Отец писателя Леонида Андреева

Отец писателя
Николай Иванович Андреев (1849 – 1889)

К сожалению, об отце Леонида Андреева - Николае Ивановиче - мещанине «в звании частного землемера и таксатора», а также о его родителях, известно очень мало. О происхождении рода Андреевых ходят легенды.
20 января 1972 года старший сын Леонида Андреева Вадим писал (литературоведу) Л.Н. Афонину:
«После того, как я в первый раз прочёл «Дворянское гнездо» - отец сказал мне: «Вот и мы, Андреевы, связаны с Дворянским гнездом, и время то же – 1840-е годы». От него же слышал фамилию Карповых. И как я понял – Карпов - фактический отец Николая Ивановича. . Не помню уже, где я вычитал, что один из Карповых был послом при Богдане Хмельницком и что Карповы – рюриковичи. Однако Карповы – фамилия, вероятно, довольно распространённая, и орловский Карпов, быть может, к московскому послу XVII века никакого отношения не имеет. Если, действительно, ни в каких документах, связанных с Орловской губернией, нет имени помещиков Карповых, то не знаю, что и думать. Кроме того, отец упоминал, что однажды, в очень трудную минуту он обратился за помощью к родственникам своего деда Нилусам – м[ожет] б[ыть], эта ниточка приведёт к Карповым?»

В дворянских родословных книгах Орловской губернии, хранящихся в ГАОО, записано, что первые земельные владения здесь появляются уже в XVI—XVII вв. К числу первых орловских землевладельцев относятся и Карповы.
В Орловской губернии было несколько семей помещиков Карповых. В журналах Орловского Дворянского Депутатского собрания хранятся прошения о внесении в 6-ю часть Орловской дворянской родословной книги (эта часть считалась самой привилегированной) детей «Коллежского советника и Кавалера Дмитрия Ивановича Карпова» с доказательствами древности их рода3. Есть и другие интересные сведения об этих дворянах из Болховского уезда нашей губернии - Дмитрии Ивановиче, его жене Марии Михайловне и их детях: Николае, Елизавете, Аркадии, Павле, Наталье и Сергее.
Известно, что младшая дочь Карповых Наталья стала женой мценского помещика Александра Петровича Нилуса, матерью православного писателя Сергея Нилуса. Второй её сын, Дмитрий Нилус, был членом Орловского окружного суда, позже Московского окружного суда, в котором некоторое время служил и Леонид Андреев. Скорее всего, именно Дмитрий Александрович Нилус помог в трудный период жизни внуку своего родного дяди – одного из братьев Карповых.
В 2000 году старший научный сотрудник Государственного литературного музея И.С.Тургенева Лидия Валентиновна Иванова высказала предположение, что отцом Николая Ивановича Андреева мог быть Аркадий Дмитриевич Карпов.
Учитывая факты, которые приводит в своём дневнике Леонид Андреев (см. ниже), и, соединив их с найденными архивными документами, можно уже с полной уверенностью сказать, что отцом Н.И. Андреева действительно является А.Д. Карпов.
В книге Л.Н. Кен и Л.Э. Рогова «Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками»6 есть ссылка на юношеский дневник писателя. В нём он пишет, что отец «был незаконнорожденным сыном некоего Карпова, представлявшего собой чистейший тип русского большого барина и хлебосола, бывшего одно время предводителем орловского дворянства и погибшего от своей излишней склонности к женщинам, одной из которых, Барышниковой, своей брошенной любовницей он был отравлен. История его связи с моей бабушкой проста: он был помещик, она крепостная девушка-красавица, она ему понравилась, и через девять месяцев на свет явился мой отец. Впрочем, как говорят, он очень любил бабушку, и даже собирался жениться, да судьба как водится, помешала: ради поправления своих расстроенных финансов и поддержания дворянской чести ему пришлось жениться на каком-то уроде, всё достоинство которого состояло в ста тысячах приданого. Бабушку он для очистки совести выдал за какого-то сапожника и, давши отцу кое-какое образование, умер».
Аркадий Дмитриевич Карпов, хоть и не был предводителем дворянства, но назначенный «с Высочайшего соизволения», был членом по крестьянским делам Присутствия, с 1861 года занимался самыми важными и трудными делами, связанными с проведением в жизнь реформ по отмене крепостного права в губернии. А.А. Фет называл его «губернским умником», человеком, приверженным ко всему, что считалось передовым. Сотрудники местного жандармского отделения утверждали, что Аркадий Карпов первым в Орле провёл «идею нигилизма».
В январе 1849 года в «Орловских губернских ведомостях» появилась информация: «Поручик Аркадий, чиновник 14 класса Николай и несовершеннолетний Сергей Дмитриевы Карповы продали Ротмистру Лукьяну Ильину Константинову Орловского уезда сельцо Денисово»10. Но сумма, вырученная от продажи и разделённая между братьями, видимо, не поправила финансового положения молодого поручика А.Д. Карпова, и вскоре он женился.
15 декабря 1851 года у Аркадия Дмитриевича и Татьяны Михайловны Карповых рождается дочь Мария; 5 декабря 1852 – Наталья; 1 февраля 1855 – Елисавета; 18 октября 1856 – Юлия; 22 марта 1860 – сын Дмитрий. Семейная жизнь не складывается. Уже в начале 1860-х годов Аркадий Дмитриевич Карпов проживает в селе Каменка Болховского уезда с Екатериной Никаноровной Барышниковой (урождённой Шеншиной).
Екатерина Никаноровна была замужем за болховским помещиком Николаем Петровичем Барышниковым, но бросила его. Местное общество считало её «завзятой нигилисткой», причём не в самом лучшем смысле этого понятия. В известном деле «О распространении нигилизма среди дворянства Орловской губернии» о ней сказано: « занимается распутством».
Эта скандальная история дала повод считать Н.П. Барышникова прототипом главного героя романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». П. Россиев в «Московских новостях» от 22 августа 1908 года писал: «В Лаврецком старожилы Орла видели Николая Петровича Барышникова. Личная жизнь его была надтреснута». Надо сказать, что И.С. Тургенев был знаком и с семьёй Карповых, и с семьёй Барышниковых. В юности Тургенев был влюблён в Лизочку Карпову, родную сестру А.Д. Карпова.
1 октября 1864 года И.П. Борисов писал И.С. Тургеневу:
«А у нас в Орле Аркадий Карпов покончил жизнь ужасно. Говорят, целый месяц ежеминутно провёл в ожидании».

