Глава 13. Берегите умных!

Глава тринадцатая. Берегите умных.

    Грабеж этот вполне способен перерасти в гражданскую войну. В преддверии выборов многие партии и движения ищут популярности и обещают нагнать страху на разбойников. Так, в принятой в январе 1995 года программе КП Российской Федерации записано, что в случае прихода к власти коммунисты обязуются "ужесточить карательные меры в отношении лиц, занимающихся... спекуляцией, коррупцией, распродажей природных ресурсов..." При наиболее последовательном и бескомпромиссном подавлении преступности едва ли не половина нынешних коммерсантов и руководителей производств должна оказаться в могиле или за решеткой. То есть — бойня неминуема. Куда ни кинь — всюду клин!
    Правда, есть одна спасительная тонкость. Многим разбойникам ни гражданская война до полной победы, ни эмиграция не кажутся лучшим выходом. И наоборот, в бряцающих оружием партиях и движениях зачастую наиболее авторитетны... те же "юридические лица". И пока самым здравомыслящим из них удается поддерживать баланс сил, планы продажи черноземов мафии или угрозы массовых расстрелов предпринимателей в исполнение приведены не будут.
    Есть время для мирного выхода из кризиса. Понятно, что, прежде всего нужно восстановить национальный - не узкопартийный и не компрадорски - "демократический" — контроль над экономикой. Лучше всего это смогут сделать правильным образом организованные специалисты-профессионалы. И вот уже о необходимости создания крупных производственных и иных структур финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, концернов, трестов — из номера в номер говорят авторы "Финансовых известий", других изданий. Еще в 1993 году в журнале "Вопросы экономики" прозвучала мысль об образовании государственных корпораций. Впрочем, суть — не в вывеске.
    Деваться-то некуда. Без воссоздания крупных структур, без объединения предпринимателей и производственников не прекратить глумления над отечественными финансами, издевательства над рублем.
    Ведь что сейчас происходит? Представим себе, что к магазину подъехал грузовик с арбузами. Хозяин приглашает грузчиков. Те выстраиваются в цепочку и начинают перебрасывать арбузы из рук в руки — от автомобиля до магазина. Хозяин, как и положено, рассчитывается по окончании работы. Все довольны.
    Но вот к такому автомобилю подходит экономист-"демократ" и уговаривает грузчиков "приватизировать" свое место в цепочке и требовать расчета не от хозяина, а от ближайшего партнера; а если тот денег не даст, арбуз дальше никуда не кидать. Грузчики, предположим, не только охотно соглашаются, радуясь, что у нас наконец-то появляется ры-нок, но и начинают заламывать друг с друга несусветную цену. Идут распри, приостанавливается работа. В итоге — ни арбузов нет в магазине, ни денег — у грузчиков.
    Но ведь точно такая же схема опробована экономистами - "демократами" в нашей промышленности! "Приватизировались" не технологические цепочки как единое целое, а отдельные "рабочие места" в них. Вот и творится бедлам.
    И разве не в распрях, не в желании каждого директора-"хозяина" урвать побольше денег у партнера по технологической цепочке причина фантастических неплатежей? Разве — не здесь бьет ключ, из которого вытекает ручей "теневой экономики"? Разве не в этом - истоки развала финансов?
    Исчезают не только деньги, но и сложнейшие виды продукции. Еще в конце 80-х экономист В. Якушев предупреждал: "Мы делаем сверхгрузоподъемный самолет "Мрия". В его проектировании и создании заняты сотни заводов, сотни тысяч людей. Они связаны друг с другом технологическим процессом создания самолета и поэтому зависимы друг от друга... А представьте себе, если какое-то предприятие, задействованное в создании само-лета, откажется от поставок нужного оборудования, так как есть более выгодный заказ, или, чего доброго, разорится и прекратит свое существование. Обрадует ли это тех, кто находится с ним в одной технологической цепи? Ясно, что нет. Вот почему рыночные, товарно-денежные отношения между производителями в данном случае не помогают, а мешают общему делу, и они заменяются планомерными, административно-регулируемыми отношениями как более эффективными". И добавлял: во всем мире заменяются.
    И сейчас уже приходится вести речь о самом элементарном, насущном — о возможности россиян в обозримом будущем пользоваться электричеством, газом, иметь отапливаемое жилье. Вот что сообщает генеральный директор "Мордовэнерго" С. Чебанов: "На протяжении уже многих лет в электроэнергетике страны не введено ни одной крупной электростанции, не проводится замена оборудования. На глазах у всех глав администраций областей и республик разваливается сельская энергетика, которая раньше финансировалась из госбюджета. Тысячи километров магистральных и распределительных теплотрасс по стране пришли в негодность... Похоронив энергетику, никого уже хоронить не придется". Как видим, без крупных производственных структур, концентрации капиталов в форме корпораций нам просто не обойтись!
