Взаимоотношения
Люди, которые еще находятся в процессе духовного роста (то есть еще налаживают взаимодействие своих тел), нуждаются в поведенческих ориентирах. Именно о них (ориентирах) мы и поговорим далее. При этом, за образцы откровенного прагматизма будем принимать правила, сформулированные ЛаВейем. Как примеры религиозных принципов будем рассматривать рекомендации Христа, Кришны и других духовных учителей человечества.
Основной закон человеческого общения, который иногда называют «Золотым правилом», сформулирован Иисусом Христом в следующей фразе. Матф. гл.7.
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Прагматическое прочтение этого закона выглядит следующим образом.
«Сатанизм придерживается измененной формы Золотого Правила. Наша интерпретация его такова: "Воздай другим то, что воздали тебе они", потому что если "Воздаешь ты каждому, как воздали бы тебе они" а они, в ответ, относятся к вам плохо, самой человеческой природе противно продолжать относиться к ним с уважением. Вы могли бы воздать другим, как если бы воздали они вам, но если ваша обходительность не была возвращена, к ним следует относиться с заслуженной ими яростью.»
Рассуждения ЛаВейя полностью повторяют библейский сюжет с прощением долгов, приведенный во введении. В основе «Золотого правила» лежит принцип «зеркала». В окружающем мире человек видит те проблемы, которые находятся у него внутри. Иногда это пытаются выразить законом: «Подобное притягивает подобное». Закон этот отмечен в библии следующими словами:
Матф. гл.7.
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
В некотором смысле этот закон является аналогом физического закона о равенстве действия и противодействия. Отметим, что этот закон не является желанием человека. Он срабатывает также как и остальные законы природы. То есть это естественная реакция человека на характер взаимодействия с ним. Поэтому, Христос и рекомендует планировать воздействия на другого человека таким, каким ты хочешь чтобы воздействовали на тебя. На основе этого закона у того человека должна появиться аналогичная реакция на ваше действие.
Но в том случае, когда человек не придерживается «человеческой» логики общения возникает ситуация, описанная ЛаВейем. Аналогичные действия описаны в библии, когда царь отдал своего должника истязателю за то, что этот человек будучи прощенным, не простил небольшой долг своему должнику.
Некоторые важные христианские правила человеческого общения приведены в
Матф. гл.5.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
И далее:
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоих;
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
И еще ода важная заповедь
Иоан. гл.13.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Приведем точку зрения предельного прагматизма по этим вопросам.
«"Любите друг друга", - сказано в высшем законе, но что за смысл вложен в эти слова? На каком рациональном основании покоится этот стих любви? Почему я не должен ненавидеть врагов моих; ведь если я "возлюблю" их, не отдаст ли это меня в их власть?
Естественно ли для врагов творить добро друг другу, и ЧТО ЕСТЬ ДОБРО?
Может ли изорванная и окровавленная жертва "любить" омытые кровью челюсти, что разрывают ее на части?
Не являемся ли мы все инстинктивно хищными зверьми? Если люди перестанут охотиться друг на друга, смогут ли они продолжать свое существование?»
Здесь со всей своей эмоциональностью ЛаВей обрушивается на принцип любви к своему ближайшему соратнику. Именно в таком контексте этот принцип был провозглашен Иисусом Христом. И термин «любовь» он трактует в том смысле, который ему придали толкователи писаний. С нашей точки зрения любовь следует понимать в смысле осознанного принятия человека. Более подробно мы остановимся на этом в третьей части книги. А мнение ЛаВейя о содержании понятия «любовь» можно увидеть в следующем отрывке.
«Не являются ли "вожделение" и "плотская страсть" более подходящими терминами для определения "любви" в приложении к продолжению рода человеческого? Не есть ли "любовь" лебезящих священных писаний простой эвфемизм для сексуальной деятельности, или "великий учитель" был восхвалителем евнухов? »
Здесь явно видно, что термин «любовь» он трактует с ярко выраженным сексуальным оттенком.
«Любить врагов своих и творить добро тем, кто ненавидит и использует тебя - не есть ли это презренная философия спаниеля, который перекатывается на спину, когда его пнут?
Ненавидь врагов своих всем сердцем, и, если кто-то дал тебе пощечину по одной щеке, СОКРУШИ обидчика своего в его другую щеку! Сокруши весь бок его, ибо самосохранение есть высший закон!
