 г. папа Николай IV, первый в истории францисканец на папском престоле, отправил Монтекорвино еще дальше на Восток. Джованни отправился в Индию, где за 13 месяцев обратил в христианство
более сотни индийцев. Потом неутомимый францисканец в 1294 г. добрался до Ханбалыка – Пекина.
В Китае он развернул бурную миссионерскую деятельность, построил в 1299 году первую католическую церковь в Китае, а шесть лет спустя ещё одну, прямо напротив императорского дворца.
Позже, ему на помощь приехал еще один францисканец – Арнольд Кёльнский, а в 1307 году Папа Климент V направил в помощь Джованни еще семь францисканских епископов и присвоил ему сан «архиепископа
всего Китая». В 1312 году в Китай были посланы еще трое францисканцев.
Перед самой смертью Джованни Монтекорвино посетил еще один брат-францисканец, Одорико Маттиусси из Порденоне, выехавший из Рима в 1316 году и добравшийся до Китая кружным маршрутом через Индию, Цейлон, Суматру, Яву, Борнео и Вьетнам. При храмах Пекина Одорико пробыл три года, с 1324 по 1327, после чего сухопутным путём отбыл на родину.
Всего в дороге брат Одорико провел около пятнадцати лет!
Он, как и Марко Поло, описал свое путешествие в Китай, а также в Тибет, где побывал, очевидно, первым из европейцев. Одорико ссылался на «многих людей в Венеции», которые могут подтвердить истинность его рассказов.
Усилиями Монтекорвино в Китае в начале XIV века было основано несколько францисканских монастырей: три в Пекине и по одному в Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Через венецианских купцов, прибывавших время от времени в Китай, Монтекорвино удавалось поддерживать связь с Ватиканом.
После смерти Джованни Монтекорвино в 1328 году католическая церковь сохраняла присутствие в Китае на протяжении сорока лет, до восстания «Красных повязок». Еще в 1336 году папа Бенедикт XII принимал в Авиньоне состоявшее из генуэзцев посольство от Великого Хана. В ответ на просьбу о направлении в Китай новых настоятелей, Бенедикт в 1338 г. направил в Китай миссию из 50 клириков, во главе с францисканцем Джованни Мариньоли, который прожил в Китае примерно с 1342 по1346 г.
В 1353 г. Джованни Мариньоли вернулся в Рим и привёз с собой письмо юаньского императора к папе Иннокентию VI и засвидетельствовал существование в Пекине великолепной епископской резиденции и множества церквей.
Но не только письма и рассказы о чудесных странах возили с одного конца света на другой скромные, незаметные монахи в серых сутанах. Возили они и разные тайные знания, инженерные новинки и научные открытия. Не случайно считающийся европейским изобретателем пороха Бертольд Шварц также был францисканским монахом.
Францисканцы, несмотря на то, что из-за чумы обезлюдели многие страны, а турки-османы надежно перекрыли Великий Шелковый путь, до конца XIV века не прекращали попыток снова прорваться в Китай. В 1370 г. посланец папы Гильом Дюпре вместе с двадцатью спутниками пропал по пути в Пекин. Есть, правда, упоминание, что в конце XIV века архиепископский престол там занимал францисканец Шарль, француз по национальности, который много сделал для распространения христианства в Китае. Однако он не оставил преемников, и в 1384 г. римский папа объявил об упразднении епископата в Пекине.


Рецензии