Бес и Ангел

   Бес мыслил, но бессмысленно, шаркая конечностями, изрекая из уст неясное мычание, надвигался он на город как дождь с градом, дождь со снегом и ещё немного дождя; штормовое предупреждение срывало с окон недосушенные простыни, а бес мчался, выхватывая их из вихря ветра, разрывая на тысячи мелких кусочков, и вновь выбрасывая, вбрасывая в грозовые облака, и с них на землю шёл снег, дождь, град и ещё немного дождя…

   На одной из крыш, там где обыкновенно не было никого, кроме стайки серых голубей, издалека наблюдая за разбушевавшейся непогодой, не двигаясь, сам похожий на голубя, стоял молчаливый столб света с крылышками. Взгляд его, туманно-жемчужный, отражал в себе то малое количество света, что прорывалось сквозь чернеющее седое небо и падало на загорающиеся один за другим окна, дома, крыши… Ночь входила в город в спешке, куда-то ненавязчиво торопясь. В воздухе висел неприятный запах асфальта, горелый, тухлый, словно где-то молния задела и обрубила провода, заставив их искриться. Напряжение росло, и вот, бес подлетел к дому, на крыше которого расположилась его полная противоположность.

- Вам должно быть безумно одиноко на этом островке света, в мире в котором о вас вытирают ноги, и где каждый встречный не идёт в церковь, - шипя проронил бес, язвительно выдёргивая из окна верхнего этажа свежекупленные занавески. - Вот мне хорошо! Мне всегда хорошо! Боюсь однажды оказаться на вашем месте!

   То, что было светом, и называлось ангелом, ни капли не смутилось этой встрече, этим словам - ветер гнал тучи к дому, на котором эта встреча случилась, и, так или иначе, оба они, встретившиеся случайно, скоро окажутся под дождём, намокнут, и, в сумерках, их будет не отличить одного от другого.

- Боюсь однажды оказаться на ВАШЕМ месте! - повторил бес, мысленно представляя, как светлая фигура проваливается небытие. Ответа всё не было. - Вы даже разговаривать разучились… Или не имеете права?

   Голуби обеспокоенно сорвались с крыши, предчувствуя неладное. Раскат грома эхом прокатился по действительности, и в небе засверкали грозные молнии.

- Скучно с вами, ей Богу! - расхохотался бес. - Вот люди другое дело! Шепнёшь им на ухо любую дрянь…

   Гнев грома заглушил слова беса, но главная мысль его была понятна.

- …а вот если ты окажешься без крыльев, ангел, что с тобой будет? Провалишься куда-нибудь или так и останешься стоять монолитом без цели и мысли?

- Без крыльев?

- О! Посмотрите-ка на него, заговорил!

- Без крыльев ты далеко не улетишь, а я пойду по земле пешком.

- Ох-ох, не смеши меня!

- Наличие крыльев не определяет твою важность. Как и их отсутствие. И даже если от меня нет особого толка на этой крыше, от порванных занавесок его больше не становится.

   И, так или иначе, среди дождя, две неотличимые фигуры будут равны друг другу ровно так же, как ровны друг другу тьма и свет в этом мире. Равновесие нарушает не тьма, не свет, а зло, таящееся в них. Так зол может быть светлейший на первый взгляд человек, и добр тот, кто под покровом ночи кажется другим чудовищем…

- К чему эта проповедь, несчастная птица?

- Тебе ни к чему… А кому-то она станет обидным упрёком.

- А вам ангелам по статусу не запрещено… Того, этого… Упрекать?

- Упрёк ли, удар ли?… Главное иметь дар созерцания, и тогда зло, вокруг которого строится твой мир, будет открыто чужому взгляду. Что ясно, то безобразно или нет, может быть разрешено. Решено. А значит, шаг за шагом, мы вернёмся к той самой точке, с которой начали — ты будешь срывать чужие занавески, а я так и буду стоять на крышу. Лишь мир вокруг нас будет другим, а сами мы, как бы мы не стремились к изменению, останемся прежними.

   Бес, крыльев которого не было видно в заполонившей пространство темноте туч, ещё раз, в последний раз, засмеялся:

- И в чём же тогда смысл всего того, что ты пытался мне сказать?

- Любую магию разрушает внимание, на неё направленное.

- Ох-ох!

- И если ты не знаешь, бес…

- М?

- Ангелы в ночи не тухнут. Не тлеют. Не сгорают. Ангелы светятся при свете дня и шуме дождя так же, как и в любое другое время.

- К чему…?

- С чего ты взял, что ангел тот, кто отражает свет?

   И свет пропал. Вот света нет… Две одинаковые фигуры, размытые дождём, теряются на одинокой крыше...


Рецензии