Подставляющий же другую щеку, есть трусливый пес!
Удар за удар, ярость за ярость, смерть за смерть - и все это с извлечением обильной выгоды! Глаз за глаз, зуб за зуб четырехкратно и стократно! Стань Ужасом для противника своего, и, идя путем своим, он обретет достаточно опыта, над коим следует поразмыслить - этим заставишь ты уважать себя во всех проявлениях жизни и дух твой, - бессмертный дух твой будет жить не в неосязаемом раю, а в мозгах и сухожилиях тех, чьего уважения ты добился.»
Очень эмоциональные высказывания. Но он сам себе противоречит. Во главу своего мировоззрения ЛаВей кладеть логику и беспристрастный анализ, которым сам он далеко не всегда следует. От сексуальных намеков он перескакивает к чувству мести.
«Сатанизм представляет милость к тем. кто заслужил ее, вместо любви, потраченной на льстецов!
Нельзя любить всех; смешно думать, что это возможно. Если вы любите всех и вся, то теряете естественную способность выбора и превращаетесь в плохого судию характеров и качеств. Если чем-либо пользоваться слишком вольно, оно просто теряет свой истинный смысл. Поэтому, Сатанист верит, что нужно любить сильно и в полной мере тех, кто заслужил вашу любовь, но никогда не подставлять другую щеку врагу своему!
Любовь - одна из сильнейших эмоций, испытываемых человеком; на втором месте после нее стоит ненависть. Заставлять себя чувствовать любовь без разбора весьма противоестественно. Пытаясь любить всех, вы только принижаете свои чувства к тем, кто нуждается в ней. Подавленная ненависть может привести ко многим физическим и эмоциональным расстройствам. Научившись высвобождать свою ненависть к тем, кто заслужил ее, вы очистите себя от злокачественных эмоций и потребности выплеснуть сдерживаемую ненависть на ваших любимых.
Следует заметить, что в истории мира не было еще великих движений "любви", которые не заканчивались бы убийством неисчислимого количества людей ради того лишь, чтобы доказать им, сколь любимы они! У всех лицемеров этой земли карманы всегда набиты любовью!
Каждый фарисейский набожник, утверждающий, что надо любить своего врага, даже будучи оскорбленным им, утешает себя мыслью о том, что врага его постигнет кара божья. Вместо того, чтобы признаться себе в том, что и они сами в силах ненавидеть своих противников и относиться к ним подобающим образом, они говорят: "Значит, на то воля божья" и "молятся" за них. Зачем унижаться, проводя столь неточную политику?
Сатанизм всегда связывался с безжалостном и жестокостью, но лишь потому, что люди страшились повернуться лицом к правде, а правда состоит в том, что человеческие существа вовсе не такие добрые и не такие любвеобильные. Только потому, что Сатанист признает себя способным и к любви и к ненависти, он считается злобным. Однако, наоборот, именно потому, что он способен выпускать свою ярость через ритуальное выражение, он намного сильнее способен к любви - к более глубокой любви. Искренне распознавая и признавая любовь и ненависть, которые он способен прочувствовать, он не может спутать одно с другим. Тот же, кто не в силах испытать одно из этих чувств, не может в полной мере испытать другое.»
«Самый сильный инстинкт во всякой живой твари - инстинкт самосохранения, который приводит нас к последнему из семи смертных грехов - гневу. Разве не инстинкт самосохранения пробуждается когда кто-то наносит нам обиду, когда мы становимся достаточно разгневанными, чтобы защитить себя от дальнейших атак? Сатанист практикует принцип: "Если ударят тебя по одной щеке, сокруши обидчика своего в другую его щеку!" Не оставляйте ничего неудовлетворенным. Будьте львом на тропе, опасным даже в защите!»
Здесь затронута важная тема о лицемерности многих официальных представителей христианской церкви. Но Иисус Христос также гневно отзывался о фарисеях и книжниках, которые в то время представляли религиозных служителей.