    Но если это понятно многим, то, почему дело — ни с места? На мой взгляд, общество должно предварительно решить один важнейший социальный вопрос.
    Понятие "хозяин" допускает два основных толкования: собственник-владелец и умелый распорядитель-управляющий, человек дела. Поддерживая перестройку и реформы, значительная часть народа склонялась ко второму толкованию: ведь очень многие тогда ругали именно дурное управление. Но правящая элита настаивала на первом толковании: бардак кругом, потому что руководители, мол, не имеют права по своему усмотрению распоряжаться ресурсами, ничем не владеют. Власть победила. Вместо управленцев-умельцев мы получили "хозяев-паханов", самодержцев. Строй сменили, а дурное управление дурным и оставили.
    Теперь нужен обратный переход — от "паханов" к умельцам. Но многим руководителям ясно, что из корпораций они просто-напросто будут выгнаны — из-за собственной управленческой бездарности и моральной нечистоплотности. Есть страх лишиться не только награбленного добра, но и общественного положения.
    Мне представляется разумным такой вариант: с правящей элитой и даже в целом со страной "юридических лиц" общество должно заключить своего рода пакт о ненападении. Приемлемой была бы не конфискация всего, что они умыкнули, - без гражданской войны это просто невозможно, — а, наоборот, предоставление им, как когда-то поступили с потомками миллиардеров на Западе, гражданского статуса уважаемых и обеспеченных рантье. Но только предоставление статуса, а не какие-то дополнительные вспомоществования: сотни миллиардов долларов разбойники и так уже распихали по карманам и банковским счетам.
    С другой стороны, и "юридическим лицам" не стоит зарываться. Россия не может им предоставить такие богатейшие "райские кущи", какие предоставила Америка потомкам империалистов. Лучше — знать меру, вовремя остановиться. Иначе, при катастрофе, есть риск все вообще потерять — вместе с умной головой.
    К оформлению такого договора могло бы подтолкнуть людей национально ориентированное правительство. Но есть и еще одна важнейшая проблема. Крупные производственные структуры могут хорошо управляться постольку, поскольку существует четкая об-ратная связь, строжайший учет и контроль за всеми звеньями. Подчеркиваю: за всеми. Грубо говоря, центр должен идеально представлять себе обстановку на местах, а низы хорошо знать, что замышляется наверху.
    Для этого требуется нешуточная материальная база: современные коммуникационные сети, компьютерные системы, множество видов электронного оборудования на каждом участке. Но тут, по выражению Бунина, вся Россия — деревня. КПСС просто не хотела ничего этого создавать, наоборот, учет и контроль с годами все больше разваливались. Как теперь шутят предприниматели: "Из всех горизонтальных и вертикальных связей осталась одна телефонная, да и та подводит". И создать эту базу — пока явно не по карману разграбленному государству.
    Но лишь после такого восстановления управления можно будет говорить о знаменательнейшем событии, о мирном прощании с правящей элитой, первые ростки которой проклюнулись еще при диктаторе. В сущности, можно будет говорить о прощании с мифологизацией Сталина то ли как святого, то ли как сатаны, о подлинном преодолении культа личности — его и его "наследников".
    Не утопия ли — мои предположения? Есть надежда, что мирный выход из кризиса — реален. В нынешней смуте имеется один удивительнейший аспект: стремительное массовое экономическое самообразование россиян. Миллионы людей уже выучились азбуке дикого рынка, зная которую, можно легко и безнаказанно варварски разрушать наше государство. "Демократы", по-прежнему повторяющие с телевизионных экранов и парламентских трибун одни только рыночные азы — а не похоже, чтобы они выучились чему-то более серьезному - многими уже воспринимаются как малограмотные и безнадежно отсталые люди. Ведь вовсю идет процесс освоения интеллектуальными пролетариями экономической классики второй половины двадцатого века. Процесс обретения тех знаний, с помощью которых можно охранять и созидать Отечество.


Рецензии
Очень даже актуально!
С неизменным уважением, Лилия.

Лилия Казакова-Шерер   28.01.2023 20:46     Заявить о нарушении
Спасибо!

Юрий Евстифеев   28.01.2023 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.