О человеке, преданном профессии и детям

          
    ЮЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА НИЖНИКОВА была прекрасным знатоком  русского языка и литературы, преданным своей профессии и детям. На уроках она говорила  тихим спокойным голосом, и не повышала его. Ученики внимательно слушали  и выполняли ее указания, среди них были тихони и шалуны.  В присутствии учителя  они не позволяли себе говорить громко. Весь класс замирал, когда Юлия Васильевна по памяти читала  большие отрывки из поэтических или прозаических произведений.        Она так   проникновенно читала, что  непроизвольно вызывала смех или слезы   у  воспитанников. Слезы лились   по щекам,  и никто  не спешил смахнуть их.
    Все с удовольствием шли на ее уроки, даже те, кто   получал двойки,   а в  школьной тетрадке с домашней работой, очередным диктантом или сочинением  вновь  множество  ошибок, они подчеркнуты красными чернилами, и их невозможно  не заметить.  В классе все дружно склоняли   головы над тетрадками,  проводили работу над ошибками, думали, как не совершить новых, чтобы не огорчить  учительницу и родителей. А скромная учительница вновь собирала огромную стопку  тетрадей, откладывала их на соседний стол, чтобы вернуться к ним буквально через час или два. Заканчивались уроки, она  проводила  классный час или подводила  итоги работы за день со своим классом,  затем   уходила в учительскую на очередное совещание или заседание. Затем  вновь возвращалась  в свой кабинет, пододвигала    стопку ученических  тетрадок, в них, точно так же, как  проделывала это вчера и намного раньше, красными чернилами начинала исправлять, подчеркивать  ошибки своих  учеников. Ей приходилось часто задумываться: «Насколько слышат ее  ученики, и почему вновь допускают  одни и те же ошибки? Ведь они не раз проверяют свои письменные работы в школе и дома,   проделывают  работы над теми же ошибками». Но она понимала, насколько сложен  русский язык. Одинаково уважительно относилась к отличникам и двоечникам. Приглашала всех на дополнительные занятия, где снова объясняла, как правильно использовать правила орфографии и синтаксиса,  просила быть внимательнее в написании следующего текста.
    Лишь к вечеру она уходила домой, положив в большую сумку те стопки  тетрадей, которые не успела проверить в школе. А дома ожидало продолжение не оконченной в школе работы. Она  писала, читала, готовилась к очередному уроку или тематическому вечеру, продолжала проверять  тетради, смотрела на стеллажи с книгами своей огромной библиотеки, в основном   классической литературы.  В них  оставляла очередную закладку для урока или внеклассного часа.
     Двери ее кабинета  были постоянно открытыми.  Во время урока невозможно было услышать  громко произнесенных слов учителя, не позволяли заниматься посторонними разговорами ученики,  не зависимо от  возраста и характера.  В этом кабинете не было принято говорить громко.
    Ребята с удовольствием готовили  спектакли к очередному утреннику или вечеру, успешно выступали на школьной сцене, в цеху завода или  подшефном детском саду,  смеялись и радовались, что у них получается, как у настоящих артистов, вместе с ними радовалась и  учительница.
     Юлия Васильевна была добрым, отзывчивым на чужие проблемы человеком. Несколько лет мы были с ней  соседями по даче. Как начинающие садоводы, постоянно получали множество полезных советов.  Но в памяти и другая помощь, которая приходила от нее в те дни, когда я после перенесенного тяжелого заболевания вновь вернулась к работе.          КАКИМИ ТРУДНЫМИ БЫЛИ ДЛЯ МЕНЯ ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ РАБОТЫ В ШКОЛЕ?! Веду урок, произношу одно предложение и мысленно готовлю себя к тому, что произнесу за ним. Я боялась, что забуду произнести нужное слово. На  урок в десятом классе попросила прийти  Юлию Васильевну. Она села за последнюю парту, весь урок не сводила с меня улыбчивых глаз,  постоянно кивала головой в знак правильности сказанных мною слов. Когда закончился урок, она в учительской расцеловала меня,  утвердительно сказала, чтобы я перестала волноваться, с речью у меня все хорошо.  Подобную  поддержку получали от    нее и  другие коллеги по работе,   ее ученики,  их родители.
     В числе первых ЮЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА НИЖНИКОВА пришла во вновь открывшуюся школу №68, одной из первых   ушла из нее на заслуженный отдых. Став пенсионеркой, она несколько лет  лечилась от хронических заболеваний, рано ушла из жизни. Ее похоронили на городском  кладбище.
     В памяти своих коллег и выпускников она осталась  добрым, заботливым, внимательным, прекрасно знающим свой учебный предмет школьным учителем.


Рецензии