«Несмотря на то, что Бог во всех этих религиях в основном один и тот же, каждый рассматривает избранный другими путь как предосудительный, и, более того, в довершение ко всему, набожники еще и МОЛЯТСЯ друг другу! Они презирают своих правоверных братьев за то, что их религии несут на себе другие ярлыки и, каким-то образом, эта враждебность должна быть высвобождена. И как нельзя лучше сделать это через "молитву"! Сколь лицемерным является способ сказать: "Ненавижу тебя до смерти" через такое слабо замаскированное средство, известное как молитва за своего врага! Молиться за собственного врага - значит проявлять дешевый гнев и, без сомнения, самого претенциозного и напускного свойства!»
Очень верное замечание о методе благословения своих врагов. Из приведенных высказываний Иисуса Христа видно, что ЛаВей практически стоит на позициях Ветхого Завета (это тоже Библия). Там тоже указан принцип «око за око, зуб за зуб». Это принцип применяется и язычниками, которые исповедуют духов природы. То есть, это вполне понятный природный закон равновесия. Но Христос идет дальше. Он требует выполнения закона более высокого порядка, который даст необходимый духовный рост человеку.
Мне кажется, что Христос в пунктах 20-22 усиливает ответственность человека за свои поступки. Он говорит о том, что не только физические действия типа убийства или драки, которые наносят урон физическому телу, но и словесные высказывания, наносящие душевную травму, подлежат искоренению из повседневной жизни. Эти наставления можно использовать чисто формально и человек перестанет произносить оскорбительные слова. Но, нам кажется, что Иисус использует это противопоставление, для того чтобы показать различие между формальным отношением и полноценной человеческой реакцией.
Его цель показать путь в Царство Небесное. А для этого надо развить в себе праведность, превосходящую праведность, предусмотренную действующими религиозными нормами.
Матф. гл.5
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Заповедь из Ветхого Завета "око за око и зуб за зуб" должна была служить ограничению чувства мести, в том случае, когда человеку нанесли урон. Здесь был установлен верхний потолок компенсационных требований со стороны пострадавшего. В принципе пострадавший мог просто простить своего обидчика и не мстить ему. Но если чувство мести было нестерпимым, то с помощью этой заповеди пострадавший мог спасти себя от ослепления этим мощным переживанием.
По поводу удара в одну щеку Христос говорит о том, что надо сдержать первый порыв гнева. По поводу второго удара по другой щеке здесь ничего не сказано. Аналогичная заповедь есть и у буддистов. Но они ее дополняют поговоркой, что больше двух ударов даже Будда не терпит.
В заповедях 40-42 Иисус говорит о необходимости в таких ситуациях попробовать сделать шаг на встречу и лучше понять действия ближнего. Но здесь также надо иметь ввиду, что каждая заповедь имеет свое дополнение, которое сдерживает бездумное ее применение. Так заповедь «не воруй», естественно дополняется заповедью «не позволяй себя обворовывать». Человек не должен быть жертвой мошенников, играющих на его религиозных и человеческих чувствах.
По поводу очень сильных утверждений 43-48 можно высказать следующие соображения.
Ключевое понимание содержится в пункте 45. Здесь отношения человека к другим людям сравнивается с Солнцем, которое светит всем и дождями, которые проливаются на всех одинаково. При таком отношении человек понимает, что все люди, которые имеют в себе человечность, являются проявлением Единого Бога. И это понимание дает им силу любви к ближнему. Оказавшись в различных конфликтных ситуациях из-за возникших социальных проблем, надо базировать свою реакцию именно на этом чувстве общности людей и на человечности. Любовь к врагам своим предполагает именно это и ничего другого. Благое слово для проклинающих должно напоминать им об общей человеческой природе всех людей. Более того, если злословие или проклятье относится к конкретному человеку или предмету, то его действие нейтрализуется благими словами в адрес этого предмета или человека. А молитва, за обижающих и гонящих, должна содержать просьбу об их просветлении и возврате их к человеческому началу. На основе этого осознания всеобщей и божественной природы человечности люди приветствуют не только братьев своих и любят не только, любящих их. И слово «любовь» всегда надо понимать в смысле принятия конкретных особенностей человека, которые он получил при рождении. А так же уважать его решение о том как он относится к своему истинному Я. Следует ли он его советам или идет на поводу уловок своего ложного самоотождествления.
