Воспоминания длиною в жизнь

Глава 10

Очнувшись и увидев самых родных её сердцу людей, она хотела что-то сказать, но не получалось, рука опять была зафиксирована, капала система. Она смотрела на мужа, сына и улыбающуюся дочь.

- Мамуль, всё хорошо, но её прервала вошедшая врач.

- Катя, Катюша , я ведь предупреждала никаких волнений . Вот где успела так понервничать ? Это криз - тебя дорогая вывели из него, теперь все хорошо будет, взмахнув, халатом, как белым крылом, она вышла из палаты.

Глядя на мужа, Катя почувствовала его волнение . Собравшись с силами, спросила .

- Что- то с отцом ? Совсем плохо ? -

- Да –

- Иди к нему, с ним будь, я под присмотром -

Предупредив медсестру, что уходит, он быстрым шагом пошёл к выходу. На следующий день муж с сыном пришли почти в одно время, но телефонный звонок, заставил Владимира покинуть стены клиники. Умер отец.

- Я пойду – сказал он Кате. А ты оставайся с мамой, если будешь нужен я позвоню. Она хотела ему напомнить, как всё сделать, но он ,поцеловав жену, ответил.

- Я всё помню, что где лежит, что и как всё сделать, не переживай. - погладив её по голове быстро вышел из палаты.


Позже уехал и сын после звонка мужа, она осталось одна и воспоминания захватили её. Она вспоминала, как со свёкром ходили на рыбалку, как он варил уху и учил её коптить рыбу. Ей будет его не хватать, она скорбела о хорошем человеке.

Выписавшись из больницы, она чувствовала себя плохо. К этому прибавилась жуткая депрессия. Ей было всё безразлично. Её тело не хотело слушаться, нога волочилась, от этого она себя чувствовала ущербной, и ей становилось не по себе.


Чтобы вывезти жену из этого состояния, Володя повёз её на природу, к воде. Он знал, что река изменит её психологический настрой. А рыбалку, которую она так любила, вообще используют, как медицинскую терапию. Раньше она могла дать фору любому заядлому рыболову. Сейчас, конечно, многое изменилось, но хуже от этой вылазки не будет – так думал Володя, собираясь на природу.

Нашли хорошее место, он посадил её у воды на мелководье , а сам пошёл за спиннингом. Она попала в свою стихию. Отступили куда-то волнения, заботы, здесь она отдыхала душой и телом. Рыбалка - это возможность посидеть в тишине, слиться с природой и ощутить , как быстро летит время, как много мы не успеваем. Здесь время как будто остановилось. Она была благодарна мужу за такой подарок. Поймав несколько рыбок, она потянулась за садком, да и свалилась нАбок прямо в воду. Встать не могла, не было сил, так и лежала, пока не прибежал муж. Подняв её из воды и отряхнув от песка и мелкой гальки, спросил .

- Домой ?-

- Нет посади меня подальше от берега и всё -


Он знал, что она очень любила рыбачить ещё с молодости . Так, потихоньку он стал её вывозить, она долго сидела и смотрела на воду , только когда глаза привыкали к движению воды, она начинала рыбачить Однажды они поехали к сыну ,который уже второй день был с ночёвкой с друзьями , подъехав к ним, она увидела все знакомые ей лица и радостного сына .

Сын напоил её чаем с травами и сказал, что пока будет в лагере . Катя с мужем отъехали чуть дальше искать место для рыбалки, берега были крутыми и только на одном месте была ровная широкая площадка насиженное место с вырубленными ступеньками .


Они спустились, и муж усадил её ,посмотрев все ли нормально и только потом поднялся наверх. Место было чудным. Ей казалось , что здесь она набирается сил и здоровья. Забросив удочку, она ждала, когда голодная рыбина подплывёт и съест наживку.

