Путь древних тюрков от Кура -Аразской культуры на

Путь древних тюрков от Кура -Аразской культуры на Южном Кавказе до Ямной культуры евразийских степей
В 1944 г. советский археолог Б.А. Куфтин был опубликован первый сводный труд о культуре Южного Кавказа эпохи ранней бронзы (Куфтин Б.А., 1944). Он охарактеризовал памятники Закавказья III тысячелетия до н.э. как представляющие древнейшую земледельческо-скотоводческую культуру края, резко отличную от синхронных культур Ближнего Востока. Им же были определены основные типы и орнаментальные мотивы керамики этой культуры. Учитывая, что в рассмотренных им комплексах металл представлен в ограниченном количестве и архаическими формами, Б.А.Куфтин осмыслил данную культуру как энеолитическую. Он назвал ее культурой "Кура-Аразского энеолита", поскольку почти все известные ему тогда памятники этой культуры концентрировались в междуречье Куры и Аракса (Куфтин Б.А., 1944. С.125. Рис.79). Еще до этого он отмечал, что элементы данной культуры проникают в Западную Грузию и на Северо-Восточный Кавказ (Куфтин Б.А., 1944. С.126). Указывая на неопределенность южных границ выделяемой им новой культуры, Б.А.Куфтин подчеркивал, что как бы эти границы в дальнейшем ни определились, нельзя ожидать, что данная культура окажется простым отпрыском северомесопотамской цивилизации, поскольку ее художественный облик отличается крайне своеобразными чертами, которые полностью отсутствуют во всех известных памятниках Месопотомии, Сирии и Малой Азии Б.А.Куфтин пришел к выводу об определенной связи “куро-аракского энеолита” с малоазийским и всем восточносредиземноморским культурным миром. Он наметил также хронологию Кура-Аразской культуры (не позднее III тысячелетия до н.э.) и сделал выводы об уровне развития хозяйства и социальном строе населения Южного Кавказа исследуемой эпохи   В частности, рассмотрев материалы из памятников внутренней Картли, добытые еще в 1923-1924 гг., и Юго-Осетии, обнаруженные в 1944 г., он показал, что Кура-Аразская культура распространялась до южных склонов Большого Кавказа. Более же существенным было сделанное им заключение о тесной связи и относительной одновременности поздних стадий "Кура-Аразского энеолита" с майкопской культурой.
В начале 60-х годов в результате всех полученных данных был пересмотрен вопрос об уровне развития Южного Кавказа в III тысячелетии до н.э. Стало очевидно, что памятники Кура-Аразского двуречья III тысячелетия до н.э., подобно соответствующим комплексам Восточной Анатолии и Северо-Западного Ирана, относятся не к энеолиту, а к эпохе ранней бронзы, поскольку они характеризуются уже вполне развитой металлургией и производством специфических изделий из медно-мышьяковых сплавов. С этого времени, когда изучаемая культура была определена как относящаяся к эпохе ранней бронзы, ее стали называть просто Кура-Аразской. И это название, несмотря на ее условность, сейчас общепринято в археологии.

Кура-Аразская  культура по мнению археологов существовала  начиная примерно с 4000 г. до н.э. Название культуры происходит от долин рек Кура и Араз.  Самые ранние свидетельства существования этой культуры обнаружены на территории иранского Азербайджана.  В дальнейшем (3000 г. до н.э.) эта культура начала распространяться на Северный Кавказ и евразийские степи (дата начала  распада древнетюркской общности.
В настоящее время эта ранняя закавказская культура охватывает обширную территорию примерно 1000 на 500 км и располагается  на большей части  территории Южного Кавказа (за исключением Западной Грузии), северо-западного Ирана (иранский Азербайджан, северо-восточный Кавказ, восточную Турцию до Сирии.   
Некоторые ученые предполагают, что самое раннее проявление Куро-Аразского феномена следует датировать, по крайней мере, последней четвертью V тысячелетия до нашей эры. Это основано на недавних данных из Овчулар Тепеси, поселения позднего энеолита, расположенного в Нахчыване у реки Арпачай.  Территория этой культуры располагалась на значительной части современного Азербайджана, Армении, Дагестана,восточной Грузии, а также части Ирана и Турции . 
Археологические свидетельства жителей Куро-Аразской культуры показали, что древние поселения были найдены вдоль реки Занги , как показано на наскальных  рисунках в горной местности (Зангезур. Некоторые, поселения были окружены каменными стенами. Они строили дома из сырцового кирпича, изначально круглые, но позже переросшие в прямоугольные конструкции с одной или двумя комнатами.
В какой-то момент эти поселения (гышлаг) и могильники(курганы) этой культуры распространились и за пределы равнинных речных долин в высокогорные районы(яйлаги). Некоторые ученые предполагают, что это расширение демонстрирует переход местного населения от сельского хозяйства к скотоводству.
Ряд курганов, известных как борчалинские курганы, были расположены на левом берегу реки Алазани, и имели высоту 20–25 метров, а в  диаметре 200–300 метров. В них были обнаружены богатые артефакты, например, золотые и серебряные украшения.
Основу экономики составляли земледелие и животноводство (особенно овец).  Они выращивали зерновые и садовые культуры, и, как известно, использовали орудия для производства муки. Они содержали крупный рогатый скот, овец, коз, собак, а на более поздних этапах - лошадей.  До Куро-Аразской культуры  конские кости в Закавказии не находили. Позже, примерно с 3300 г. до н.э., они получили широкое распространение с признаками приручения.
 Население Кура-Аразской культуры обрабатывало медь, мышьяк, серебро, золото, олово и бронзу. Их керамика  была окрашена в черный и красный цвета с использованием геометрических узоров. Виноградарство и виноделие были широко распространены в этом районе с древнейших времен. Самые ранние свидетельства выращивания одомашненного винограда в мире были обнаружены на Гадачрили Горе , недалеко от села Имири (Борчалы), на юго-востоке Грузии ; углеродное датирование указывает на дату около 6000 г. до н.э.  В Шулавери были найдены виноградные косточки V-IV тысячелетий до н.э .; другие, относящиеся к IV тысячелетию до нашей эры, были найдены в Хизанаант-Горе - все в том же «районе Шулавери».
На стоянках позднего Кура-Аракса часто были курганы самых разных размеров, с более крупными и богатыми курганами, окруженными меньшими курганами, содержащими меньше богатства. В этих курганах также находился широкий ассортимент металлоконструкций. Наряду с курганными захоронениями, здесь обнаружены и захоронения в ямах, каменных ящиках и склепах, в нижележащих слоях грунта и поверх них.
Учёные спорят  том, какие языки в древности  были в Кура-Аразском междуречии. Так, например, некоторые учёные считают, что здесь могли проживать  хурриты и урартийцы.  Большинство учёных считают, что  в северо-западной части данного региона издавна проживали предки современных грузин, а в северо-центральном и восточном  регионах предки современных удин, авар, лезгин и других горских народов Закавказья.  С середины  второго тысячелетия  до н.э. к ним могли присоединиться носители некоторых иранских языков (предки талышей, татов и курдов). Но основным населением этой территории были древние тюрки, строители курганов, которые первоначально были охотниками, а начиная с 5,0 тыс до н.э. начали заниматься отгонным скотоводством.  Затем они доместицировали лошадь, изобрели колесо для повозок и начиная с с середины 3,0 тыс. до н.э. в поисках новых пастбищ начали переселяться на северные равнинные  земли Прикаспия. Через несколько столетий они начали осваивать евразийскую степь, где в дальнейшем создали Ямную культуру.


Рецензии