Однако, полная реализация заповедей Христа возможна только в процессе трансперсонального переживания конфликтной ситуации. Люди, имеющие полностью развитое человеческое сознание пройдут этот этап быстро. Для менее духовно развитых людей это будет мучительный и болезненный поиск решения. Ибо в этих ситуациях явно присутствует обида на несправедливое отношение. Полностью это чувство обиды может исчезнуть после проделанной работы по выяснению глубинных составляющих этого конфликта. Что то человек увидит в себе, где более правильно начнет понимать законы мироздания. И это ощущение правильности найденного решения и адекватности своей позиции снимет все болезненные ощущения. Если сравнить это с театром, то чувство радости за успешную постановку относится и к «положительным» героям и к «отрицательным».
Можно пояснить позицию автора следующим примером. Если человек упал с большой высоты, то в силу природных законов он упадет на землю и разобьется. Однако, бывают случае, когда он остается жить, отделавшись испугом. Иногда после такого происшествия у человека проявляются экстраординарные способности. Такой случай, можно рассматривать как «чудесное» спасение, пока еще необъясненное наукой. Но если человек обладает способностью к телепортации или левитированию, то он сознательно используя свои возможности может избежать смерти. В таком случае нет никакого чуда. Просто человек использует более общие законы мироздания, чем закон тяготения.
Так и с чувством обиды, ненависти, желания отомстить. Это естественные реакции организма на возникшую ситуацию. Человек может пытаться ослабить стресс или забыть о нем и «простить» обидчика. Но если человек еще не развил свою человечность в полном объеме, то эта обида уйдет в подсознание и перерабатывать ее там придется через трансперсональные переживания.
Люди, обладающие «человеческим сознанием» в общественных отношениях могут выступать как конкуренты, могут оказаться врагами. Одни из них могу злословить на других, обижать и притеснять. Мне представляется, что именно к таким людям и относятся заповеди Христа. Но в обществе есть и другие люди, у которых сознание имеет «животную» природу. И эта природа не изменится воспитанием и душеспасительными беседами. Скорей всего, ЛаВей с его точкой зрения на человека как на «животное», писал свои рекомендации именно для общения с представителями этой части человечества.
Животные, которые выступают в цирке могут создать видимость и доброжелательности и безобидности. Однако все их поведение построено на дрессировке. «Кнут и пряник» страх и боль вот основные принципы воспитания пристойного поведения у них. Именно эти принципы и продекларировал ЛаВей.
Еще одним важным аспектом взаимодействия людей является использование своих природных способностей. Как правило, люди относятся спокойно когда человек обладающий вокальными способностями, зарабатывает себе на жизнь пением. И так со всеми другими способностями кроме одной. Человек обладает привлекательной и сексуальной внешностью. И эти свои данные начинает использовать для получения выгоды. Такое применение природных свойств вполне в рамках прагматического отношения к жизни. Вот что пишет ЛаВей.
«Если женщина привлекательна или сексуально притягательна, она должна сделать все, что в ее власти, чтобы стать соблазнительной насколько возможно, тем самым используя секс в качестве своего самого сильного оружия. Завладев вниманием мужчины с помощью сексуальной притягательности, она вольна использовать его по своему усмотрению».
Такие же правила действуют и для мужчин. Эти приемы могут быть очень эффективны. Применение сексуальности подобным образом идет в разрез с желанием развить человечность (духовность). Связь сексуальности и духовного развития человека подробно рассматривалась автором в книге «Мифы сознания или истина наоборот».
Проблемой соотношения человечности с категориями добра и зла занимался А.Г. Маслоу. В результате своих исследований он пришел к выводу, что человеческая природа изначально лежит выше границы отделяющей добро от зла. Она имеет конкретные особенности, проявляясь в каждом индивидууме, но она не зла от природы. Агрессивное поведение у людей появляется в случае угрозы удовлетворения их базовый потребностей.
Кроме понятия «ближний» в обще важную роль играет дополняющее его понятие «враг». Выше мы уже писали о том, что страх является самым фундаментальным чувством в жизни человека. Там уже было отмечено, что есть две разновидности страха. Это «животный» страх, связанный с проблемой существования физического тела, и страх «высший», относящийся к проблеме страданий души после смерти.