Улыбалась, вспомнив выражение, что рыбалка, как любовь, вечные волнения: клюнет- не клюнет, поймаешь- не поймаешь и что поймаешь? Что её заставила встать, она даже сейчас не сможет ответить на этот вопрос, но нога не послушалась, и она улетела в воду , глубоко и лишь свет наверху давал возможность понять куда нужно двигаться, она выплыла на поверхность, но подплыв потихоньку к берегу, поняла, что она не сможет даже подняться , глиняный крутой берег стеной был перед ней , плыть обратно тяжело, трава цеплялась за одежду , (так как весна заканчивалась одеваться пришлось тепло ). Она заорала, как птица гагара: - Володяяяя!!!!!-
Услышав крик жены, он кинулся к берегу, картина перед ним стояла , поистине, смехотворная. С лопухами и с кучей подводной травы , из воды торчала голова жены
Он вытащил её буксировочным тросом , волоком по глинистому крутому берегу и поставив на ноги, хотел отругать, но её вид вызывал только улыбку.

Но самое странное и необъяснимое произошло потом. Пока муж смывал с Кати глину , они увидели как из-за поворота к ним бежал сын , неся охапку сухой одежды. Положив её в открытый багажник спросил.

-Ты как, мам?-

- Сынок, это откуда ? - спросила изумлённо Катя, дрожа от холода

- Мам, ты же сама позвонила и сказала, что упала в воду ,нужна сухая одежда - они с отцом переглянулись

- Этого не может быть - и стала вынимать из кармана, расстегнув молнию на нём, свой телефон, достав его, она показала, как из него вытекает вода.

- Но ты позвонила и сказала, что нужна сухая одежда - не унимался сын - я сразу у ребят стал собирать

- Успокойся, это мой Ангел-хранитель опять меня уберёг – ответила Катя .
Её переодели в сухое, напоили горячим чаем , а выстиранная мужем её рыбацкая одежда, была развешена на деревьях.

Когда супруг пошёл доставать все что она утопила, у него от страха всё внутри холодело, глубина была около четырёх метров, без того уже седые волосы, побелели ещё больше
Так закончилась ещё одна её рыбалка. Её уже не первый раз спасало умение отлично плавать и нырять.

– А я ведь в воде чувствовала своё тело- так думала Катя, сидя в машине, направляясь домой.

Мать стала капризной , даже очень , дед старался просто уйти из дома. Так как Катя не могла помогать матери, ей пришлось опять нанять помощницу, она попросила свою бывшую сиделку, порядочную, добрую женщину имеющую опыт работы именно с такими больными, но увы, получилось хуже, чем ожидала Катерина, в один из дней сиделка не выдержала и высказала всё, что думает о матери , о её хамском поведении, об унижении людей, которые хотят ей помочь, и ушла. Придя к Катерине домой, сиделка отдала деньги .

- У меня терпение золотое , когда я сидела с вами и ухаживала ,это было за счастье с таким больным работать, но здесь вы меня простите ,я не потерплю чтобы меня обзывали и оскорбляли –

Катя сидела молча , она понимала ,что опять наступили проблемы, успокоив расстроенную женщину, она на такси поехала к матери.
Та сидела, надув губы, на кровати. Медленно с палочкой Катя подошла и тяжело села на стул.

- Нельзя так мама , это живые люди , сегодня мы ходим , работаем ,а завтра может не наступить, понимаешь? . –

Катя говорила медленно, ей было тяжело выговаривать длинные фразы. Мать смотрела на неё, потом заговорила.

- У меня ведь Тамара умерла , прямо на улице.-
Потом, подъехав на коляске к стенке , стала вытаскивать и показывать, приготовленное смертное.

-Это моё, а это отцу - сказала она, не глядя на дочь.

- Я всё поняла ,не волнуйся, всё будет сделано как положено -

Были ещё две сиделки и тоже ушли , потом ещё одна, но уже, как заметила Катя, мать стала тише. Чаще стала разговаривать с дочерью после того, как они с дедом решили, что сиделок больше не будет. Катя готовила им кушать, дед помогал ей ,когда приезжал Володя ,тоже был рядом с женой.
Её не было ровно неделю, Катя отдыхала, набиралась сил, поэтому дед справлялся один. Чтобы матери не было грустно, он принёс котёнка, мать с ним постоянно играла .
Но у котят есть коготки , и вот по здоровой ноге котик, взобрался к матери на кровать .
Сначала никто не обратил внимание на маленькие царапки, но ранки не заживали, потом с трудом затянулись.
И где-то через месяц, сначала мизинец, а потом второй палец на здоровой ноге стали синеть.
Потом пошло выше, началась гангрена второй ноги. Ни о какой больнице ,мать и слышать не хотела , отец привозил своего друга хирурга, она отказывалась. Врач предупредил, как это будет развиваться и с какой скоростью. Как только заражённая кровь начнёт поступать в сердце, она умрёт.
Катерина делала обезболивающие уколы, кормила как маленькую из ложки. Мать постоянно спала.
Однажды она проспала почти сутки ,пришлось вызвать скорую .

