Честь и Дхарма
Само слово «честь» происходит от праиндоевропейского корня -чит, который означает ум, мышление, или понимание. То есть, это, прежде всего, понимание своего я, а также его связей с другими я. Фактически, это признание единства всех индивидуальных «я» и иллюзорности его разделения на индивидуумы, который может быть одновременно и мужем/женой, братом/сестрой, другом/подругой. Осознать и сохранить (передать) эту связь, которая не-связь и было главной задачей, долгом общественного воспитания. Но поскольку это внутреннее единство неуловимо органами чувств, осталась только внешняя форма связей — связи родственников, друзей, подданных, правителей и т.д. Поэтому долг осознавания внутренней связи с «я», стал внешнем долгом отношений, которые не могли не конфликтовать друг с другом — долг друга (честь друга) с долгом службы (честью мундира), долг защитника отечества (честь гражданина) с родственным долгом (честь семьи), долг учащегося (честь студента) с долгом дружбы (честь друга) и так далее. Любое явление, дойдя до своего предела превращается в свою противоположность, дхарма неизбежно становится адхармой, честь становится бесчестием. Помните историю про мальчика, который шел убивать владыку дракона, правителя-деспота его страны, но после убийства дракона, сам занимал его место и становился таким же драконом? Линейное мышление всегда будет попадать в эту ловушку.
Итак, фраза «окажите мне честь» означает: «в ответ на ваше признание нашего с вами равенства я беру на себя обязательство/ долг дружеских отношений, и обязуюсь выполнять их наилучшим образом». «Отдать честь» значит «выполнить свои обзательства». А вот «береги честь смолоду» означает, что молодому человеку как можно раньше следует понять внутреннюю связь в отношениях между людьми, и беречь это понимание, как самую большую ценность в жизни. Жаль, что рано или поздно, это понимание упрощается, в силу линейности базового мышления, и вырождается в натаскивание обществом на определенные нормы поведения, которые в таком виде не могут не противоречить друг другу.
Тем не менее, даже дойдя до своего предела, и превратившись в свою противоположность, оно скрывает за собой свою истинную суть. Эта та самая непротиворечивая суть, которая включает в себя все частные дхармы, виды чести, при этом не являясь ими. Эта суть является сутью нашего мышления (не зря честь связана с корнем «читта» -ум). В Индии она была известна более пяти тысяч лет назад, а в нашу эпоху ее понимание вернул миру Будда Шакьямуни, которая распространилась в учении Будды под названием Дхарма (с заглавной буквы). Примечательно, что учение Будды также называют Дхармой. При всем том, что невозможно дать ей определение, как, впрочем, и понятию честь, оставляя ее лишь в пространстве интуитивного чувствования, для носителей диалектического мышления это не просто нечто совершенно явное и определенное, но и определяющее и мышление, и поведение понимание. Важно знать, что это понимание можно в себе открыть, заслужить такую честь:)
Свидетельство о публикации №221061001591