В области взаимоотношений людей добавляется еще один фактор страха. Как уже было написано ранее, на одной из стадий развития предчеловеческие существа распались на два вида. Хищный вид, который употреблял в пищу себе подобных, и люди, которые оказались в качестве корма. Это явление адельфофагии повлекло за собой формирование устойчивого страха перед существом, которое внешне похоже на тебя, но не является тебе подобным. Этот страх привел к демографическому взрыву и быстрому расселению предчеловеков по планете. Предлюди убегали от «хищников в теле человеческом». При этом были освоены даже территории, мало приспособленные к жизни.
Страх перед себе подобным вызывает отношение к нему как к потенциальному врагу в качестве первой реакции. Затем может сработать принцип, что лучшая защита это нападение. Все это ведет к росту агрессивности в человеческом сообществе. Люди начинают активную борьбу со «злом», которая может их самих поработить и сделать «злыми».
Эту тонкую грань хорошо охарактеризовал Н. Бердяев.
«Борьба против зла легко сама приобретает характер зла, заражается злом. … Слишком большие враги зла сами делаются злыми. Это парадокс борьбы со злом и злыми: добрые для победы над злыми делаются злыми и не верят в другие способы борьбы со злыми, кроме злых способов. Доброта вызывает к себе пренебрежительное отношение и кажется неинтересной и пресной. Злость же импонирует и кажется интереснее и красивее. Люди борьбы думают, что злость умнее доброты. Проблема тут в том, что, в сущности, нельзя осуществлять целей добра, добрых целей. Это слишком легко ведет к злу, к злым средствам. Нужно быть в добре и излучать добро. Только Евангелие преодолевает это перерождение борьбы со злом в новое зло, признает осуждение грешников новым грехом. Нужно человечно, с добротой относиться и к дьяволу.»
Евангелие ничего не преодолевает. Преодолеть может только человек, который выйдет за пределы дуализма в область трансперсональных переживаний. И к дьяволу он сможет отнестись так, как тот того заслуживает. Ибо понимание дьявола тоже лежит в трансперсональной области.
«Существует диалектика отношения к врагу и злому. Вы начинаете бороться во имя добра с врагом и со злом. Но вы кончаете тем, что сами проникаетесь злом. Основная моральная проблема нашего времени есть проблема отношения к врагу. Врага перестают считать человеком, к нему не должно быть человеческого отношения. В этом произошло наибольшее отступничество от евангельской истины. Я не думаю, чтобы существовали безнадежно демонические натуры, т. е. натуры, над которыми тяготеет фатум демонической одержимости, как не думаю, чтобы существовали демонические народы. Существует лишь демоническое состояние людей и народов. Поэтому ни над кем не возможен окончательный суд.»
По вопросу существования демонических и «нечеловеческих» натур автор категорически не согласен с Н. Бердяевым. Именно, существование разных типов людей делает столь сложным и запутанным вопрос человеческих взаимоотношениях.
«Как существует диалектика отношения к врагу, в силу которой борющийся со злым врагом во имя добра становится злым, так существует и диалектика смирения, в силу которой оно превращается в пассивность перед злом, в приспособление к злу. Также есть диалектика наказания за преступление, которое само превращается в преступление. У людей есть непреодолимая потребность в козле отпущения, во враге. который виновен во всех их несчастьях и которого можно и даже должно ненавидеть. Это могут быть евреи, еретики, масоны, иезуиты, якобинцы, большевики, буржуазия, международные тайные общества и т. п. Революция всегда нуждается во враге для своего питания и выдумывает врага, когда его уже нет. То же самое и контрреволюция. Когда найден козел отпущения, то человек чувствует себя лучше. Это есть объективация зла, выбрасывание его во внешнюю реальность. Государство право бороться с преступлениями и со слишком сильными внешними проявлениями зла, но оно само совершает преступления и делает зло. Как самое холодное из чудовищ (выражение Ницше), оно совершает преступление и творит зло бесстрастно и отвлеченно. Поддерживая право, государство хранит добро, но оно создает и свое особенное зло. Объективируется злая потребность испытать радость жестокости, коллективное удовлетворение от причинения боли, от права наказывать и присутствовать при наказании.»
Необходимость в «козле отпущения» проистекает из нежелания принимать ответственность за свою жизнь на себя. Любое государство основывается на власти. Поэтому, оно любит власть, и не очень любит защищать права человека. Фактически государство перехватило на себя полномочия «хищных» гоминид. Все члены общества обязаны платить дань (налоги) на существование государства. Жертвовать своими жизнями, если государство объявляет войну. И цели государства объявляются более значимыми, чем цели отдельных индивидов. Хотя идеологически, государство преподносится как «слуга народа».