- Вы всё правильно делаете, но приготовьтесь –

Мать очнулась и попросила кушать . У Кати она спросила всё ли она приготовила, получив утвердительный ответ, успокоилась ,а потом добавила.

- Вот никому не поверила, если бы сказали, что перед смертью буду на тебя смотреть. Скоро ты меня не будешь видеть. Рада, наверное? Но знай, я всегда жила, как королева, любые мои прихоти исполнялись.

Своя швея, свой парикмахер - все приходили ко мне домой и прислуживали. Мне стирали , убирали, делали ремонты , готовили, я только командовала ... Вот как я жила! Даже соседи мне подчинялись. В огороде работали, тебя же не всегда дождёшься. А вы всю жизнь пресмыкались- и отвернулась к стенке. Это были её последние слова, которые услышала от неё Катя.

Супруг остался с отцом, а она с сыном поехала домой, но уснуть не смогла, она ждала звонка, каждую минуту. В пять утра позвонил Володя. Она даже спрашивать ничего не стала, только сказала.

– Еду-

Она умерла 7 апреля, не дожив до своего 80-летия несколько месяцев, в канун праздника " Благовещение" , великого праздника перед Пасхой.

– Даже здесь Бога обманула – кто-то сказал из толпы, но Катя не смогла узнать голоса. Так, отец остался один. Он испытывал чувство невыполненного долга и вины. Может он не всё сделал для супруги при жизни? Как справиться с переживаниями, эмоциями, чувствами и научиться жить дальше? Ему было тяжело пережить смерть близкого человека, хотя у жены был очень непростой характер. Всё-таки почти 50 лет супружеской жизни, что-то стоили.

Дети старались приезжать к нему, и он был у них частым гостем. Но находиться одному в доме было не комфортно. Дочь не могла с ним постоянно находиться рядом. После похорон наступила такая усталость, что она от перенапряжения, волнения опять угодила в больницу. Сильная боль скрутила , и тело стали покрывать водяные пузыри , боль была в каждой клеточке , там, где они появлялись, пропадала чувствительность тела и днём, и ночью ставили обезболивающие системы только после этого она могла заснуть , всему виной был ослабленный иммунитет.

Лежать пришлось долго , ей казалось, что конца и края не будет , болезнь отступала с трудом, даже когда её выписывали она не могла сказать, что чувствует себя хорошо. Прикосновение одежды к телу вызывало невыносимую боль.


Со временем она поняла ,что чувствительность кожи пропала , можно было щипать, колоть, боли не было.
Она перестала выговаривать некоторые слова , и уже больше молчала, в доме, кроме телевизора никто больно и не разговаривал.


Дед выдержал свободную жизнь где-то месяцев девять, потом он уже стал настаивать, чтобы они все переехали к нему, причиной этому оказались женщины, они буквально стали его одолевать.


Одна периодически приходила убираться, другая пекла ему пироги и кормила и всем нужно было одно, чтобы он прописал их в доме.
Ему это надоело и уже со злостью он говорил, что у него есть дочь.
Катя очень не хотела в этот дом, ужасные воспоминания, которые не добавляли ни радости, ни здоровья. Но дед склонил на свою сторону супруга Кати и она тянула сколько могла, но всё равно пришлось переезжать.


Дед оказался прав, как же скучно было отвечать на эти нескончаемые звонки, с одними и теми же вопросами:

- А вы правда, родная дочь?-

Звонили и дышали в трубку, молчали, кто посмелее просил отца позвать к телефону. Только месяца через три телефон замолчал.

Они жили спокойно , дети с внуком приезжали постоянно. Сын тоже был рядом. Дед был в недоумении , он как-то не мог понять ,что дети могут приезжать просто так, без приказа и просьб о чём-то. К Кате приехала давняя подруга из Канады с семьёй, и вновь отец удивлялся, как дочери удаётся поддерживать дружеские отношения и разговаривать с людьми. Она смогла помириться с соседями, с теми, с кем всегда в ссоре была мать. Теперь они заходили к Кате и деду и во дворе пили чай.


