Воспитание искусством

Нас с детства воспитывает не жизнь, а искусство.

Можно прочитать много-много духовных книг, полных серьёзных нравоучений, выучить наизусть заповеди Божьи, цитировать Евангелие и Псалтырь… но морали и нравственности нас учит искусство. Не жизнь с её примерами добродетельных праведников, не окружающая среда, полная разврата, пьяниц, воров и убийц. Нет. Нас с детства воспитывает не религия и не реальная жизнь, а искусство. Потому, что только оно обладает  проникающей в душу силой образов, западающих в сознание и формирующих идеи, взгляды, интересы, стили мышления и поведения. Искусство даёт оценку демонстрируемым явлениям, показывая, что является приемлемым и неприемлемым в современном ему обществе.

Все виды искусства – литература, изобразительное искусство, музыка, театр – показывают нам образцы принятой в обществе морали и нравственности, которым вольно или невольно следует основная масса людей. И, возвращаясь к проблеме визуализации, напомним, что «для нас из всех искусств важнейшим является кино»( В.И.Ленин). Ибо воздействие кино сильнее по причине его образности и массовости.

Загвоздка в том, что кино (как и другие виды искусства) не отражает жизнь зеркально, а создаёт собственный мир, иллюзорный, искажающий реальность. И не всегда этот выдуманный мир добродетелен и высоконравственен в современном, в основном атеистическом обществе.

Зачем создаётся этот мир?
Как он формируется?
Всё зависит от сознания деятелей искусства. Они не лжецы, они просто чувствуют духовную сферу человеческого общества и реагируют на её состояние соответствующим образом. Ведь жизнь – это не только и не столько то, что происходит вокруг нас, но, прежде всего, то, что внутри нас, что мы чувствуем и что думаем о происходящем. А художники, артисты – чувствуют тоньше и думают глубже. Такие таланты дал им Господь Бог, и они обязаны не зарывать свои таланты в землю, а служить ими человечеству. Вот они и творят, как могут, как им общество разрешает и в какую сторону их общество направляет – к добру или ко злу, к христианским ценностям, или к бездумному потреблению.

Прежде, чем перейти к кино, рассмотрим работу простого  фотографа. Кажется, что он отображает реальную жизнь без искажений. Но вот он сфотографировал пейзаж с такого ракурса, что неба не видно, всё в полумраке, выглядит грустно и даже пугающе. А вот фото того же места  и в тот же день, но с другого ракурса – небо высокое, ясное, облик местности стал светлым и радостным. Где реальность? Фотохудожник выбором способа показа вложил в две фотографии разный смысл, вызвал разные эмоции и ассоциации. У фотографов существует масса технических приёмов, позволяющих в процессе съёмки и обработки придать реальным вещам  разный облик для выражения определённого настроения – от восторга при виде совершенства сотворённого Богом мира до праведного гнева перед лицом греха.

Ну, а художник с карандашом и красками ещё более радикально изменяет реальность, он уже не отображает её, а творит нечто не существующее, используя природные формы в качестве материала для выражения своих идей. Вы думаете, что Шишкин – реалист? Но где вы видели такие деревья, сосны, дубы? В жизни они мельче и невзрачнее, неопрятнее, травы – проще и однообразнее. А на картине – песня, гимн природе.

Художник может сделать все линии мягкими и плавными, а в другом случае – резкими, нервными, изломанными. Краски могут быть яркими, а могут – приглушёнными. Ое может исказить формы до неузнаваемости, абстракции, если это нужно ему для определённого смысла. Он может передать грусть, забвение, несовместимость, расставание, ностальгию – мы уже в мире идей, а не вещей. Мысли и эмоции художника становятся нашими мыслями и эмоциями. Если на картине изображена обнажённая женщина в соответствующей позе – возникает похоть. Если изображён человек с искажёнными формами, мы напрягаемся, переживаем тревогу, дисгармонию. Происходит вброс адреналина в кровь – этого добивался художник. Произведения искусства делают с нами всё, что хочет автор, ведь  он управляет нашим внутренним миром.

А музыка! Она с первых аккордов уводит нас в идеальный мир, где нет реальных звуков, а есть мелодия или россыпь резких инструментальных тонов – мы сразу попадаем в мир фантазии, сказки. Сказки доброй, умиротворяющей, или тревожной, призывающей к активным действиям.

Кино владеет огромными возможностями вызывать у зрителей разные состояния, уводить их в несуществующий фантазийный мир. Сам сюжет, игра актёров, музыка, архитектура, одежда, украшения, интерьеры, предметы быта, а также манера общения, демонстрируемая актёрами, их поведение и речь – все атрибуты, использованные авторами кинопроизведения работают над созданием несуществующей картины мира.

Телевидение – вроде бы реальные люди в реальной обстановке. Но о чём передача? Поднимаются и раскрываются одни темы, и не затрагиваются другие. Для выступления приглашаются только те люди, которые говорят  так, как нужно для формирования сознания зрителей в нужном ключе. В интернете собраны все виды искусства и мы  сами выбираем те, которые нам по душе – а душа наша уже сформирована встретившимися нам ранее произведениями того или иного жанра. Мы уже научены, воспитаны искусством, оно уже вошло в наше сознание, стало нашим миром, заслонило реальность. Оно уже исказило наш взгляд на мир – мы видим только то, что нам подсказано им. То, что искусство нам не показывает – этого как бы не существует. Хотя реально оно есть, но мы его никогда не увидим, потому что настроены видеть только то, что дано нам в художественных произведениях, мы его ищем, его только узнаём и успокаиваемся – да, это правильно, так должно быть.

Искусство - это искажающие мир очки. Мы настроены видеть иллюзию, фантазию, живём в искусственности, сотворённой искусством. Нам трудно без этих очков, мы без них не умеем видеть и думать самостоятельно. Искусство нас воспитало, образовало, направило в нужную сторону и скорректировало наше видение мира. И без него мы уже не можем жить, даже, если уйдём в пустыню – образы и мировосприятие уже в нас, внутри, они уже не исчезнут до самой смерти.

Теперь, если говорить об идеологии, то надо понимать, что хозяевами мира через современное нам искусство проталкиваются любые выгодные им идеи, даже самые отталкивающие. Через экономическую зависимость они диктуют художникам свою волю. Сильным мира сего не выгодно, чтобы люди жили по христиански, обладали высокими моральными качествами и вели себя нравственно. Им нужно экономически зависимое от них общество потребления не обременённое мыслями о спасении души, а плавающее в греховных помоях. Так они легко продадут свои примитивные товары, не имеющие духовной ценности, и получат прибыль. Вот и живёт народ в иллюзорном мире с искажёнными потребностями, ведомые фальшивыми ценностями.


Рецензии