«Две противоположные причины вызывают зло в человеке. Или образовавшаяся в душе пустота вызывает притяжение зла. Или страсть, ставшая idee fixe и вытеснившая все остальное, перерождается в зло. Таковы, напр., страсти честолюбия, скупости, ревности, ненависти. Страсть сама по себе не есть еще зло, но она легко перерождается в зло и ведет к потере внутренней свободы. Возможна и страсть смерти. Человеку, в котором уже образовалось нравственное и религиозное сознание, трудно совершить первое преступление. Но одно преступление легко порождает второе преступление, и человек входит в магическую преступную атмосферу. ... Трудно вступить на путь террора, но потом трудно остановиться, прекратить его. Зло есть прежде всего потеря цельности, отрыв от духовного центра и образование автономных частей, которые начинают вести самостоятельное существование. Добро же в человеке есть внутренняя цельность, единство, подчинение душевной и телесной жизни духовному началу... Идея ада была не победой над злом, а увековечением зла »
Да, духовная пустота заполняется «грехом». Пустота это отключение от высших тела. Грехи возникают от зацикленности человеческого эго на получении удовольствий. И само оно от этого избавится неспособно, так как они составляют его суть. От греха люди становятся пьяными.
«Человек с трудом выносит, что он в этом мире есть смертное существо и смертно все, что в нем и с ним происходит. Поэтому проблема зла есть прежде всего проблема смерти. Победа над злом есть победа над смертью. Зло есть смерть, победа над злом есть воскрешение жизни, возрождение к новой жизни. Убийство, ненависть, месть, измена и предательство, разврат, рабство есть смерть. Богочеловеческая победа над последним врагом —- смертью есть победа над злом. Это есть победа любви, свободы и творчества над ненавистью, рабством и инерцией, победа личности над безличностью. Последний враг — смерть имеет и положительный смысл.
Трагическое чувство смерти связано с острым чувством личности, личной судьбы. Для жизни рода ничего трагического в смерти нет, жизнь рода всегда возобновляется и продолжается, она находит себе компенсацию. Смерть поражает более всего наиболее совершенные и индивидуализированные организмы. С острым чувством личности связано и острое чувство зла. Положительный смысл смерти в том, что ее неизбежность для личного существования свидетельствует о недостижимости бесконечных задач жизни и неосуществимости полноты жизни в пределах этого мира и этого времени».
Итак, здесь прозвучал очень коварный термин «богочеловечность», которая дает окончательную победу над злом. Мы уже отметили, что для богословия очень важно разобраться с природой Иисуса Христа. Термин «богочеловек» очень легко снимает все теоретические проблемы борьбы со злом, устранения страданий, реализацию настоящего чувства любви и так далее.
Но здесь сразу всплывают очень неприятные для богословия вопросы. Какие люди могут реализовать в себе эту самую богочеловечность»? И могут ли вообще ее реализовать? Если могут, то укажите пожалуйста путь достижения этого состояния. Если не могут, то зачем о ней вообще писать. Все равно все останется как и было раньше.
«Смерть, это предельное зло, есть один из путей к вечности. Бесконечная жизнь в условиях нашего ограниченного существования была бы кошмаром. Прохождение через смерть также нужно для нашей личной судьбы в вечности, как нужен конец мира для свершения его вечной судьбы. Противоречия и задачи человеческой и мировой жизни неразрешимы в этом зоне, и потому нужен переход в иной эон. Поэтому возможен не только ужас перед смертью, но и притяжение смерти. Мысль о смерти иногда утешает человека, когда противоречия его жизни становятся непереносимыми, когда зло вокруг него слишком сгущается. Фрейд признал инстинкт смерти не только более высоким, чем инстинкт половой, но и единственным высоким в человеке».
Фактически невозможность победить ужас перед смертью в этом эоне ставит крест на любой попытке духовного развития. Очень печальный вывод.
«Терпение есть добродетель, но она может превратиться в зло и потворствовать злу.»
С этим можно вполне согласится и вспомнить, что даже Будда не терпит больше трех раз.
Свидетельство о публикации №221061000180