Она любила отца . Он тоже изменился, стал мягче, приветливее и не в меру разговорчив, но рассказывал очень интересно. Она видела, что отец был счастлив, в доме никогда не было скандалов, тишина и покой царили в нём. Лишь дети нарушали тишину этого дома . Они приходили с кастрюлями шашлыка, разжигали мангал, резали салаты и все прекрасно проводили время.


Они жили вместе уже больше полугода , как-то сидя вдвоём с отцом на крыльце и перебирая укроп отец сказал:

- Я не знал, что ты такой хороший человек, прекрасная мать и добрая женщина. Прости меня дочка - она сидела ,затаив дыхание. Неся в руках шкатулочку, он отдал дочери оберег.

- Это оберег моей матери , он переходит по наследству, он твой. Старая железная иконка с большим крестом смотрела на неё. Она её гладила и улыбнулась

- Я помню её , мне бабушка показывала - он удивился, но промолчал.


Состояние Кати то улучшалось, то ухудшалось . Ишемическая болезнь сердца давала о себе знать. Когда становилось совсем плохо, отец вызывал скорую, и ей приходилось ехать в больницу, в кардиологию. В этот раз ей было совсем худо. Лечение одно: покой, покой и ещё раз покой. Но покой ей только снился. Отец стал плохо себя чувствовать. Он хорошо питался, аппетит был прекрасным, но он стремительно худел. У него периодически шла кровь носом, силы его таяли , он начал падать , она вызывала скорую.

- Ну что вы хотите возраст - её бесил этот ответ.
Не желая волновать дочь, в больницу он поехал сам. Его положили в неврологию, а потом в терапию. Выписался он весёлый, но в глазах дочь видела грусть. Катя ничего не могла добиться от него о поставленном диагнозе. Он её успокаивал и обещал, что всё будет хорошо, обнимал, как в детстве и она к нему тянулась. Её ладонь легла ему на спину. Её словно шарахнуло, ладонь снова легла на спину.

- Где, откуда этот холод? Лёд, лёд, что умерло, какой орган? - у неё в голове всё закружилось, тошнота подступила к горлу. Вечером, когда он сел поужинать, она как бы невзначай погладила его по спине .

- Ты хорошо кушай, а то совсем похудел - она поняла всё – это лёгкое , только не он, только не он, мы только соединились и почувствовали друг друга - кричала её душа.

Он угасал на глазах, худел не по дням, а по часам. Наконец, он показал ей снимок , на нём практически не было лёгкого , но она уже знала , что это рак .

- Можно было ехать в центральную , там делали такие операции , она всем своим существом возненавидела врача , друга его , который пообещал и протянул драгоценное время , ненавидела себя , что просмотрела, не увидела , ненавидела свою болезнь, которая притупила все её чувства и сделала слепой, но врача больше всего, за его бездействие, за то, что не отправил его в клинику, за трусость его.
Как - то зайдя на веранду , увидела отца, который сидел и гладил кошку .


- Папа, скажи мне ,где моя мать ?

- Не знаю - тихо сказал он


- Но Антонина ведь мне неродная. Не может же так родная мать, ненавидеть своего ребёнка?-

- В моей семье было одиннадцать детей - начал отец свой рассказ - но все они умирали один за другим в младенчестве. Я выжил. Став старше понял, что должен учиться, помогать родителям. Сначала техникум, потом институт, партийная школа , я был молод, всё мне было по плечу. Приезжая домой, я встречался с девушкой , мы любили друг друга, её звали Лена , она всегда меня ждала. Но я неожиданно заболел, у меня признали рак гортани и в Ленинграде сделали операцию, очень удачно, но был я там долго. Я знал, что она ждёт от меня ребёнка , моя мать была против нашего отношений и нашла мне невесту Антонину. Когда я выписался меня сразу поставили на инвалидность , пришлось подрабатывать фотографом , но когда я окреп и начал работать по партийной линии я искал её везде , она уехала в Крым и забрала с собой нашего ребёнка. Я искал её через свои связи так и не нашёл, возможно она уже фамилию поменяла. Искал года три. Мать настаивала на женитьбе с Антониной , да она была красива, но Лену я любил. Потом, когда я уже был заведующим загодпоставок и был женат, пришло письмо, в котором было написано, что если я хочу забрать свою дочь, то она находится в детском доме и адрес . Она тебя оставила там, как только родила , писала, что ты не нужна никому, а ей тем более. Тебе было уже пять лет. Пять лет в детском доме, прости, дочка, я не хочу слышать об этой женщине ....всё . -