Леонид Андреев в дневнике указывает на то, что Карпов умер «давши отцу кое-какое образование». Действительно, в 1861 году Николай Иванович поступил в Орловскую мужскую гимназию на довольно престижные землемеро-таксаторские классы. Учились в этих классах по 6 лет, набирали всего по 5 человек в год. И решающую роль при поступлении могла сыграть «протекция» А.Д. Карпова. В ноябре 1866 года (за год до окончания обучения) экзаменационная комиссия землемеро-таксаторских классов принимает решение: «Испросить у господина управляющего межевым корпусом разрешение на выдачу ученику Николаю Андрееву стипендии по восьми рублей в месяц по вниманию к его крайней бедности»16. Скорее всего после смерти А.Д. Карпова помощь «побочному сыну» прекратилась, чем и было вызвано появление этого документа. Стипендия была назначена, обучение продолжилось, и 25 октября 1867 года «18-летнему мещанину Николаю Андрееву» было выдано свидетельство об окончании землемеро-таксаторских классов.
Согласно этому документу Николай Иванович родился в 1849 году, фактически перед самой женитьбой А.Д. Карпова, что подтверждает дневниковые записи Леонида Андреева. Ранее годом рождения Николая Ивановича считали 1847 год.
Вскоре после окончания землемеро-таксаторских классов Николай Иванович познакомился с весёлой, жизнерадостной, обладающей неистощимой фантазией девушкой – Настенькой Пацковской. Между молодыми людьми вспыхнуло большое чувство, и 25 октября 1870 года они повенчались в Успенской (Михаило-Архангельской) церкви.

В ГАОО хранится «брачный обыск» № 30, в котором также указывается возраст «брачующихся»:
«Жених - мещанин, в звании частного землемера и таксатора, Николай Иванов Андреев православного вероисповедания жительствует в приходе нашей церкви.

Невеста - дочь умершего Губернского Секретаря Николая Гаврилова Пацковского девица Анастасия Николаева православного вероисповедания.
Возраст к супружеству имеют совершенный, и именно жених двадцати одного года, а невеста двадцати лет».

9 (21 августа) 1871 года у молодой четы Андреевых родился сын Леонид. Анастасия Николаевна так вспоминала об этом времени: «Скажу откровенно, в год рождения Леонида и после частенько мы с мужем голодали»19. Они с трудом выбрались из нищеты – Николай Иванович поступил на службу в Орловский городской общественный банк, построил дом на 2-й Пушкарной и начал обзаводиться хозяйством.
Несколько лет понадобилось Николаю Ивановичу, чтобы выстроить свои «хоромы», выделявшиеся среди соседских домишек. Просторный (в 10 комнат) дом на высоком каменном фундаменте был украшен затейливой резьбой. Местные жители называли дом Андреевых «барской усадьбой». Николай Иванович был для своего времени довольно прогрессивным и увлекающимся человеком, интересовался всем новым. Эти качества были присущи и его старшему сыну. На чердаке отец писателя соорудил телескоп и часами смотрел на звёзды.
В автобиографии Леонид Андреев писал: « отец мой был человеком ясного ума, сильной воли и огромного бесстрашия, но к художественному творчеству в какой бы то ни было форме склонности не имел. Книги, однако, любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и той проникновенной любовью, источник которой находился в его мужицко-помещичьей крови».
Любил Николай Иванович и пошутить, подчас эти шутки были довольно небезобидными. «Так пришивал пьяных к тюфякам, на которые их клали, и пришивал очень крепко; связывал веревками им ноги, после чего будил их самым неожиданным и диким образом: то ударит в железный лист, то затрубит в трубу, то обдаст всех холодной водой. И от души смеялся, когда кто-то из них вдруг вскочит на ноги и тут же упадёт опять; а кто спьяну, не поняв в чём дело, потащит за собою тюфяк».
В детстве Леонид принимал участие практически во всех проделках отца. И именно от отца унаследовал любовь к розыгрышам и мистификации. В старших классах гимназии молодой Андреев начинает задумываться о жизни и ведёт длинные и частые беседы с отцом, которые скоро прекращаются в связи со смертью последнего.
Умер Николай Иванович 19 мая 1889 года. Ему было всего 40 лет. Это произошло скоропостижно и неожиданно для всех. Утром Николай Иванович уехал на службу в банк, а через несколько часов туда срочно вызвали Анастасию Николаевну и Леонида, которому отец успел сказать, что все заботы о семье и матери он оставляет на него. На похороны Николая Ивановича пришло много народу. Несмотря на все его причуды, в городе его знали и любили.
Судьбы отца и сына Андреевых во многом схожи. Многое Леонид перенял от своего отца: увлечение книгой и созидательным трудом, любовь к природе, страстное желание свободы и признания, преданность близким, постоянная ответственность за их благополучие. Николай Иванович, как никто понимал своего старшего сына и гордился им.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии