Баджярамыз - Выполним!

Друзья по школе прекрасно поймут меня. Может быть, даже вспомнят об этом. У всех нас, узббекистанцев,  была одна судьба. С середины сентября начинался сбор хлопка. В школьные годы мы работали на школьных или совхозных полях.  Не выйти в поле можно было только по болезни или по какой-то другой уважительной причине.  Но преподносилось всё это как добровольный посильный труд на пользу Родине.  РОДИНА просила нашей помощи! Мы, конечно, с радостью отзывались на эту просьбу. Перед началом хлопкоуборочной страды проводили общешкольную линейку, на которой  комсомольские предводители из разных классов от имени всех школьников брали на себя ответственность за выполнение каких-то повышенных обязательств по сбору хлопка-сырца. Хорошо помню, как комсомольский вожак из какого-то параллельного класса всегда на линейках бил себя в грудь и со страстью в голосе клятвенно обещал выполнить эти обещания. По-узбекски это звучало как «баджярамыз» - выполним! (сочетание букв дж звучит как латинская j). Имени вожака я никогда не знала. Да и незачем было, поскольку вся школа так и звала его: «баджярамыз». Он даже гордился этим своим «званием».
Никто особо от нас не требовал непосильной работы. А кто хотел подзаработать, работал как вол, по-нашему, по-азиатски, как ишак. И за работу получал вполне приличные деньги. Были такие!
И после окончания школы в нашей жизни тоже был хлопок. Всех студентов и не только их, вывозили в отдалённые районы области. Как правило, жили в каких-то, приспособленных для этого помещениях, в клубах, в лучшем случае, в опустевших сельских школах, ученики которых тоже собирали хлопок. Их доля была ещё более незавидной. Они работали на хлопке чуть ли не с первого класса. К слову, свой первый заработок - два рубля я с гордостью отдала маме ещё во втором классе. Нас посылали прореживать сахарную свёклу. За один прореженный ряд в конце рабочего дня бригадир и принёс мне эти деньги домой, торжественно вручил их в присутствии мамы, пожал мне руку и поблагодарил её за мой честный благородный труд на благо Родины. Я очень гордилась! Просто бригадир так замечательно представил это малюсенькое событие в моей жизни. Думаю, сделал он это из уважения к нашей маме и к нашему отцу! А в третьем классе я собрала и сдала на хирман – приёмный пункт -   10 кг хлопка. Теперь уже я заработала целых три рубля. Ощутимая помощь маме! А с пятого класса это уже вошло в нашу обязанность.


Рецензии