Катя слушала исповедь отца , внутри всё кипело, ей хотелось крикнуть ему :

- Зачем, зачем ты меня забрал оттуда? Лучше бы там остаааавииил - её душа разрывалась на части, кричала, но найдя в себе силы, она обняла отца .
Он уже прекратил ходить. Дочь взяла на себя смелость и позвонила всем его друзьям , с кем он был в хороших отношениях:

- Если хотите встретиться и поговорить последний раз , приезжайте -
И почти каждый день кто-то, да и приезжал. Он просил друзей помогать дочери, а она всё это слыша, плакала.


Отец чаще стал просить дочь посидеть с ним рядом , как будто навёрстывал упущенное время. Говорить ему было трудно, поэтому он её просто обнимал.

-А в чём я буду одет, Катюш?-

Она доставала костюм, рубашку, галстук. Он улыбался.

— Красивый буду, спасибо тебе . -

На следующий день он уже прекратил разговаривать , она перевернула тазик ,чтобы он стучал , если вдруг её не будет рядом и он стучал.
Однажды, когда она сидела рядом с ним, он приподнялся, почти сел, потом обнял за плечи и привлёк к себе. Гладил её, как девочку, а она плакала.

-Я люблю тебя родной мой , всегда любила - но он устал , она помогла ему лечь , укрыла и отец заснул.
Утром они его помыли , кушать он отказался, только пил. Она вышла на воздух, посмотрела на небо, шум птиц привлёк её. Но чувство тревоги вдруг заполнило её душу: - папа -

Она развернулась и почти бежала, не обращая внимания на волочившуюся ногу
Отец лежал с открытыми глазами , он был мёртв: - Нет, нет, папааа, не пугай меня - кричала она.
Кое-как муж оторвал её от мёртвого тела , но она вцепилась мёртвой хваткой , разжав её руку, усадил в кресло.


Потом закрыл глаза отцу. Он умер в час дня , она выполнила всё, как и обещала. Катя ни слезинки не проронила на похоронах матери, но здесь, как будто отрывали заживо кусок . Слёзы текли сами ,текли молча , просто текли и остановить их было невозможно.


Уже к обеду вся улица была в машинах, встать было негде, ей выражали соболезнования , многие, как в детстве , называли Катюшей, друг детства, теперь адвокат, тихо сказал: - Катюш, завещание на тебя - она промолчала, её это сейчас не интересовало. Он пережил мать всего на два года, ему было 84.

Огромное количество венков, медали и ордена, и улица в машинах , и на соседней улице тоже машины , кто- то подходил периодически и что- то говорил, но у неё в голове было одно - она осталась одна на этом свете , почему-то именно эта мысль не выходила у неё из головы..
Автоматически говорила , что делать , что взять , что приготовить , чем кормить -всё как обещала отцу.


К ней подходили, предлагали помощь и искренне обнимали.
А он лежал красивый, как хотел, в белом костюме со своим любимым значком парашютиста , как бы напоминая всем, где он служил. Она смотрела на родное лицо и старалась запомнить эти черты.


После похорон они сидели на крыльце с мужем вдвоём , эмоций уже не было, только усталость давила на плечи. Муж принёс водку и рюмку : - Выпей, тебе будет легче - его поддержал сын.
Она посмотрела на поднос, потом налила себе рюмку водки и выпила, потом ещё и ещё , одну за другой, она в жизни не пила так много, но сейчас эта жидкость была для неё водой , она не чувствовала ни вкуса, ни запаха ,пила молча ,наливая и наливая. Потом нетвёрдой походкой, зашла в спальню и, не раздеваясь, уснула.


Когда супруг на следующий день сказал сколько она выпила , она ахнула, но организм её поддержал, как будто понимал, что это её спасение от стресса.


Так началась жизнь без отца. Ей казалось что он рядом, что стучит, она просыпалась ночью и не могла заснуть, ей слышались его шаги , голос.
Однажды она рассказала об этом своей соседке - набожной старушке, та быстро приняла какие-то меры, и с тех пор Катя уже не слышала ни стука, ни шагов. По совету той же старушки в церкви она поставила свечки и заказала панихиду .


Так проходили дни , один похожий на другой . Через год после смерти отца, Володя уволился с севера, он без того уже был на пенсии , а дорабатывать северный стаж он отказался , просто устал. Целый год не мог приспособиться к жизни на земле. Удивлялся, что не нужно никуда ехать, что под рукой дом, огород, понемногу стал вникать во всё и привык .

Сама она очень сдружилась со старушкой, звали её баба Зина , только лёгкая сетка отделяла их участки друг от друга, иногда они подолгу общались между собой.
С бабой Зиной она разговаривала с интересом, она была мостом между ней и её родителями.
Но то, что она рассказала Кате, не входило, ни в какие человеческие рамки.

- То, что ты из детского дома, мать твоя говорила всем, даже врачам, которые приезжали, всем соседям, подругам своим , она не могла простить отцу ребёнка от другой женщины. Она считала, что он её этим унизил. А за всё расплачивалась ты. Мать ненавидела , даже когда ты мыла окна. А я видела, как ты с ними возилась, так она приглашала свою подругу и та, перемывала всё, несколько раз звала батюшку, чтобы он освещал и дом, и огород -

Теперь перед Катей вырисовывалась полная картина, почему её ненавидела мать. Дочь соперницы, которая стояла перед глазами и всё время напоминала, что муж любил другую, а на ней женился потому, что так захотела мать.


- Но больше всего мне жалко твою бабушку – продолжала баба Зина. Катя, затаив дыхание, слушала - она её била, чем попало. Бабушка стала ходить в гости, пока не было матери, к соседке, напротив , у них был один возраст, так мать узнала и гнала её по улице палкой , бабушка падала , та её пинала, после этого бабушку твою мы не видели -

Зная мать, Катя верила бабе Зине и её подругам. Зачем им лгать? Всё происходящее в доме было у них на глазах.
Опять Катя вспоминала картины унижения её бабушки, не говоря уже о себе, внутри всё горело от обиды за близкого ей человека, но ничего не вернёшь, не отмотаешь жизнь назад, как киношную плёнку.

- А что же отец ? Как он разрешал так обращаться со своей матерью? – спрашивала она у старушек.

- Так она всё это вытворяла, когда отца не было дома, а бабушка боялась сыну пожаловаться -


- Дааа, всё тайное, когда-нибудь становится явным – подумала Катя.


Услышанное от соседей, не давало Кате покоя, она представляла несчастную бабушку, которой приходилось терпеть издевательство матери и всё это вылилось в очередной сердечный приступ. Её увезли на скорой , всё началось дома , сначала приехала одно скорая , тут же приехала другая с приборами , она всё говорила, что не поедет в больницу, что устала, но дышать становилось всё тяжелее.

Болела левая рука, грудь горела, как будто на неё положили раскалённые угли , она куда-то улетала , потом возвращалась , опять проваливались , слышала постоянно сирену , от тряски боль увеличивалась, она опять проваливалась в пустоту и черноту.


Её везли в соседний город, на ходу делая морфин , там уже ждали – диагноз инфаркт . Когда муж и молодой доктор вышли на крыльцо , у доктора тряслись пальцы, в которых он держал сигарету.

- Довёз, я думал, не довезу - они сели на скамейку и смотрели в одном направлении, только каждый думал о своём, а напряжение на лицах, говорило о пережитом стрессе.
Она как будто проснулась и услышала рядом тихий разговор

- Всё, она умерла, запишите время , да всё-таки ей уже 90 лет было, пожила - это не обо мне , подумала Катя, значит, я ещё жива - и снова провал.
Она с трудом подняла веки , несколько пар глаз смотрели на неё и улыбались:

- Выжила! Выжила! Четыре дня, мы уже все стали беспокоиться. -
На руках, груди были провода с обеих сторон странные квадратные
системы ,что-то вливалось в неё .
Она шла на поправку. Её поразила белизна и чистота помещения, наличие приборов, всё что происходило с ней шло на пульт , врач , красивая женщина, уверенно давала указания.


Её кормили с ложки, потом всё исчезало и опять она куда-то летела.
Катя попала домой только через месяц, с большим количеством рекомендаций. Дома её встречали дети, внуки.


После больницы через три месяца зять что- то предложил сыну и ещё через месяц они собрались, как всегда, на семейный совет.
- Мама, папа - начал зять - мы решили, что вы должны переехать к нам.
Мы надстраиваем второй этаж, у вас будут две большие изолированные комнаты , с гардеробом и отдельным санузлом , душем , интернетом и балконом . Ну что скажете!?- дети и внуки смотрели на родителей.

- Так решил я - сказал зять, мы долго думали, как вам будет лучше, вы под присмотром , и всем спокойно. –

Сын тоже сказал, что поможет с надстроем. Дочка была счастлива.
А вы у внуков спросили ?! - медленно сказала Катя и в голосе слышалась растерянность.

- Мы за ,за - подбежали и обняли бабушку.
Володя молчал , он понимал ,что одному при её заболеваниях ему тяжело.
Но, нужно думать. Они с мужем думали почти четыре месяца, взвешивая всё за и против.
Только ребята уже за это время сделали второй этаж и переехали туда, как бы подгоняя родителей, которые всё ещё сомневались.
И вот они всё же решились, вернее, она видя, что муж устаёт и у него давление поднимается. Что же делать? Правильно ли они поступают или неправильно ? Сомнения не покидали Катю до последнего. Или всё же идти в новую жизнь, что она даст - эта новая жизнь? Но чтобы это узнать, надо решиться и она приняла решение!

Готовясь к переезду, она перебирала документы, фото. Нашла свидетельство родителей о браке, дата, которая стояла в нём расходилась с датой её дня рождения , то есть они действительно поженились после её дня рождения. Были и старые фотографии, некоторые из которых были странно изрезаны , а многие фото с проколотыми глазами , то есть кто-то специально испортил фото. В доме почти в каждом месте, где была щель, торчали сложенные листки, в которых были заговоры, они странные со старинными словами, бабушка учила её заговорам на лечение, но таких слов близко не было. Мать ворожила, но это была чёрная магия, поэтому она всё сожгла.

Сегодня Катя ещё живёт в доме родителей, но дети торопят, для них уже готово отдельное крыло, с уютными комнатами, удобной и большой ванной комнатой и обещанным балкончиком. Вспоминая все последние дни свою жизнь, она устала. Прожила её будто второй раз.

Жизнь у Кати она была тяжёлой, даже страшной. На чей-то взгляд, она прожила её неправильно, но по-своему. Именно так ей подсказывало её сердце. Она воспитала прекрасных детей: они выросли красивыми, сильными и порядочными людьми. Они, как и родители, считают, что ,главное и ценное в жизни – это семья. Удивительно, как человек, не знающий с детства ласки, нежности и любви, смогла воспитать эти чувства в детях и внуках. Однажды, попросив внучку говорить тише, потому что дед спит, тут же услышала:

- Не дед, а дедуля, ты, что забыла, бабуль?-

Ей пока позволяет здоровье, помогать внукам с уроками, ей это только в удовольствие. Она обожает своего зятя, которого полюбила с первых дней, наверное, поэтому почувствовав искренность её чувств, он захотел жить рядом с мамой супруги.

Сын, всегда звонит и интересуется здоровьем родителей. Разве это не счастье? Все боятся прожить жизнь зря. Катя может этого не бояться. У этой маленькой женщины хватало на всех тепла, любви, нежности и заботы. А долг, он платежом красен! Вот такие дела у неё на сегодня.

Закончился мой рассказ "Воспоминания". Мне он дался нелегко, что уж говорить о нашей героине. Нелегко он дался и моим читателям, уж больно резкие высказывания сыпались в мой адрес. Но мои читатели люди с большим жизненным опытом, неравнодушные и эмоциональные, за это я их и люблю. Я желаю Кате счастья, она его заслужила.

КОНЕЦ


Рецензии